Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украинское в Украине: отменить, изъять, уменьшить

[15:34 14 ноября 2011 года ] [ Зеркало недели, № 41, 11 ноября 2011 ]

Третьего ноября, четко отреагировав на поднятую руку, как в опытах академика Павлова, депутаты обеими руками надавили на кнопки пультиков в зале Верховной Рады. В этот раз уничтожали украинский шоу-бизнес. Наше гуманитарное пространство. Целенаправленно. Жестко.

Речь идет об изменениях в отечественном законодательстве, которые фактически отменяют украинскую музыку на телевидении и радио, то есть уменьшают количество национального аудиовизуального продукта в эфире.

Умные украинцы, даже те, кто не знает нюансов законотворческой казуистики, понимают: если суть проголосованного законопроекта кроется в одном только глаголе “изъять” (а название в несколько раз больше) — нужно копать глубже. Причем сильно.

За околоевропейскими потугами скрывается банальная попытка поставить крест на украинском шоу-бизе в целом и украинской музыке в частности. В нашем случае артистичные, но не совсем профессиональные разговоры о защите свободы выбора, о внимании к интересам простого украинца-радиослушателя вылились в документ под номером 6342. С официальным названием Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины „О телевидении и радиовещании“ (по приведению в соответствие с требованиями Европейской конвенции о трансграничном телевидении к программной концепции вещания)”.

Документ предлагает всего лишь два, маленьких таких, изменения: 1. В общем объеме вещания каждой телерадиоорганизации не менее чем 25 процентов должны составлять национальный аудиовизуальный продукт (раньше было 50%).

2. Из пункта 4 статьи 28 исключить последний абзац. В этом абзаце сказано: в радиопрограммах музыкальные произведения украинских авторов и исполнителей должны составлять не менее 50 процентов общего еженедельного объема вещания. Отныне не будет совсем. Таких вот всего лишь два маленьких изменения.

По оценкам большинства украинских музыкантов и их менеджеров, а также экспертов, представителей профильных творческих союзов, преподавателей художественных вузов, подобное решение приведет к исчезновению из радиоэфира музыкальных произведений украинских авторов и исполнителей. А следовательно, отечественного аудиовизуального продукта. Впереди — безработные выпускники творческих вузов, потеря государством контроля и возможностей корректного влияния на ряд культурных индустрий.

Поражают абсолютно лживые и позорные, как для 2011 года, аргументы… Оказывается, в Украине почти нет украинской музыки (читай — фонограмм). “Потому (это цитатка из “обоснования” необходимости принять законопроект. — Авт.) соблюдение этих квот телерадиоорганизациями приводит к тому, что их программы практически не отличаются друг от друга, то есть аудитория не получает разнообразной информации”. Ни слова о фантастически безграмотных “хвахівцях” (вспомните: “эта не наш фармат”). Ни единого слова о тотальной коррупции, которая годами заставляет украинских музыкантов и продюсеров проплачивать выход украинской музыки в эфир (ротации)! Ни единого слова о многолетних нарушениях украинского законодательства радиовещателями и т.д.

Банально... и все это уже проходили… Еще в 2003—2004 годах, когда украинские музыканты соответствующим открытым письмом заявили о катастрофической ситуации в аудиовизуальном пространстве Украины.

Кстати, то письмо было адресовано Кучме и Януковичу. Смешно? Да нет! Ведь тогда речь шла о том, что “...в нарушение норм действующего в Украине законодательства эфир телеканалов и радиостанций стал недоступным для отечественных песен и композиций — около 90% эфирного времени на радио и около 85% эфирного времени на ТВ заполнено иностранным продуктом...”

Были приведены поразительные цифры соответствующих мониторингов радиоэфиров. К тому же неопровержимо подкрепленные соответствующими аудиозаписями эфира так называемых украинских радиостанций.

Все силы после ознакомления с уникальными фактами представители руководства радиостанций бросили на... фактический запрет общественных мониторингов — проводить анализ мог только честный и неподкупный Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания.

Но и этого оказалось мало…

В радиоэфир и на соответствующего цвета страницы были вброшены мифы о “реальном состоянии” отечественной музыки. Приведу их из пресс-релиза, распространенного координаторами “Открытого письма” еще семь лет назад.

