Не трудно догадаться, что речь идет о Тимошенко. Действительно, почему? Послевыборное поведение Юлии Тимошенко для большинства внешних наблюдателей стало загадкой. Оно не вписывается в каноны западной политики и не очень похоже на повторение Майдана.
Чего добивается Тимошенко, оспаривая результаты президентских выборов, но без особых надежд на кардинальное изменение политической ситуации в свою пользу?
Можно выдвинуть несколько возможных объяснений такого поведения Юлии Тимошенко. При этом надо принимать во внимание национальные особенности и особую логику украинской политики, а также специфику политического стиля Тимошенко.
Политические действия Юлии Владимировны далеко не всегда вписываются в картину рациональной политики. Очень часто она действует иррационально, полагаясь на интуицию и одну ей ведомую логику. Несмотря на внешнюю алогичность многих своих действий, она нередко добивалась желаемого результата.
Это на цивилизованном Западе можно вежливо поздравить конкурента с победой. У нас — в стране полудикого капитализма и недоразвитой демократии — это сочтут признаком слабости и выражением капитуляции.
Тимошенко не капитулировала ни перед кем. И уж тем более не может позволить себе такого позора в отношениях с Януковичем.
Признать победу Януковича означает посеять настроения неопределенности и даже деморализованности среди союзников в НУНС и в собственной фракции. Поддержкой послевыборного сопротивления можно подпитывать боевой дух соратников, не давать им расслабляться, удерживать хотя бы на время формальное единство фракции и остатков коалиции.
Перебежчики все равно появятся. Но в условиях политического противостояния, и пока Тимошенко остается премьером, их будет меньше, да и сам процесс “сдачи на милость победителя” будет не таким интенсивным и не таким масштабным.
Сопротивление Тимошенко ломает игру формального победителя президентской гонки и его команды.
Регионалы уже в предвкушении возвращения к власти. А тут приходится отвлекаться на послевыборные разборки. И с формированием коалиции во главе с Партией регионов пока не очень складывается. Потенциальные сторонники коалиции НУНС и Партии регионов колеблются и торгуются, в том числе и потому, что Тимошенко продолжает сопротивление.
Почему она не выводит своих сторонников на улицу? Скорее всего, потому, что в ее команде достаточно реалистично оценивают нынешнюю общественно-политическую атмосферу в стране. Повторить Оранжевую революцию сейчас не возможно, а демонстрировать жалкую копию Майдана-2004 не хочется, да и не очень целесообразно с точки зрения сохранения политической репутации Тимошенко.
К тому же уличные акции БЮТ будут отзеркалены и нейтрализованы такими же акциями регионалов. Возможно, и мобилизационная готовность БЮТ к проведению масштабных уличных акций находится сейчас не на самом высоком уровне.
Команда Тимошенко избрала тактику судебного оспаривания результата президентских выборов. 40-страничный иск с 9 томами дополнений, представленный Андреем Портновым от имени Юлии Тимошенко в Высший административный суд Украины (ВАСУ), предъявляет достаточно аргументированные претензии по поводу бездеятельности Центральной избирательной комиссии, а также противоправности отдельных ее действий и решений.
Вот только удастся ли добиться решения о переголосовании второго тура президентских выборов, как и в 2004 году? Откровенно говоря, шансов на это не очень много.
Руководство ВАСУ после известного конфликта по поводу продолжения полномочий Пасенюка на посту руководителя этого суда скорее испытывает симпатии к Партии регионов, нежели в адрес БЮТ и Портнова, добивавшегося ухода Пасенюка на пенсию.
Во-вторых, претензии предъявляются не только в связи с нарушениями закона о выборах президента Украины, но и по поводу использования отдельных норм этого закона для манипуляции избирательным процессом — голосование на дому без подтверждающих документов, замена членов избирательных комиссий накануне дня голосования. А раз прямого нарушения закона нет, то ВАСУ подобные претензии может не принять во внимание.
Похожая ситуация возникает и в связи с обвинениями в массовом подвозе избирателей к избирательным участкам без соответствующих решений избирательных комиссий.
Явка избирателей во втором туре голосования в некоторых регионах явно поднималась искусственно. Например, в Донецкой области по сравнению с первым туром активность избирателей выросла на 7%, в Крыму — на 4%. Правда, явка избирателей во втором туре заметно выросла и в некоторых западноукраинских регионах (Ивано-Франковская и Тернопольская области) — на 4,5%.
