Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

В школе будут воспитывать по советскому шаблону с украинским акцентом

[08:33 02 ноября 2011 года ] [ Комментарии, 2 ноября 2011 ]

Минобразования считает, что шестиклассники должны осознавать единство собственной судьбы с судьбой Родины.

Министерство образования и науки Украины в понедельник, 31 октября, утвердило Основные ориентиры воспитания учеников 1-11-х классов общеобразовательных учебных заведений. Разработаны они Институтом проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины. Документ, насчитывающий 92 страницы, должен содействовать “целостной модели воспитательной системы на базе гражданских и общечеловеческих ценностей”.

В пояснительной записке к ориентирам авторы документа с неким пафосом заявляют: “современному воспитанию должна быть в полной мере свойственна упредительная роль в демократическом процессе построения государства, оно должно стать средством развития духовной культуры, остановки социальной деградации, стимулом пробуждения высоких моральных качеств — совести, патриотизма, человечности, чувства гражданского и собственного достоинства”.

Причем основную нагрузку по воспитанию детей и в школьное, и во внеурочное время государство решило возложить на хрупкие плечи классных руководителей. При этом учитель должен владеть высокими моральными качествами, основательными знаниями, педагогическими технологиями, способностью получать новые знания. Но о том, чтобы повысить педагогам доплаты за классное руководство, Минобразования пока не заикается, тогда как сегодня эта доплата составляет всего 20% от ставки.

Между тем, следуя документу, программы воспитания для каждого отдельного класса должны создаваться с учетом индивидуально-педагогических возможностей классных руководителей, родителей, а также исходя из уровня физического, социального, психического и духовного развития учеников. Однако первое, что бросается в глаза после прочтения документа — желание МОН создать максимально четкую инструкцию для педагогов, попутно опровергая собственный тезис о том, что “процесс воспитания кроме научного подхода состоит из творческих актов, принципами которых является ощущение воспитателем конкретной жизненной ситуации, его такт.

Чтобы воспитателю было легче ориентироваться в своих “творческих актах”, МОН прилагает к документу список тем для воспитательной деятельности, перечень объектов для проведения природоведческих экскурсий и даже список всяческих музеев и памятных мест, рекомендованных к посещению ученической молодежью. При этом в ориентирах черным по белому написано, что в учебно-воспитательном процессе главное — не освоение определенного количества знаний, а воспитание личности с учетом ее уникальной природы. Похоже на то, что уникальная природа украинских школьников должна лелеяться исключительно в сертифицированных Министерством образования теплицах. Недаром в “Основных ориентирах” подробно прописано содержание воспитательной деятельности с перечнем воспитательных достижений и тем для воспитательной работы для каждого года обучения.

При прочтении документа подспудно закрадывается мысль, что писали его либо очень веселые, либо очень недалекие ученые. Так, к примеру, в подразделе “Ценностное отношение к труду” среди воспитательных достижений учеников 8-9 классов соседствуют “умение проектировать индивидуальную образовательную траекторию” и “знание о культуре труда в традициях украинского народа”. А вот в подразделе “Ценностное отношение к культуре и искусству” отмечено, что в учениках старшей школы нужно формировать “способность к активной превращательной деятельности с внесением элементов красоты во все сферы жизни человека”. Попробовать понять, что именно имели в виду авторы программы под этой косноязычной фразой, можно по списку предложенных педагогам воспитательных тем.

К примеру, в 10 классе рекомендуются, среди прочего, тема “Стінна газета — естетичний осередок школи”, “Так ніхто ще не кохав і не признавався” и “Діловий етикет. Одяг і зовнішній вигляд ділової людини”. Но, пожалуй, самая интересная рубрика ориентиров — раздел “Ценностное отношение личности к обществу и государству”. Из него, к примеру, педагоги должны узнать, что основным воспитательным достижением в средней школе должны стать “осознание единения собственной судьбы с судьбой Родины”. Для этого шестиклассникам предлагают обсудить тему казацкого КВН, а восьмиклассникам — “Моя Україна, демократична і вільна, я з нею пов´язую долю свою”. И таких шаблонных тем вроде “Я — українець!” или “Україно! Ти — моя молитва!” в документе большинство.

Но главное во всей этой истории то, что “ориентиры воспитания” наверняка останутся очередным прожектом Министерства образования. Да, проблема воспитания детей и молодежи действительно требует пристального внимания и активной работы как школы, так и семьи, и всего общества. Но для того, чтобы вырастить хорошего человека и гражданина, вряд ли нужен напичканный штампами многостраничный документ. В конце концов, уместилась же мудрость и мораль нескольких тысяч лет всего лишь в десяти христианских заповедях.

Алиса НЕДЕЛИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.