Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Виктор Пинчук вписал искусство в интерьер

[11:35 08 октября 2012 года ] [ Коммерсант-Украина, № 157, 8 октября 2012 ]

В минувший четверг при беспрецедентном скоплении официальных лиц в Днепропетровске открылся новый завод корпорации “Интерпайп” Виктора Пинчука.

Помимо своего прямого сталелитейного назначения, предприятие служит выставочным залом для пяти работ датско-исландского художника Олафура Элиассона, созданных специально для этого места. С подробностями для “Коммерсанта-Украина” Мария Хализева.

За всю 20-летнюю историю независимой Украины Interpipe Steel — первый завод, построенный на ровном месте, с эскиза, и отвечающий международным стандартам сталелитейного производства. Гости церемонии открытия во главе с президентом Украины Виктором Януковичем этот факт неустанно подчеркивали, и в их голосах звучала гордость за страну. Голос самого Виктора Пинчука во время вступительной речи заметно дрожал. “Все-таки не каждый день видишь реализацию своей инвестиции в $700 млн”,— извинялся он за свое волнение.

Сама церемония проходила под грифом “Официальная презентация солнца” и, помимо диковинного завода, в котором чисто, светло, нет доменных печей и уровень выбросов ничтожен, была посвящена презентации нового проекта датско-исландского художника—монументалиста Олафура Элиассона, чья ретроспектива была одним из лучших проектов в истории столичного PinchukArtCentre (см. “Коммерсант-Украина” от 27 мая 2011 года). Пять монументальных работ были созданы за 11 месяцев специально для днепропетровского завода, где обрели свое вечное пристанище. И это, конечно, тоже диво дивное — первый в Украине пример внедрения современного искусства в жизнь простых людей на постоянной основе, а не в формате temporary contemporary. “Это светлое будущее Украины?” — спросил один иностранный журналист у художника. “Определенно”,— ответил тот.

Воротами в это светлое будущее служит инсталляция “Твой тоннель времени” — ряд гигантских арок на въезде с улицы Каштановой. Арки эти подвижны и так бодро колышутся от ветра и посторонних вибраций, что на время визита президента на всякий случай их связали между собой. Снаружи стены заводских построек украшают абстракции — привет советскому индустриальному морализму, призванному наполнять жизнь трудящихся эстетическими переживаниями. Правда, Олафур Элиассон обошелся без иллюстрирования производственных процессов, остановившись на ярких абстракциях, похожих на сильно увеличенные фрагменты фона какой-то соцреалистической фрески или мозаики.

Две работы помещены непосредственно в заводском цеху, где из огромных котлов дуговой сталеплавильной печи льется раскаленный металл. Над пышущим жаром станком возвышается инсталляция “Материя — это движение”: несколько подсвеченных золотистым светом зеркал круглой и эллипсовидной формы, символизирующих различные стадии существования металла. Еще одна расширяющая сознание и пространство зеркальная инсталляция — “Твой мост раздумий” — расположилась в коридоре, ведущем из производственного здания в административное (видимо, раздумывать здесь нужно о перспективах карьерного роста).

Главная работа — гигантский солнечный круг, озаглавленный “Днепропетровский рассвет”. С солнцем у Элиассона вообще особые, практически религиозные отношения. Среди его проектов несколько посвящены светилу. Самый известный — солнце в Турбинном зале Tate Modern. Самый последний — благотворительная инициатива Little Sun, в рамках которой художник создал портативный осветительный прибор на солнечной батарее для африканских детей, которые не могут учиться по вечерам грамоте из-за отсутствия в их хижинах освещения. У днепропетровского желтого карлика существует нью-йоркский аналог, но поменьше и попроще.

По замыслу художника, проходя через арку времени, входящий видит солнце и, если ему не нужно спешить к началу рабочей смены, идет к нему по хорошей дороге (этот элемент ландшафта в Днепропетровске встречается не чаще, чем скульптуры художников с мировым именем). “Днепропетровский рассвет” призван символизировать начало новой жизни в городе, измученном тяжелой металлургией и ее перманентным кризисом. Вечером, когда зажигаются лампы подсветки, арт-солнце, хоть и похоже больше на луну, красиво отражается в Днепре, и вид этот радует посетителей ресторанов на правом берегу реки.

В целом, со всеми этими фресками на фасаде, яркими шкафчиками в раздевалке и ресторанным меню из блюд кухонь народов мира в заводской столовой Interpipe Steel кажется каким-то совсем уж нереальным для местного ландшафта объектом, эдакой материализацией мечтаний энтузиастов социалистического строительства. “Кто побывает здесь, увидит будущее”,— сказал в комментарии одному из телеканалов ректор Национальной металлургической академии Александр Величко. Точно. Увидит. Только если не будет смотреть по сторонам и любоваться линией горизонта, на которой меланхолично пышет рыжим дымом ржавая труба какого-то индустриального динозавра.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.