Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

У собственника “НОРДа” дела идут не лучшим образом

[16:04 16 июня 2011 года ] [ Инвестгазета, №22, 13-19 июня 2011 ]

Всему виной импорт, который бьет карты донецкого предпринимателя Валентина Ландика и по цене, и по качеству.

Валентин Ландик за словом в карман не лезет. Его раскованная манера разговора типична почти для всех “красных директоров”, привыкших подчинять окружающих своей “харизме”, а бизнес строить по принципу авторитарной вертикали. Поколение таких менеджеров общается с людьми жестко и любит крепкое словцо. Поэтому этого с виду сурового человека трудно представить за игрой, например, в пинг-понг, хотя строчка в досье о том, что Ландик возглавляет Федерацию настольного тенниса, убеждает в обратном. Он не любит, когда его связывают с братом Владимиром, народным депутатом и героем YouTube, чей водитель недавно подрался с сотрудником ГАИ. По словам Валентина Ландика, он получает большее удовольствие от производства, а его брат — от реализации. У последнего в Луганске строительный бизнес, и, как уверяет собственник группы “Норд”, они встречаются только на днях рождения да еще когда оба появляются в стенах Верховной Рады.

Собственник группы “Норд” начинал с производства холодильников “Донбасс” еще при СССР. Однако, несмотря на многолетний опыт в производстве холодильных установок, импорт итальянского оборудования и постоянные нововведения, его продукция до сих пор так и не смогла составить серьезной конкуренции ни западным производителям, ни даже белорусским. Проблемы бизнеса Ландика схожи с трудностями отечественных автопроизводителей, которые только и мечтают о заградительных госпошлинах на импорт.

Без кредитов и маркетинга

Чем выше цены на продукты питания, тем дешевле холодильники. По крайней мере, в этом уверен Валентин Ландик. Собственник “НОРДа” именно этим объясняет убыточность своего главного актива, а также сетует на заниженную стоимость импортной бытовой техники. Финансовые результаты ОАО “НОРД”, главного предприятия группы, в 2010 году оказались хуже, чем в предыдущие, более кризисные годы: чистый убыток составил 32,362 млн. грн. Правда, в целом группа “НОРД” получила прибыль около 100 млн. грн., а объем продаж вырос на 23,9% — до 3,5 млрд. грн.

По оценкам компании Astrum Investment Management, в настоящее время доля “донецких” холодильников на украинском рынке — менее 10%. Объем этого рынка в первом квартале 2011 года оценивается 636 млн. грн. “В ближайшие два-три года, если не случится нового кризиса, рынок будет расти в денежном выражении — как минимум за счет гривневой инфляции”, — отмечает директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский. По данным холдинга, 70% продукции “НОРД” экспортирует в страны ближнего и дальнего зарубежья. Однако определить долю группы в Европе аналитики не берутся.

Задолженность у группы небольшая: в Брокбизнесбанке открыта линия на 100 млн. грн. под 20% и в Сбербанке — на 500 млн. российских рублей под 12%. При этом рентабельность в целом по группе составляет 8% и 3% — по главному предприятию. Из-за невысокой рентабельности “НОРД” берет только небольшие кредиты под оборотный капитал, а без крупных кредитов работает уже почти два года.

В таких условиях компания выживает лишь потому, что имеет собственное производство многих комплектующих, что снижает себестоимость продукции на 10-15%. В то же время металл и полистирол группа импортирует из России и Европы, поскольку недовольна качеством украинской продукции, а пенополиуретан завозит только из Европы.