“Миф первый — отечественной музыки абсолютно недостаточно для высококачественного заполнения эфира хотя бы на 50%, обусловленных законом: студии звукозаписи в стране и производители “не создают” надлежащего количества аудио- (песни, композиции) и видеоматериала (клипы, ТВ-версии концертных выступлений).

Миф второй — музыка, созданная в Украине, по своему качеству не отвечает тем или иным критериям, предъявляемым теле- и радиовещателями, и не соответствует избранным “форматам” и “стандартам”.

Миф третий — радиослушатели и телезрители просто “не заказывают” отечественную музыку, она “не пользуется спросом”, и это приводит к падению “рейтингов” теле- и радиоканалов.

Существуют и распространяются другие “веселые мнения”: отечественные музыканты “требуют” от телерадиовещетелей уплаты авторского вознаграждения, отечественные музыканты “не умеют” играть “вживую” или просто петь и т.д.

При этом ни разу не были обнародованы содержательные факты или результаты каких-либо серезных исследований в подтверждение мифических высказываний программных директоров, ведущих и руководителей телерадиовещательных компаний...”.

На заседании в помещении Национального совета по вопросам ТВ и радиовещания были продемонстрированы тысячи названий качественных украинских фонограмм. Жестко и со ссылкой на соответствующие статьи Уголовного кодекса пришлось ответить на “аргумент”: “Они просто не хотят платить за ротации”...

Это был год 2004-й.

Ситуация в аудиовизуальном пространстве постепенно стала приходить в соответствие нормам, обусловленным законом. Украинской музыки в эфире становилось все больше. За год—два на некоторых радиоволнах процент украинской музыки в эфире начал приближаться к 20. Радиостанции сопротивлялись, точнее, противодействовали ориентированные на зарубежье владельцы. На либералов, вошедших в Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания, по демократическим квотам, оказывали давление. Обвиняли в выкручивании рук, пренебрежении интересами вещателей, давлении на СМИ и т.д.

Со временем между Национальным советом по вопросам ТВ и радиовещания и представителями менеджмента отечественных радиовещателей был подписан соответствующий Меморандум о сотрудничестве. Подписан помпезно — в присутствии камер, микрофонов, диктофонов, журналистов. В этом беспрецедентном документе были закреплены “этапы” постепенного перехода к… выполнению действующих законов Ук­раины! Уже после окончания сроков, указанных в меморандуме, тихонечко констатировали его полное Н-Е-В-Ы-П-О-Л-Н-Е-Н-И-Е всеми радиовещателями. Уже без камер, диктофонов и журналистов…

Наступил год 2011-й. Что изменилось?

По результатам мониторинга радиоэфира по состоянию на сентябрь—октябрь 2011 года, украинской музыки в эфире с 6.00 до 23.00 — несколько процентов. Обратите внимание: еще до принятия позорного закона!

А тем временем в Украине выросло новое мощное и профессиональное поколение музыкантов и продюсеров. Есть тысячи качественных фонограмм и видеоклипов, телеконцертов, фильмов. Фантастически повысилось техническое обеспечение отечественных культурных индустрий. Но аргументация работающих на чужие интересы осталась практически незыблемой. Примитивно? Да. Но примитивное вранье самое агрессивное и действенное.

При этом абсолютно игнорируются мировые тенденции в менеджменте культуры, которые однозначно доказывают: стилистика мышления “спрос порождает предложение” давно отошла в прошлое. Мир живет по логике: четко определенное предложение формирует спрос. Тотальная неукраинскость аудиовизуального пространства это доказывает: даже низкопробные образцы иностранного могут эффективно завоевать отечественного зрителя при тотально обеспеченном доступе к зрителю и слушателю.

И вот здесь произошла технологическая неожиданность. Довольно неприятная для топорного отечественного музыкального телерадиоменеджмента. Что сделали украинские слушатели и телезрители — дети Интернета и социальных сетей, когда увидели, что отечественные музыкальные телерадиоорганизации им врут и не дают украинской музыки? Правильно. Украинские люди обратились к другим источникам. И... начали понемногу выключать радиостанции и телевизоры, погрузившись в виртуальный и индивидуально выстроенный музыкальный мир.

Что начали кричать украинские радиоменеджеры: нас перестают слушать! Кто виноват? Невестка! Значит, отменяем украинскую музыку! То есть все вверх ногами. И вот имеем: второе чтение.

