Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Зона развития”

[16:34 02 сентября 2010 года ] [ День, № 156, 2 сентября 2010 ]

Зависит ли качество учебы от количества компьютеров.

Одной из проблем современной средней школы, ее инновационного развития, ныне считают недостаточную ее компьютеризацию, что, по мнению многих экспертов, является основным препятствием на пути распространения информационных технологий в учебном процессе. Вчера, в приветствии по случаю Дня знаний и начала учебного года, Виктор Янукович высказался, что считает развитие интеллектуального потенциала нации приоритетом своей деятельности. “Как Президент Украины своими приоритетами и задачами национальной безопасности вижу заботу о развитии интеллектуального потенциала нации, формировании экономики, основанной на знаниях”, — сказано в нем.

Недавно компания “Майкрософт Украина” при поддержке Министерства образования и науки Украины провела онлайн-исследование “Инновации в учебе” и пришла к выводу, что компьютеризация украинских школ недостаточна. Исследование провели весной этого года — опросили 3 864 украинских педагога, — и выводы касаются двух аспектов. Во-первых, украинские учителя компьютеризацию в школе назвали недостаточной, а техническую базу — устаревшей. Во-вторых, педагоги сказали, что “существует проблема недостаточной интеграции существующих информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс”. 83% участников опроса отметили, что основным препятствием на пути распространения информационных технологий в учебном процессе является недостаточное количество компьютеров для учеников. По информации министра образования Дмитрия Табачника, сейчас в Украине в 96% всех школ есть компьютеры, в 86% — интернет. При этом, по данным “Майкрософт Украины”, в начале этого учебного года в Украине на 1 персональный компьютер приходится 28 учеников общеобразовательных учебных заведений. Аналитики компании сравнивают — в Европе и США в среднем аналогичный показатель составляет 5-7 человек на 1 ПК.

Опрос также показал, что педагоги и ученики имеют больше доступа к ИКТ за пределами школы, чем в классе. Например, 70% учеников имеют доступ к компьютерам вне школы, 74% имеют мобильные телефоны. При этом каких-либо существенных отличий в этих показателях для разных регионов Украины не наблюдается.

— Сфера образования — это приоритетная область развития для построения в Украине экономики знаний — экономики нового типа, построенной на инновациях. Наша задача — помочь государству развивать эту сферу эффективнее. Такие инициативы Microsoft, как программа “Партнерство в учебе” и конкурс “учитель-новатор” направлены на то, чтобы передовой опыт лучших преподавателей распространялся и приносил свои плоды обществу. Тысячи украинских преподавателей поддержали наши начинания и приняли участие в оценке уровня использования ИКТ в учебном процессе”, — отметил директор по работе с государственными органами и учебными заведениями “Майкрософт Украина” Владислав Радиш.

Также в исследовании отмечается, что подготовленность в сфере ИКТ для учителей уже не является самым серьезным препятствием для использования информационных технологий в учебе — об этом заявили 67% опрошенных. В компании “Майкрософт Украина” это объясняют повышением уровня владения ИКТ самими учителями и эффективностью внедрения ИКТ в образовании. Впрочем, существуют некоторые региональные отличия в значении этого показателя. Так, если в Черниговской области не оценивают подготовленность в сфере ИКТ как серьезное препятствие (для введения инноваций. — Авт.) 78% учителей, то в Николаевской области таких — 61%.

Организаторы обещают проводить такие исследования ежегодно, чтобы “отслеживать качественные изменения в украинском образовании и темпы введения инноваций среди украинских педагогов”. Но можно ли инновации в школе связывать лишь с компьютеризацией, правильно ли между компьютером и интеллектом ставить знак “=”?

