Хозсуд города Киева по иску Генпрокуратуры Украины в очередной раз вернул государству 68,01% его акций. Было принято решение о расторжении двух договоров купли-продажи. Первый из них был заключен еще в далеком 2001-м между Фондом госимущества Украины и давно исчезнувшим с горизонта ЗАО “АвтоВАЗ-Инвест”, а второй — между последним и кипрским офшором Velbay Holdings Ltd, представляющим интересы совладельца российского “РусАла” Олега Дерипаски.
Основание расторжения договоров — невыполнение условий рефинансирования задолженности комбината на сумму 75,5 млн. долл. Собственно, решение не новое — суды по этому поводу длятся уже больше десяти лет. Да и явно не последнее. Как сообщили в пресс-службе “РусАла”, компания воспользуется правом обжалования решения в вышестоящей инстанции. В общем, дело явно пойдет по новому кругу…
Говоря откровенно, отсуживать уже и нечего. Комбинат по факту “стайкой стратегических инвесторов” уже убит и частично распилен на металлолом. По нему нынче ходит совсем немного людей, зато бодро бегают стаи собак. Из когда-то шеститысячного коллектива остался даже не каждый десятый сотрудник.
Сейчас “РусАл” судится не столько за Запорожский алюминиевый, сколько за то, чтобы предотвратить нежелательный прецедент и ущерб репутации. У него и так развивается серия внешних и внутренних конфликтов. Так, власти Черногории тоже собираются отобрать за долги комбинат в этой стране или выкупить его долю всего за один евро.
Размещенные в позапрошлом году на международном рынке акции “РусАла” уже обвалились на 45%. Что, естественно, тоже далеко не самый хороший симптом.
Вдобавок в марте подспудные противоречия между Дерипаской и другим совладельцем компании Виктором Вексельбергом перешли в публичную плоскость. Последний уже заявил, что “в результате действий менеджмента „РусАл“ превратился из мирового лидера алюминиевой промышленности в компанию, перегруженную долгами, вовлеченную в большое количество юридических тяжб и социальных конфликтов”.
Хлестко и во многом справедливо. Хотя само обращение на самом деле вызвано стремлением получить побольше денег от партнера. А поскольку речь идет о гигантских суммах, выяснение отношений обещает быть резким.
Впрочем, к Украине все это имеет довольно косвенное отношение. Обеим сторонам ЗАлК не особенно нужен, что оба его ключевых инвестора и демонстрировали последние годы, когда комбинат сворачивал производство. В прошлом году в Запорожье окончательно прекратили выпускать алюминий. До этого несколько лет подряд шла “оптимизация производства” — методично закрывались мощности и увольнялись рабочие. Так, были закрыты производство глинозема, выплавка кремния, сейчас теплится только небольшой по объемам прокат алюминиевой катанки из поставляемых из России слитков.
А вот суды стали просто образом жизни. Они начались еще при покупке завода, да так с тех пор и не заканчиваются. Некоторые были весьма колоритны. К примеру, некая пенсионерка-акционер (имевшая буквально пару-тройку акций) обратилась в суд на Троещине… с требованием запретить первому покупателю ОАО “ЗАлК” — компании “АвтоВАЗ-Инвест” выполнять обязательства по модернизации комбината. Как нетрудно догадаться, беспристрастный суд пенсионерку поддержал, и в итоге покупатели получили законное право пальцем о палец не ударить для его модернизации. И это дело тянулось годами…
Зато сразу после покупки лихо протолкнули льготные тарифы на электроэнергию. Точнее говоря, инвесторы обязались любезно получать от государства помощь в виде сниженной на нее цены, пока тарифы на алюминий относительно низкие. Правда, когда цена алюминия поднялась, выполнять свою часть соглашения и покупать электроэнергию дороже никто и не подумал. Зачем? О 200 млн. на реконструкцию, прописанных в инвестобязательствах, они тоже постепенно забыли.