…Это при том, что даже главное юридическое управление Верховной Рады сделало “обобщающий вывод: по результатам рассмотрения в первом чтении представленный законопроект целесообразно отклонить”.

К чести сотрудников научно-аналитического управления аппарата ВР следует отметить, что они прямо предостерегают:
“...изъятие из статей 9 и 28 действующего Закона Украины “О телевидении и радиовещании” вышеупомянутых положений может привести к ослаблению защиты интересов государства и национального телерадиопроизводителя, что не согласовывается с содержанием соответствующих положений Конституции Украины, где указано, что государство должно способствовать развитию украинской культуры (статья 11)”.

То есть откровенно нарушается Основной Закон государства!

К слову, в этом выводе много и других интересных нюансов. Для примера: о том, что Конвенция о трансграничном вещании, на которую ссылаются, дает возможность Украине “...применять более суровые и детальные правила, по сравнению с предусмотренными в этой Конвенции, к программным услугам, которые транслирует телевещатель”.

А это означает: учитывая реальную ситуацию в отечественном радиоэфире, можно (и нужно!) даже увеличивать квоту украинской музыки.

Смешным является и то, что соответствующего вывода профильного комитета по культуре и духовности ВР в документах тоже не увидишь! И это тогда, когда речь идет об одном из ключевых вопросов — уничтожении украинской гуманитарной сферы.

И главный аргумент из пункта “Финансово-экономическое обоснование” к закону о необходимости уничтожения украинского шоу-биза — “...реализация закона не нуждается в финансовых затратах из Государственного бюджета Украины”. Навернулась слеза. Вытер и спрашиваю: кто подсчитает недополучение государственным бюджетом огромного количества налогов, которые не будут уплачены сотнями, а то и тысячами субъектов хозяйствования, занятыми производством продукта в украинском шоу-бизе, — звукозаписывающими студиями, продюсерскими структурами и их смежниками в фото-, видео- и модельных индустриях? Ведь без обнародования готового продукта их деятельности в эфире они никому не нужны.

Уничтожение квоты украинской музыки приведет к этому.

Удивляет также игнорирование представителями провластного большинства в Верховной Раде норм уже действующего, подписанного Януковичем, Закона Украины “О культуре”. Авторы законопроекта фактически призывают к нарушению его ст.ст. 1, 5, 7 и ст. 14. — “Поддержка отечественных производителей в сфере культуры”, — где четко определено: поддержка отечественных производителей в сфере культуры осуществляется путем “установления квот демонстрирования и распространения отечественного украиноязычного культурного продукта на телевидении, радио, в кино- и видеосети”.

Главное юридическое управление парламента и перед вторым чтением рекомендовало отправить законопроект на повторное второе чтение, ведь, по мнению специалистов, текст нуждается в существенной доработке.

Еще один важный и опасный факт. Вокруг принятия и обсуждения этого закона очень много манипуляций. На это указали даже в стенах парламента в ходе пленарного заседания! Украинцы фактически восстали против законопроекта (публичными акциями, открытыми письмами, круглыми столами), пытались обсудить текст со специалистами украинского шоу-бизнеса. Их оценка однозначна: законопроект уничтожает мощную украинскую сферу. Была создана рабочая группа с участием представителей общественности. Но уже на первом заседании рабочей группы произошло удивительное: украинские специалисты вдруг оказались в глухом меньшинстве! На заседаниях была продемонстрирована довольно странная логика: на все спокойные цифры, факты, аргументы противников уничтожения украинского сразу рубили: вы не хотите нас слышать. Было проигнорировано простое и понятное предложение автора этих строк (члена рабочей группы): учитывая риски, которые содержит законопроект для украинского гуманитарного пространства и культуры, провести соответствующие парламентские слушания. Или открытые комитетские слушания, или круглый стол... Фактически автоматически были отклонены и поправки, предложенные представителями оппозиции в сессионном зале и вне него. Все!

Оппозиционным депутатам осталось только надеяться на то, что В.Янукович не подпишет этот закон.

…Итак, имеем: в очередной раз реальные дела власти диаметрально разошлись с интересами общества. Сладенькие декларации на экранах и “своих” страницах (о поддержке украинского производителя, заботе о культуре и т.п.) — и полностью противоположные конкретные дела и дейст­вия. Удивляет? Уже — нет.

Александр ЗЫРИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.