Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Укравтодор” за год проложил всего лишь 8 километров дорог

[09:25 23 декабря 2009 года ] [ Дело, 23 декабря 2009 ]

С начала года “Укравтодор” проложил за бюджетные деньги всего лишь 7,8 км новых дорог, потратив на это 913,5 млн гривен.

Эксклюзив газеты “Дело”. В распоряжение “Дела” оказались оперативные данные о строительстве дорог в Украине. Согласно документу, за 11 месяцев 2009 года госслужба “Укравтодор” сдала в эксплуатацию 7,8 км новых и реконструированных дорог.

Первое, что удивляет, это мизерная цифра. В рамках подготовки к Евро-2012 государство брало на себя повышенные обязательства. За счет бюджета власти обещали за год построить 341,7 км дорог. В итоге мы имеем результат, в 44 раза меньший от запланированного.

Второе, что изумляет, это цена, которую платит государство за такие дороги. Согласно отчету “Укравтодора”, 7,8 км обошлись бюджету в 913,5 млн. грн. Как выяснило “Дело”, почти миллиард потрачен, а отремонтировано всего лишь два участка дорог: Александровка — Кировоград — Николаев (1,6 км) и Новомиргород — Велика Виска (4 км) в Кировоградской области. Также построены два участка (1,9 и 0,3 км) трасс местного значения в Ривненской и Сумской областях.

Путем несложных арифметических расчетов можно выяснить, что каждый километр этих дорог обошелся государству в 117,5 млн. грн. Для сравнения, в США такие работы обходятся федеральному бюджету в пересчете на гривню в среднем в 47,2 млн. В Китае километр автомагистрали строят за сумму, эквивалентную 19,2 млн. грн. Даже в Украине есть примеры, когда прокладка международной магистрали обходится в несколько раз дешевле. Например, на данный момент тот же “Укравтодор” реализует совместный проект капитального ремонта автодороги Киев — Чоп за заемные средства.

По данным “Дела”, километр фактически наново построенной автомагистрали стоит 21,9 млн. грн. Столь существенная разница в стоимости объясняется просто — кредиторы (Европейский банк реконструкции и развития и Международный банк реконструкции и развития) жестко контролируют использование денег. В результате на 57 км автомагистрали, построенных в этом году, потрачено 1,25 млрд. грн.

Глава госслужбы автодорог Вадим Гуржос отказался объяснять, почему реконструкция и строительство небольших участков дорог местного значения влетели государству в круглую копеечку. Нежелание комментировать итоги работы за 11 месяцев 2009 года высокопоставленный чиновник объяснил тем, что ранее “Дело” (№198 от 26.11.09 г.) опубликовало информацию о том, что он, как глава “Укравтодора”, не смог озвучить количество дорог, построенных в 2009 году.

В свою очередь подчиненные Гуржоса объяснили, что  913,5 млн. грн. были потрачены не только на указанные 7,8 км дорог. По их данным, в эту сумму также включены расходы на прокладку других дорог. Но поскольку эти объекты еще не готовы, то и в отчет они не попали.

При этом неофициально в “Укравтодоре” признают, что стоимость строительства одного километра дорог в зависимости от сложности работ составляет от 15 до 35 млн. грн. При этом самая высокая стоимость дорог — в Крыму. Как отмечает экс-глава “Укравтодора”, народный депутат Владимир Демишкан, одна из самых дорогих дорог в мире находится в Израиле. Там стоимость одного километра составила $30 млн. (около 240 млн. грн.). “Но это большой автобан на 6 полос в каждую сторону. А откуда взялась стоимость выше 100 млн. грн. за 1 км дороги, я даже представить не могу”, — недоумевает нардеп. 

Без надзора

В свою очередь ведущий специалист ЕБРР Марк Магалецкий пояснил, почему, когда дороги прокладываются за счет кредитов, эффект использования средств выше. По словам банкира, обычно в тендере побеждает компания, предложившая наименьшую стоимость за указанный в объявлении объем работ. “При этом превышение сметы практически невозможно, поскольку заказчик в лице “Укравтодора” не может заплатить за работы больше указанной в контракте суммы”, — уточняет Магалецкий. Для оценки заявленной стоимости проекта, а также самого проекта ЕБРР привлекает независимых инженеров-консультантов из специализированных компаний. В то же время Владимир Демишкан признает, что расход бюджетных средств госпредприятием контролируется мало.

Чрезвычайно низкие объемы строительства дорог — 7,8 км против запланированных 341,6 км — в госпредприятии объясняют нехваткой бюджетных средств. А именно — недопоступлением средств от акцизного сбора, а также ввозной пошлины на нефтепродукты и транспортные средства в специальный фонд госбюджета. Ведь поступления от этих сборов являются основным источником финансирования программ автодора.

Истина — в кредите

Впрочем, эксперты отмечают, что проблема с нехваткой средств связана с высокой закредитованностью компании. Директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава напоминает, что существенные суммы “Укравтодор” расходует на обслуживание своих долларовых кредитов. Так, по данным “Укравтодора”, только за 9 месяцев текущего года госкомпания выплатила 5,8 млрд. грн. в счет погашения кредитных обязательств. Кроме того, в конце прошлого года американский банк Morgan Stanley потребовал от “Укравтодора” досрочного возврата кредита в размере $930 млн. Тогда госкомпания оказалась на грани дефолта. Впрочем, тогда 50% этой задолженности было перекуплено Credit Suisse. Оставшиеся $465 млн. (примерно 3,7 млрд. грн.) были рефинансированы швейцарским банком сроком на 10 лет под госгарантии под ставку LIBOR+8 процентных пунктов. Как ранее сообщало “Дело” (№198 от 26.11.09 г.), на данный момент “Укравтодор” намерен привлечь очередной кредит на $0,5-1 млрд. Тогда глава “Укравтодора”  Вадим Гуржос сообщил “Делу”, что переговоры о получении кредитов ведутся с рядом банков, в числе которых американский Citibank и швейцарский UBS. Однако компания не спешит соглашаться на их предложение — не устраивает стоимость ссуды. “Банки предлагают кредит минимум под 13%, тогда как мы считаем приемлемой ставку 11-11,5%, — говорил Гуржос. — Тем не менее наши специалисты ведут переговоры с банками”.  Привлечь такой огромный кредит “Укравтодор” может только под госгарантию.

3256,9 км дорог нужно построить и отремонтировать Украине до 2012 года согласно Программе по подготовке к проведению Евро-2012.

По данным “Укравтодора”, потребности предприятия в финансовых ресурсах на 2010 год составляют 21,4 млрд. грн. При этом 9,8 млрд. грн. из них должны быть направлены на погашение кредитов “Укравтодора” перед международными финансовыми организациями. Вместе с тем в проекте госбюджета на 2010 год на нужды ведомства предусмотрено лишь 13,1 млрд. грн.

Кроме 8 км новых и реконструированных дорог, в своем отчете “Укравтодор” также сообщает, что за 11 месяцев 2009 года компания капитально отремонтировала 49,2 км дорог и 178,5 м мостов. С учетом других дорожных работ на эти цели было потрачено около 5,3 млрд. грн.

Ольга ДЖЕЛЕБОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.