Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украина может временно воспользоваться офшорным LNG-терминалом

[16:19 19 декабря 2011 года ] [ Зеркало недели, № 46, 16 - 23 декабря 2011 ]

Временное использование офшорного терминала, по расчетам экспертов, позволит на год-полтора ускорить диверсификацию источников газоснабжения.

Председатель координационного совета национального проекта LNG-терминал Виталий Демьянюк 14 декабря во время профессиональной дискуссии “Перспек­тивы диверсификации газоснабжения Украины путем строительства LNG-терминала и добычи нетрадиционного газа” заявил: “LNG-терминал — это один из инфраструктурных объектов, который будет существовать в газовой системе Украины и будет работать на стабильность газового рынка страны. Терминал должен быть вписан в национальную газовую систему с точки зрения инженерии, экономики, тарифообразования и баланса газа в Украине”.

“Когда начинается работа по созданию LNG-терминала, очень эффективно использовать — на период строительства стационарного терминала — офшорный терминал, базирующийся на соответствующих кораблях. Мы видим механизмы использования офшорного терминала для импорта 3—4 млрд. кубометров газа в год в сжиженном виде в течение двух лет. Это довольно значительный объем газа, который позволяет разбавить внутренний рынок трубопроводного газа и газа, добываемого в Украине, а также дает основания начинать говорить о создании конкуренции на отечественном рынке газа с точки зрения и источников, и маршрутов, и способов поставки. Для офшорного терминала планируется привлекать инвесторов — для строительства компрессоров, газопроводов, которые будут проходить по земле и по которым будет поставляться газ потребителям”, — отметил В.Демьянюк. Временное использование офшорного терминала, по расчетам экспертов, позволит на год-полтора ускорить диверсификацию источников газоснабжения.

По мнению участников профессиональной дискуссии, организованной Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова при поддержке парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, LNG-терминал хотя и является чисто инфраструктурным объектом украинского газового рынка, но при наличии политической воли и поддержки может стать действенным рычагом для стабильной работы всей газотранспортной системы страны и национального рынка газа.

В качестве примера директор энергетических программ центра “НОМОС” Михаил Гончар привел опыт Польши. Когда наши западные соседи практически начали диверсификацию источников маршрутов газопоставок и решили строить LNG-терминал, они сразу же реформировали свою мощную национальную газовую компанию (выполнявшую монопольно те же функции, что и НАК “Нафтогаз Украины”), выделив в обособленное предприятие ее газотранспортное подразделение. Таким образом, на польском газовом рынке одновременно появилась перспектива для инвесторов, поставщиков и покупателей газа — выбирать либо традиционный трубопроводный газ (причем российский или норвежский, который сегодня для поляков значительно дешевле “газпромовского”), либо поставляемый через LNG — терминал. Сам факт наличия такого потенциального выбора уже положительно повлиял на цены газа для польских потребителей. А также стал весомым аргументом в переговорах о поставках газа с различными компаниями-поставщиками, в частности с российским “Газпромом”.

“Пока Украина имеет единственного монопольного поставщика природного газа, рынок газа будет рынком продавца. Наша цель — изменить эту конструкцию и сделать рынок газа сбалансированным, а еще лучше — сделать его рынком покупателя. Наша цель — иметь исключительно экономически обоснованную цену на газ без политической скидки или надбавки. LNG-терминал является объектом “отсечения” необоснованной монопольной цены. Как только цена газа на рынке превысит экономически обоснованный уровень, это означает, что становится экономически обоснованным функционирование LNG-терминала в интересах страны. Наши энергетические отношения с Российской Федерацией и закупка российского газа, поставляемого исключительно по трубопроводам, делают Украину региональным рынком. LNG-терминал позволит задействовать другие механизмы и источники поставок газа и сделает Украину полноценным участником мирового энергетического рынка”, — заявил В.Демьянюк.

Участники дискуссии, рассмотрев основательное исследование экспертов Центра им. А.Разумкова о перспективах LNG-терминала, пришли к выводу, что такой объект действительно будет способствовать диверсификации источников и маршрутов газоснабжения Украины. Однако, отмечают специалисты и политики, не стоит его рассматривать в качестве альтернативной замены существующих источников
газоснабжения, как и увеличение добычи нетрадиционного газа. Сжиженный газ должен логически дополнить “энергетическую корзину” Украины и тем самым обезопасить ее жителей от возможного резкого роста цен на газ в Европе и мире. Правда, отдельные политики и эксперты, принимавшие участие в дискуссии о перспективах LNG-терминала в Украине, сомневаются в жизнеспособности этого проекта ввиду того, что “энергетические вопросы в Украине уже давно решаются не стратегически, в пользу государства, а ситуативно и в интересах определенных представителей власти, которая сегодня господствует на Печерских холмах”...

Однако, как отметил В.Демьянюк, в Украине о терминале говорят почти 20 лет, а вот делать практические вещи для его строительства начали только полтора года назад. По его словам, на базе ТЭО, которое разработает испанская компания Socoin к 31 января (см. ZN.UA №40 от 5 ноября 2011 года “Испанская Socoin начала разработку ТЭО украинского LNG-терминала”), будут подготовлены инвестиционные предложения, то есть инвестиционный меморандум. “Из этого документа инвесторы увидят, какой объем инвестиционных средств требуется для этого объекта, а также финансовые показатели операционной деятельности, сроки возврата средств, уровень доходности и все необходимое инвесторам для принятия решений”.

Поскольку это объект инфраструктуры, до 25% в строительстве терминала, подготовительных работах строительства газопроводов и дноуглубительных работах должно взять на себя государство. “Механизм привлечения инвестиций — путем создания корпораций, где частичное участие государства и частичное — консорциума инвесторов. Я считаю, что мы за счет первых 30% инвестиций сможем сделать всю ту часть, которая обеспечивает работу офшорного терминала, сможем построить трубу до врезки в действующую газотранспортную систему, углубить каналы для подхода судов, построить площадку для регазификационной установки. И тогда мы уже будем иметь на своей территории альтернативный газ. Это проект, который уже можно нести в банк и привлекать еще 70% кредитных средств, чтобы построить танки (емкости для хранения газа)”, — объяснил В.Демьянюк.

Ганна ЛЮТА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.