Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Запахло трубными деньгами

[10:32 07 сентября 2009 года ] [ Экономические известия, 7 сентября 2009 ]

В разгар традиционных ежегодных переговоров с «Газпромом» о новых условиях сотрудничества в Кабмине Юлии Тимошенко надеются получить до $2 млрд. от европейских доноров на модернизацию нашей газотранспортной системы.

В Кремле негативно воспринимают перспективы такого партнерства.
Вице-премьер по вопросам международной и европейской интеграции Григорий Немыря заявил об ожиданиях Киева привлечь до декабря $1,5-2 млрд. от Еврокомиссии и международных финансовых организаций на модернизацию ГТС. «Между Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским инвестиционным банком, Еврокомиссией и Украиной достигнуты договоренности о шагах, которые позволят в конце осени, мы говорим об октябре-ноябре, получить доступ к инвестициям в пределах $1,5-2 млрд. на модернизацию украинского газового сектора», — отметил чиновник.

Ранее глава ЕК Жозе Мануэль Баррозу обещал, что комиссия «будет продолжать поддерживать реформы в энергетическом секторе в Украине, построенные на результатах международной конференции по модернизации украинской ГТС» (состоялась в Брюсселе в марте с.г. — См. справку). Он также высказывал надежду, что «четкие временные рамки повестки дня реформ будут полностью выполнены».

Однако эксперты прогнозируют сложности с выполнением договоренностей по реформированию украинского газового сектора из-за нестабильной работы парламента и активизации президентской избирательной кампании. Чтобы избежать обострения отношений между Киевом, Москвой и Брюсселем, они рекомендуют регулярно обсуждать перспективы сотрудничества в газовой сфере на разных уровнях, в том числе политическом.

Ранее о возможных последствиях реализации договоренностей между Киевом и Брюсселем по модернизации украинской ГТС предупреждал российский МИД. «Ряд положений совместной декларации... могут привести к удорожанию стоимости газа для его украинских и европейских потребителей»,— говорится в заявлении ведомства. В нем также отмечается, что любые не согласованные с российской стороной действия по модернизации ГТС «приведут к росту технологических рисков и возможным сбоям в поставках газа в Украину и в Европу».

Но Михаил Корчемкин, гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis, считает подобные заявления российской стороны политическими. «С технико-экономической точки зрения модернизация ГТС Украины выгодна всем участникам европейского газового рынка. «Газпрому» нужны доходы от экспорта, Украине — доходы от транзита, Европе нужен газ. Я думаю, что остынут ненужные политические споры, и проект Украины и ЕС спокойно перейдет в стадию реализации», — сказал эксперт.

По его словам, успех реализации брюссельских договоренностей зависит от скоординированной работы НАК «Нефтегаз Украины» и европейских организаций. «Здесь можно поучиться на опыте проекта Европейского банка реконструкции и развития по модернизации газопроводов «Газпрома», который был осуществлен в середине 1990-х гг. Я участвовал в том проекте и хорошо помню атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, установившуюся между специалистами «Газпрома» и работниками западных фирм. В то время руководство «Газпрома» с интересом относилось к сценариям развития Единой системы газоснабжения России, разработанным его европейскими партнерами», — рассказал господин Корчемкин. Он напомнил, что у ряда российских компаний, специализирующихся в области технологии и экономики транспорта и подземного хранения газа, есть большой опыт сотрудничества в проектах Евросоюза и ЕБРР по модернизации ГТС, выполненных в России. Этот опыт, по словам эксперта, очень помог бы на первом этапе, в период анализа нынешнего состояния украинской ГТС и определения приоритетных объектов реконструкции и модернизации. «Разумеется, в число этих компаний входят исследовательские подразделения «Газпрома» — ВНИИгаз, Гипроспецгаз и др.», — отметил Михаил Корчемкин.

Андрей Конопляник, советник правления «Газпромбанка», экс-замгенсекретаря секретариата Энергохартии, считает, что при осуществлении инвестпроектов по модернизации украинской ГТС ее транзитная функция должна быть выделена как операционно (технологически), так и коммерчески. «Речь идет о целевой модернизации транзитноориентированной части существующей украинской ГТС в самостоятельную транзитную систему», — отметил господин Конопляник. На это, по словам эксперта, может потребоваться «от нескольких месяцев до нескольких лет и значительные инвестиции», которые могут быть представлены на принципах проектного финансирования (под обеспечение будущими бесперебойными транзитными доходами, генерируемыми самим проектом).

«Целью должно быть создание самостоятельной, независимой от других, не связанных с обеспечением транзита, видов деятельности, устойчиво функционирующей транзитной ГТС, имеющей в оперативном управлении соответствующие трубопроводные активы (приватизация любых таких активов Украины законодательно запрещена)… Нужна лишь взаимоприемлемая схема увязки интересов всех трех заинтересованных сторон», — сказал господин Конопляник.

Специалист полагает, что оптимальной акционерной структурой компании — оператора транзитной ГТС Украины был бы трехсторонний консорциум, в состав которого входили бы представители страны-поставщика («Газпром»), транзитной страны («Нефтегаз-транспорт» или «Укртрансгаз» как самостоятельные хозяйственные субъекты после разделения холдинговой структуры НАК согласно требованиям ЕС) и стран-потребителей (компаний стран — членов ЕС и финансовых институтов ЕС). А оптимальная акционерная структура компании «Нефтегаз — транзит газа» могла бы быть такой: два блокпакета — у «Газпрома» и «Нефтегаза», миноритарные пакеты — у четырех-пяти европейских компаний (институтов). «Почему блокпакеты? У «Нефтегаза» — поскольку он представитель транзитной страны, которой принадлежат трубопроводные активы. У «Газпрома» — поскольку в соответствии с долгосрочными контрактами на поставку российского газа в Европу (через территорию Украины) именно на нем лежит обязанность доставлять газ в пункты сдачи-приема, расположенные внутри территории ЕС», — пояснил господин Конопляник.

Светлана ДОЛИНЧУК
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.