Президент Украины Виктор Янукович требует от правительства и местных руководителей взвешенной политики в области формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Как сообщает Интерфакс-Украина, об этом он заявил, обращаясь к участникам заседания Совета регионов в понедельник в Киеве.
Янукович обратился к премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой срочно проанализировать ситуацию вокруг Закона “О Национальной комиссии регуляции рынка коммунальных услуг” и принять безотлагательные меры для создания механизмов формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По словам главы государства, нынешняя ситуация в данной отрасли недопустима, поэтому необходим реальный механизм формирования тарифов, общепринятый в развитых странах и понятный гражданам.
Кроме того, Президент поручил урегулировать этот вопрос на законодательном уровне. “Необходимо на законодательном уровне определить четкие взаимоотношения между центральными и местными органами власти в процессе формирования тарифов и их ответственность за принятие нормативно-правовых актов”, — подчеркнул Янукович.
Однако общепринятый в развитых странах механизм формирования тарифов, по словам экспертов, прежде всего, предусматривает попытку снизить себестоимость услуги благодаря внедрению энергоэффективных технологий, что обычно перекрывает фактор подорожания энергоресурсов. А если тариф увеличивается, коммунальщики обязательно стараются сделать услугу качественнее — за счет тех же инноваций.
Между тем, в Украине даже при условии внедрения энергоэффективных технологий тариф в лучшем случае не поднимается. Такой вывод на днях сделали авторы проекта “Лучшие практики энергосбережения на местном уровне”, который осуществлялся Центром общественной экспертизы при поддержке Фонда “Восточная Европа” и при содействии Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины.
Целью данного проекта было создание основы для реализации проектов по внедрению энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Украины путем сбора, описания, обобщения и широкого обнародования информации о лучших практиках энергосбережения, внедренных на местном уровне на данное время.
На протяжении восьми месяцев (с марта по ноябрь 2010 года) проводился сбор информации о существующих в Украине на местном уровне практиках внедрения энергосбережения в ЖКХ. Показательно при этом, что даже на запросы Министерства жилищно-коммунального хозяйства ответы дали далеко не все муниципалитеты. Поэтому к сбору информации Центром общественной экспертизы было привлечено 14 региональных исследователей, занимавшихся изучением ситуации в области энергосбережения в 18 регионах Украины.
В результате, без “белых пятен” не обошлось. В частности, как сообщил журналистам председатель правления Центра общественной экспертизы Любомир Чорний, совсем не предоставили информацию о реализованных или внедряемых проектах по энергосбережению Закарпатская и Одесская области, а также г. Киев.
Однако удалось собрать информацию о более 230 проектах по энергосбережению в ЖКХ остальных регионов, реализованных на местном уровне на протяжении последних пяти лет. Хотя, как заметил Чорний, в финальный каталог попало всего 168 проектов, больше всего заслуживающих называться энергоэффективными.
Из полученных от регионов данных авторы проекта сделали вывод, что на сегодня среди основных стимулов для внедрения проектов по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве, очевидно, преобладают экономические факторы (повышение стоимости энергоносителей, низкая финансовая состоятельность местных бюджетов), а не понимание экологических проблем конкретных территорий и Украины вообще, желание повысить качество жилищно-коммунальных услуг или снизить их стоимость для граждан.
“Главным стимулом для внедрения проектов по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве на сегодня является рост цен на энергоносители. Другой важный фактор — желание местных властей экономить бюджетные средства, которые направляются на содержание бюджетных заведений и дотирование коммунальных предприятий. Решение экологических проблем на данное время не стало мотивирующим фактором при внедрении проектов по энергосбережению, что может свидетельствовать о невысокой экологической культуре местных чиновников и сотрудников предприятий жилищно-коммунального хозяйства”, — отметил Любомир Чорний.
Также специалисты обратили внимание на специфические региональные отличия в активности органов местной власти и жилищно-коммунальных предприятий в области внедрения энергосбережения и повышения энергоэффективности на объектах ЖКХ.