Где закон нарушался, а где нет, не берусь судить. Это дело судей. Но вот что касается массового подвоза избирателей к избирательным участкам, то эта претензия скорее должна быть обращена к законодателям, которые не удосужились урегулировать данную проблему, несмотря на многочисленные конфликтные ситуации и упреки в нечистоплотности этой практики.
Так что многие обвинения, содержащиеся в иске Тимошенко в ВАСУ, могут быть отклонены по той простой причине, что они касаются действий, не являющихся формальным нарушением закона.
Третье, и самое главное. В 2004 году Верховный суд Украины принимал решение о переголосовании второго тура выборов в революционном Киеве, хотя бы косвенно учитывая настроения и волю более чем миллионного Майдана, да и саму политическую атмосферу в стране. Сейчас и Майдана нет, и авторитет судебной власти упал ниже плинтуса.
Если ВАСУ не примет решение о переголосовании второго тура президентских выборов, в его адрес последует обвинение в политической заангажированности. Возможно, будет предпринята попытка перенести рассмотрение дела в Верховный суд Украины, который возглавляет выходец из БЮТ Онопенко. Против этого категорически будут возражать регионалы.
В лучшем для Тимошенко случае послевыборная ситуация зайдет в политико-правовой тупик, из которого придется искать компромиссный вариант выхода. Но, скорее всего решение Центризбиркома о результатах президентских выборов останется в силе.
На стороне Януковича — и большинство членов Центризбиркома, и симпатии руководства ВАСУ, и поддержка неофициального, пусть и ситуативного, но все-таки большинства депутатов Верховной Рады, координируемого спикером парламента.
Более того, уже состоялась внешняя легитимизация результатов президентских выборов в Украине. Международные наблюдатели единодушно отметили отсутствие существенных и масштабных нарушений во втором туре президентских выборов. Лидера Партии регионов уже поздравили с избранием на пост президента Украины руководители многих государств мира, в том числе наиболее влиятельных западных стран.
Может быть, именно этот факт поспешной благожелательной реакции международного сообщества на исход президентских выборов в Украине стал самым неприятным сюрпризом для Тимошенко.
Но что поделаешь... Запад так устал от политического хаоса в Украине, что готов принять практически любой вариант политической стабилизации у нас в стране при отсутствии явных и неоспоримых нарушений демократических стандартов избирательного процесса.
Через судебное оспаривание результатов президентских выборов Тимошенко как раз и хочет показать и международному сообществу и украинским гражданам массовость нарушений этих самых демократических стандартов избирательного процесса.
Судебный конфликт по поводу результатов президентских выборов после их признания международным сообществом становится этакой “шпилькой” своим западным коллегам от оскорбленной и обиженной главной Статс-Дамы Украины.
Если не удастся добиться решения о переголосовании второго тура президентских выборов, то как минимум будут посеяны зерна сомнений в чистоте и легитимности победы Януковича. Возможно, ставка сделана именно на демонстрационный эффект этого судебного конфликта.
В конечном итоге послевыборное сопротивление Тимошенко дает ей возможность побороться за сохранение премьерского статуса, а если и придется оставить “господствующие высоты”, то с боями, изматывающими противника, сохранив при этом политическое лицо и поддержку своих избирателей.
Уже пошли аналогии с “Бородино”, “битвой под Москвой” и т.п. И процесс в данном случае важнее результата — он дает надежду сторонникам Тимошенко, дисциплинирует ее соратников и позволяет решать многочисленные тактические задачи.
Оспаривание результатов выборов Юлией Тимошенко имеет неоднозначное и парадоксальное значение с точки зрения интересов развития демократии в Украине.
С одной стороны подобные действия подрывают институциональную стабильность, которая выражается в том числе и в неконфликтной передаче власти в результате выборов.
Нынешний послевыборный конфликт бьет и по легитимности института выборов, и по авторитету институций президента Украины, Центральной избирательной комиссии, судебной власти. В результате это только усугубляет институциональные проблемы молодой, но болезненной украинской демократии.
С другой стороны, послевыборное сопротивление Тимошенко существенно ограничивает возможности быстрой и чрезмерной концентрации власти в руках победителя президентских выборов. А это уже работает в пользу перспектив украинской демократии.
Наблюдая за послевыборными действиями Юлии Тимошенко, почему-то вспоминаешь слова из легендарной песни: “Врагу не сдается наш гордый “Варяг” ...
Наш “Варяг” не только не сдается, но и погибать не собирается.
Владимир ФЕСЕНКО
Что скажете, Аноним?
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.