При этом Яценюк уже завел песню “или бюджет под елку, или все пропало”. Главный вопрос в том, согласится ли БПП “Солидарность” на такое политическое изнасилование второй раз подряд.
Грядущая пленарная неделя обещает Украине один из самых сложных бюджетных процессов за всю историю. Ведь принятие главного финансового документа страны напрямую зависит от того, какой вариант налоговой реформы утвердит Верховная Рада Украины. Или не утвердит вооще. Сейчас на этом направлении конкурируют два ключевых законопроекта — документ, разработанный парламентским комитетом, который возглявляет депутат фракции БПП “Солидарность” Нина Южанина, и проект министерства финансов, уже получивший одобрение МВФ. У каждой из сторон есть свои весомые аргументы, в том числе и политические, в пользу предложенных изменений в Налоговый кодекс. Кроме того, в этом соперничестве участвует третий игрок — премьер Арсений Яценюк, которого вполне устроит сохранение налогового статус-кво.
Планы приверженцев радикальной налоговой реформы изложены в проекте “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации” (№3357). Над этим документом, зарегистрированном в Раде в конце октября, трудилось более сотни депутатов под руководством председателя профильного комитета. Среди прочего, проект предлагает снижение ставок по целому ряду действующих налогов. В частности налога на доходы физических лиц — с 15-20% до 10%, НДС — с 20% до 15%, единый социальный взнос — с 36,76-49,7% до 20% и налога на прибыль предприятий — с 18% до 15%. Конечно, такая щедрая налоговая либерализация не может не понравиться отечественным предпринимателям. На что и был рассчитан данный законопроект.
Дело в том, что руководство БПП “Солидарность” всерьез задумалось о перспективе проведения досрочных выборов в 2016 году. Итоги местной кампании показали, что электоральные позиции пропрезидентской партии остаются довольно прочными. А “успехи” деятельности правительства Арсения Яценюка все негативнее отражаются на доверии к Банковой. Проще говоря, все идет к досрочным выборам. К тому же конкуренты “Солидарности” из партий “Батьківщина”, “Самопомоміч” и “Укроп”, пусть и не так активно, как раньше, продолжают раскачивать тему перезагрузки парламента. Видимо поэтому в президентской команде началась активная работа по изготовлению “пряников” к возможному старту избирательной кампании.
Но МВФ — главного финансового донора Украины, который пристально следит за всеми инициативами власти в налоговой политике — не интересуют электоральные проблемы правящих партий. В руководстве фонда внимательно проанализировали предложенный Ниной Южаниной проект и пришли к выводу, что его принятие приведет к образованию в 2016 году в Украине огромной бюджетной дыры размером в 200 млрд гривен. Соответствующие расчеты уже неоднократно озвучивала министр финансов Наталья Яресько, разработавшая в тесном сотрудничестве с МВФ свой собственный и, по ее словам, менее болезненный для страны, проект налоговой реформы. Где ставка по всем ключевым налогам (НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый социальный взнос) составляет 20%. Чей проект лучше — должны оценить эксперты, но сути проблемы это не меняет. Со стороны может показаться, что сейчас Президент и министр финансов, в связке с МВФ, вошли в глубокий клинч, хотя на самом деле это не так.
Допустим, что в итоге парламент отдаст предпочтение проекту Южаниной, к каким последствиям это может привести. Во-первых, к отставке Натальи Яресько, которая попросту не захочет отвечать за последствия чужой налоговой реформы и связанные с этим бюджетные проблемы, которые могут возникнуть в 2016 году. Во-вторых, МВФ заявит, а постоянный представитель Фонда в Украине Жером Ваше уже предупредил об этом, о прекращении программы финансирования нашего государства. Что может случиться дальше — прогнозировать сложно, но ясно одно — парти власти уже явно будет не до выборов. Впрочем, президентской команде придется забыть об избирательной кампании и в случае принятия Радой проекта изменений в Налоговый кодекс авторства Натальи Яресько. Поскольку это будет значить, что руководство государства еще раз попросит ограждан затянуть пояса, а если так, то какие уж тут выборы. Ведь существенных налоговых уступок для бизнеса инициатива Минфина не предусматривает.
Есть еще третий вариант развития событий в запутанной ситуации с налоговой реформой, предусматривающий провал при рассмотрении Верховной Радой обоих законопроектов. Это внесение в Раду третьего проекта изменений в Налоговый кодекс, который будет содержать лишь изменения в части администрирования налогов. И появление такого документа в парламенте на днях уже анонсировал лидер фракции “БПП “Солидарность” Юрий Луценко. При этом решение вопроса о снижении ставок перенесут на год. Такой сценарий позволит президенту избежать открытых трений с МВФ и подтвердить свое реноме миротворца. Дескать, мы приняли во внимание пожелания парламента и Минфина и разработали оптимальный вариант изменений, который устраивает всех. В этой ситуации МВФ может проявить лояльность к Банковой, не требуя немедленных реальных реформ в налоговой сфере. Но, такое возможно лишь в том случае, если бюджет-2016 будет сбалансированным, что является главным требованием кредитора.
Дмитрий БУКОВСКИЙ
Что скажете, Аноним?
[21:35 14 ноября]
[20:07 14 ноября]
16:20 15 ноября
16:10 15 ноября
15:50 15 ноября
15:35 15 ноября
15:00 15 ноября
14:30 15 ноября
13:30 15 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.