Продукция компании реализуется в основном через принадлежащий Ландику торговый дом “Домотехника”, тогда как другие сети, например, “Фокстрот” или “Эльдорадо”, берутся за реализацию отечественных холодильников неохотно. Предприниматель считает, что импортеры могут лучше оптимизировать налоговые платежи, поэтому больше зарабатывают на импорте. Ландик лично встречается с хозяевами торговых сетей и пытается убедить в необходимости торговать украинским продуктом. Однако результатов пока нет. По мнению бизнесмена, это из-за того, что украинцы — из Советского Союза, а там было принято предпочитать все заграничное, игнорируя наличие европейских сертификатов качества. Поэтому Валентин Ландик нашел более надежный способ повысить прибыльность своих активов: в мае Межведомственная комиссия по международной торговле начала расследование против импорта холодильников, которое инициировала группа.

В конце года “НОРД” планирует закупить новую линию порезки металла, а также термопластавтоматы, которые обеспечат холодильники новым видом ручек — не привинчивающимися к двери, а накладными. С таким нововведением можно будет запустить бренд холодильников премиум-класса, тогда как до сих пор донецкая техника вынуждена была конкурировать в ценовом сегменте китайской или турецкой продукции, а также с белорусским “Атлантом” и российским “Индезитом”. Но в Европу новшества из Донбасса не попадут: туда экспортируется лишь дешевая продукция. Валентин Ландик жалуется, что европейцы просто не верят, когда им предлагают украинские холодильники по цене дороже, чем, например, у Electrolux. Хотя в целом западное направление для “НОРДа” остается приоритетным: когда в Украине во время кризиса спрос сократился, в Европе сохранился рост продаж ежегодно на 4-5%, поскольку многие тамошние семьи переориентировались на более дешевую продукцию. В то время как в Украине — наоборот, по данным аналитика инвестиционно-банковского департамента ИК Astrum Investment Management Антона Комаровского, в посткризисный период потребитель не уверен в своих завтрашних доходах, поэтому покупает технику среднего и выше среднего сегментов, рассчитывая на долгосрочное использование. И это дополнительно осложняет рыночное положение “НОРДа”.

По мнению Комаровского, существенно вредит имиджу компании и слабая маркетинговая политика, недостаточная работа с консультантами в точках сбыта и, конечно же, обострение конкуренции. “Компании необходимо “усилить” бренд за счет более агрессивной маркетинговой стратегии, а также стабильно повышать качество продукции и совершенствовать ее функциональные характеристики”, — отмечает эксперт.

В то же время донецкий предприниматель умудряется расширять географию импорта, вывозя из страны около 70% продукции группы. Для сравнения: белорусский “Атлант” отказался от западноевропейского рынка, а Валентин Ландик объясняет, что старается “держаться за Европу”, поскольку она все-таки помогает не забывать о качестве продукции. Однако компания не забывает и о восточном направлении. С 2009 года в Ростове-на-Дону производится промышленное холодильное оборудование, которое реализуется только на территории России.

На территории Украины европейцы тоже ищут партнерства с “НОРДом”. Так, например, в 2010 году фирма Electrolux купила в Ивано-Франковске завод по производству стиральных машин, от которого ранее отказался Ландик. Сегодня на предприятии налажено только сборочное производство, и если туда привозить всю комплектацию: двигатель, насосы, ремни, то себестоимость, по словам Валентина Ландика, оказывается выше рыночной цены. Поэтому иностранные компании продолжают с “НОРДом” переговоры о совместной работе. Ландик рассматривает поставку в Ивано-Франковск различной комплектации, в частности, электродвигателей. А также, возможно, будет покупать произведенные этим предприятием стиральные машины и продавать их под маркой “НОРД”, чтобы пополнить линейку своих товаров этим видом техники.

Своеобразно понимают донецкие машиностроители энергосбережение. Так, в 2008 году Валентин Ландик обещал существенно снизить себестоимость продукции за счет повышения энергоэффективности производства. Выразилось это в том, что было куплено новое, более производительное оборудование, которое позволило выпускать те же 2500-2600 холодильников в сутки, но не в три смены, как раньше, а в две. Соответственно, платить за работу, отапливать и освещать цеха теперь нужно на треть меньше, поэтому и себестоимость упала на 25%.

Артем ЗАХАРЧЕНКО

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.