Так, консультант проекта Наталия Ходько заметила, что “регионы западной и северо-западной Украины более активны, они внедряют разнообразные проекты, не пренебрегая при этом небольшими объектами, а также чаще переходят на местные виды топлива. На юге Украины активнее обращаются к использованию солнечной энергии. Восточные же области чаще применяют отечественные разработки в сфере энергосбережения и больше концентрируются на проектах, осуществляемых в централизованных системах тепло- и водоснабжения”.
Кроме того, исследователи отметили, что на сегодня доступные финансовые ресурсы для внедрения проектов в области энергосбережения в Украине используются недостаточно. Это касается как средств международной технической помощи, так и кредитов международных финансовых институций. Любомир Чорний по этому поводу заметил: “На сегодня средства международных институций, желающих работать в Украине в сфере энергосбережения, привлекаются недостаточно активно — в основном из-за низкого качества презентаций проектных идей потенциальным инвесторам или донорам, поскольку инициаторы проектов иногда не способны оценить будущие экономические и экологические результаты от их реализации и четко описать предлагаемые в рамках проектов шаги”.
Одним из практических результатов реализации проекта “Лучшие практики энергосбережения на местном уровне” стала подготовка и публикация “Каталога проектов по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве Украины”. Исполнители проекта планируют распространить его среди представителей местной власти и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, международных донорских организаций и украинских экспертов в области энергосбережения и энергоэффективности и реформирования жилищно-коммунального хозяйства. “Материалы, собранные в рамках данного проекта, должны стать ценным ресурсом для органов местной власти, а также предприятий жилищно-коммунального хозяйства в подготовке проектов и бизнес-планов для привлечения бюджетного финансирования и инвестиций в сферу повышения энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства. А это, в свою очередь, позволит городам и селам сэкономить миллионы гривен бюджетных средств и стать более энергонезависимыми”, — отметил исполнительный директор Фонда “Восточная Европа” Виктор Лях.
Алексей САВИЦКИЙ
Кстати
Учимся экономить
В Украине 85% теплоснабжения в городах и больше половины в сельской местности осуществляется с использованием природного газа. Резервного топлива нет, как и генерирующей инфраструктуры, которая использует местные виды топлива и энергии.
Цена на природный газ за последние пять лет выросла в среднем на 550%.
Задолженность украинских городов за природный газ составляет 14 миллиардов гривен и растет в среднем ежегодно на 30—40%.
Рост цен на природный газ в Украине в следующие десятилетия составит в среднем 400% (для населения — 1000%). По прогнозам, темпы доходов населения вырастут за этот период в пределах 100—150% (без учета темпов инфляции).
Потери тепловой энергии в зданиях Украины составляют 50—70% от норм, принятых ЕС. До 2020 года этот уровень возрастет до 95%.
Эти “кричащие” факты были обнародованы на региональной конференции “Энергоэффективность в многоквартирных домах”, которая состоялась на днях в Херсоне. Рассчитана она была на представителей органов местного самоуправления и объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).
Херсон был избран для проведения конференции неслучайно: областной центр вошел в состав пилотных городов Проекта USAID “Реформа городского теплообеспечения в Украине”, цель которого — проанализировать состояние систем теплоснабжения в городах, разработать энергетические планы, нормативно-правовую базу, внедрять энергоэффективные технологии, способствовать поиску финансирования для воплощения задуманного...
Херсонская областная общественная организация “Региональный совет предпринимателей” активно взялась за создание городского консультационного центра ОСМД.
“Реформа городского теплообеспечения” — проект, который не только будет помогать херсонским ОСМД стать на ноги, но и заниматься энергоэффективностью. По словам консультанта Института местного развития, председателя правления энергосервисной компании “Экологические системы” Василия Степаненко, уже в этом году проект предусматривает энергоаудит 15 типичных зданий (10 жилых многоэтажек и пять бюджетных зданий — школы, детсады, роддом). После этого будут предложены среднесрочные и долгосрочные мероприятия по снижению потребности в тепле.
Кроме того, проект выделяет средства на частичную термомодернизацию одного жилого и одного бюджетного здания. Свою лепту в реализацию этих планов должна внести и городская власть. Пилотные сооружения должны наглядно продемонстрировать горожанам: потребность в тепле может быть снижена втрое.
София СЕРЕБРЯКОВА
Что скажете, Аноним?
[12:17 30 ноября]
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
13:00 30 ноября
12:30 30 ноября
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.