В декабре 2006 года Фонд госимущества подписал допсоглашение к договору купли-продажи акций Запорожского алюминиевого комбината. Решено было смонтировать фольгопрокатный цех и погасить часть долгов. О модернизации опять никто и не заикался.
Ну а пакет акций ЗАлКа за 11 лет трижды поменял собственников. Некоторое время он был у Виктора Вексельберга, потом тот его использовал для вклада в совместный с Олегом Дерипаской бизнес.
Но вот насчет инвестиций все было глухо. Собственно, смерть комбината была зафиксирована еще по итогам 2009 года, когда он впервые показал отрицательное значение собственного капитала. В следующем, 2010-м, году положение еще больше ухудшилось, 2011 год тоже не принес ничего особенно хорошего.
Аудиторское заключение зафиксировало наличие судебного дела о долге по иностранному кредиту на приобретение фольгопрокатного оборудования на сумму 1,19 млрд. грн. под госгарантии. Правда, юристы ЗАлКа вполне успешно его отфутболивали (скоро оно пойдет на новый круг), но предприятие уже четвертый год методично показывает убытки… В целом последняя пятилетка, по отчетам предприятия, принесла его владельцам 1,17 млрд. грн. убытков. Что их, в общем-то, не так уж и пугало…
Олегу Дерипаске комбинат достался в качестве довеска от Вексельберга. Причем не очень принципиального — при объеме выплавки “РусАла” на уровне 4 млн. тонн алюминия в год запорожцы и в лучшие времена выплавляли менее 3% общих объемов... Ключевым активом группы в Украине является “Николаевский глиноземный”, обеспечивающий почти шестую часть потребностей группы в сырье (а были времена, когда его доля достигала трети). Так что “РусАл” благополучно игнорировал проблемы запорожцев, занимаясь строительством в Сибири того же Тайшетского алюминиевого завода мощностью раз в семь больше, нежели у ЗАлКа.
Ну а из Украины выдавливали спецтариф. В частности, в феврале было обещано восстановить полноценную работу ЗАлКа и модернизировать его мощности. Пообещали даже удвоить мощность — со 100 до 200 тыс. тонн алюминия в год, установив для этого пару сотен новых электролизеров типа РА-400. Стоимость такой модернизации неофициально оценивалась в 600 млн. долл. А глиноземом комбинат обеспечит Николаевский глиноземный.
Взамен просили всего-то… заключить долгосрочный контракт на поставку электроэнергии сроком минимум на десять лет по экономически обоснованной цене по формуле с привязкой к котировкам алюминия на Лондонской бирже металлов. Правда, прессе упорно не хотят расшифровывать, что такое “экономически обоснованная цена”. И заминаются на вопросе, почему все-таки за предыдущее десятилетие никакая модернизация так и не проводилась.
Новые электролизеры — вещь, безусловно, нужная, но расход электроэнергии благодаря им будет снижен процентов на тридцать. А вот тарифы хотели бы уменьшить втрое. По расчетам Министерства экономического развития и торговли Украины, в этом случае сумма льгот достигала 110—120 млн. долл.
Более того, оказалось, что технико-экономического обоснования нового строительства в общем-то нет, и его только пообещали представить через полгода. После чего года за два-три построить завод. При этом как-то и не вспоминалось, что “РусАл” уже однажды обязался построить завод. Еще при покупке НГЗ г-н Дерипаска брался за два-три года построить в Харьковской области алюминиевый комбинат на 100 тыс. тонн в год.
Но после приобретения НГЗ Олег Владимирович ограничился торжественной забивкой колышков, созданием ООО для охраны оных деревяшек и… плотной работой с украинскими чиновниками. Затем обязательства по строительству завода были благополучно забыты. Их заменили постройкой гораздо более дешевой дополнительной печи по обжигу глинозема в Николаеве.