Комментарий

Константин КОРСАК, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, директор Киевского института образовательной политики:

— То, что в Украине на 1 ПК приходится 28 учеников, — это огромное преимущество нашей системы образования. Повторю — пре-иму-щес-тво. Теперь — фактаж. Я скажу абсолютно неопровержимые факты, которые кто-либо может проверить. Так, есть международная программа тестирования учеников-выпускников основной школы и, по-нашему, тех, кто уже немножко учится в среднем образовании. Эта программа долгое время улучшалась и приблизительно с конца 90-х годов считается совершенной — возражений к выбору вопросов и ко всему другому больше нет. СССР в эту программу не вошел, он принимал участие в предыдущих версиях этого тестирования и в то время ученики СССР, в том числе и Украины, занимали очень приличные места. Не первые — первые принадлежали японцам и южнокорейцам, — но были приблизительно на местах не дальше шестого (за исключением одной группы вопросов, которые касались развития личности и общества: наши ученики просто не понимали, что спрашивают). Также невысокие показатели были в решении нестандартных задач. Но в целом картинка была нормальной. Второй факт — в этой программе постоянно принимала участие Япония. Японский пример — идеальный, если оценивать к чему приводит компьютеризация, которую измеряют количеством оборудования, которое поставили в школах.

Япония тогда была среди несомненных лидеров, но на 2000 год, в результате углубленной компьютеризации образования, утратила позиции, которые держала до середины 90-х годов. Так, в 2000 году были три группы вопросов. Первая — умение читать и, особенно, понимать тексты (использовать материал). Вторая группа — математика, третья — естественные науки. Уже тогда Япония отстала. Она была на восьмом месте по языку, на первом — по математике, на втором — по естественным наукам. В 2003 г. у Японии по языку — 14 место, математика — шестое, естественные науки — первое. Смотрим 2006 год. Япония: по языку — 15, по математике — 10, по естественным наукам — 6. Это — результат компьютеризации. Причина в том, что дети перестали понимать тексты, а затем, в результате непонимания текста, не могли нормально решать математические, физические и химические задачи. Это не значит, что они не умели читать. Они умели говорить слова, но те слова не работали внутри головы... Шок для Японии был очень сильным. Теперь там поняли, что происходит и приняли закон, который запрещает использование компьютеров на тех стадиях, когда ребенок должен тренировать ручку, свои пальчики, и, соответственно, тренировать свои мозги. Это касается и владения мускульной системой, владения звуковыми сигналами и так далее. Противоположный пример — Финляндия. Эта страна ныне не просто мировой лидер в образовании и, кажется, и в воспитании. Что-то в этой стране было сделано такое, что они вдруг стали мировыми лидерами. Моя мысль звучит так: от родителей категорически начали требовать развития у ребенка речи вместе с усвоением знаковой системы. То есть, маленькие финны одновременно учатся и говорить, и читать. Вследствие этого у финнов — мозги особенные, потому что формирование их проходило в совокупности более богатой системы сигналов. И, несмотря на то, что уровень компьютеризации школ Финляндии, по-моему, абсолютно не ниже уровня Японии, следствие — вот такое.

Еще один факт, доказанный англичанами. Они длительное время изучали, откуда приходят талантливые ученики, какие на это влияли факторы. Оказалось, что образовательный уровень родителей — менее важен, чем наличие 500 книг, которые в определенном возрастном периоде страшно заинтересовали детей, и они их самостоятельно читали. Приведу свой пример: когда мне было 5 лет, я уже немножко научился читать, я требовал у мамы книгу “Боевые корабли”... Голова человека устроена так, что она нуждается в сигналах, а поступление этих сигналов должно быть согласовано с моментом взрослости этого ребенка и, как говорил Выготский, у ребенка должна развиваться зона ближайшего развития. Я могу сказать, что — не только ближайшего, но и отдаленного. Вообще — должна быть зона развития. То, что у нас мало компьютеров, я считаю позитивным аспектом нашей школы. А двигаться примитивным путем — увеличением количества компьютеров на одного ученика — не надо.

Оксана МИКОЛЮК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2010-09-03 10:30:39] [ Аноним с адреса 194.44.142.* ]

Уважаемый доктор сам написал, что компьютеров в Финляндии много, но при этом у детей развивают память и логику. Потому что компьютеры не розкошь, а средство получения и/или обработки информации. Поэтому количество компьютеров надо увеличивать, но при этом научить детей считать сначала считать в "столбик" (чтобы они понимали принцип расчета), а потом показать Excel и научить работать с большим объемом информации. Оказывается, в украиинской школе текстовые редакторы ученикам начинают показывать где-то в 8-м классе. Это очень поздно! В классе 4-м желательно уже уметь искать нужную информацию в Интернете (т.к. учебники не истина в последней инстанции) и, соответственно, излагать полученные знания в текстовом и табличном редакторах.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.