Ну а на ЗАлКе основные цеха стоят, и владельцы уверенно утверждают, что на имеющемся оборудовании производство “не представляется возможным”, так что оно подлежит демонтажу. В этой оценке действительно есть значительная доля правды… Электролизеры и оборудование (значительная часть которого была получена еще по репарациям после разгрома Германии) безнадежно устарели. Добавим, что после бездарно проведенной приватизации было потеряно 11 лет на его модернизацию.
Зато сколько было бумажек! Еще в 2009 году Фонд госимущества и “РусАл” подписали меморандум, предполагавший прекращение всех судов, запрещающих выполнение обязательств по договору купли-продажи. Украинское государство намеревалось принять меры по введению для предприятия дифференцированного тарифа на электроэнергию. От Дерипаски ожидали и переориентации инвестиций на внедрение энергосберегающих технологий. Он их, в общем-то, в некотором смысле выполнил — предприятие, потреблявшее когда-то около 2 млрд. кВт∙ч в год, сейчас потребляет как минимум на порядок меньше электроэнергии…
Так что веры “РусАлу” сейчас немного. Запорожский губернатор Александр Пеклушенко уже заявил: “Наш опыт общения с Дерипаской показал, что мы на ЗАлКе с ним ни каши, ни алюминия не сварим. Предлагаю вернуть завод в собственность государства с учетом того, что этот собственник злостно не выполняет инвестиционных обязательств. Нет другого выхода”.
Предыдущая работа россиян была охарактеризована так: “Владельцы ЗАлКа называют одну причину упадка производства — высокую стоимость электроэнергии… Присутствует лишь желание, что кто-то придет и скажет: “Зарабатывайте и дальше свои миллиарды на минимальной стоимости электроэнергии, на нашей дешевой рабочей силе, загрязняя наш воздух”.
Впрочем, заявление губернатора Виктору Януковичу о собственной уверенности в том, что “востребованность этого производства среди инвесторов будет молниеносной”, чересчур оптимистично. В нынешнем виде и при существующем технологическом оснащении он и в самом деле никому особо не нужен. Так что опровержение “РусАла” о “популизме” имеет некоторые основания.
Трудно согласится и с оценкой губернатора об “отсутствии настойчивого желания и системной работы владельцев комбината по ведению диалога с профильными ведомствами и министерствами”. Такая работа еще как ведется! И все нужные двери в киевских кабинетах и судах давно открыты и прикормлены. Что и позволило годами торпедировать не слишком настойчивые иски той же прокуратуры при любых властях.
Украинские чиновники всех уровней тоже настойчивостью не страдали. Даже власти Запорожья, которым добавили несколько тысяч безработных, мало что делали, кроме громких заявлений. Хотя осенью 2010 года, когда завод уже давно практически уволил основную массу рабочих, Запорожский горсовет обратился-таки в суд, обвинив владельцев в прекращении производственной деятельности. Но затем сам же тихонько свой иск отозвал.
Кстати, сейчас Дерипаска и Вексельберг собираются шумно выяснять в Лондоне (судам в странах СНГ ни один из них почему-то не верит), кто из них, кому и что должен.
Может, напомнить этим милейшим людям, что у них не все гладко и в Украине. Тот же Дерипаска “нагрел” в 2004 году аж 26 тыс. мелких акционеров НГЗ. В том году ЗАлК провел деноминацию акций принудительно, “выкупив” у мелких акционеров их акции по цене в 2,5 раза ниже номинала… Дело долго рассматривалось в судах. В 2010 году протест Генпрокуратуры рассматривался судом. Но сейчас — снова тишина…
Что же касается ЗАлКа, то, к сожалению, вероятность того, что на нем снова начнут выплавлять алюминий, — околонулевая. Поезд уже ушел, а Украина получила очередной горький урок работы с инвесторами. Честно говоря, не слишком ли их много?
Игорь МАСКАЛЕВИЧ
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.