Неразбериха на границах ТС вряд ли закончится и после 1 октября, после принятия Россией закона о таможенном регулировании.
Российскому законодательству нужно стать более прозрачным и либеральным в условиях Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. С таким призывом обратился в понедельник президент Медведев к участникам совещания в Сочи по вопросам инвестиционного климата в России.
“Издержки, связанные с пересечением таможенной границы, подчас носят непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств”, — заявил Медведев. Он считает, что эти проблемы затрагивают не только западных, но и отечественных производителей, включая потенциальных экспортеров высокотехнологичной продукции.
Таможенный союз — это не только налаживание “кооперационных связей”, но и “часть конкуренции, борьбы за экономического оператора”, предупредил президент: неоправданно тяжелое финансовое бремя экспортных процедур, неадекватные сроки оформления поставок, запутанный механизм экспортного и валютного контроля — все это ставит Россию в очень сложные условия. “Мы просто проигрываем по отношению к нашим конкурентам”, — переживает глава государства.
Для России это новая ситуация, и ее невозможно разрешить запретительными мерами, поскольку операторы внешнеэкономической деятельности неизбежно будут стремиться туда, где таможенные процедуры более понятны и более прозрачны и где финансовая нагрузка, связанная с их прохождением, менее обременительна.
И если Россия проиграет Белоруссии и Казахстану в конкурентной борьбе по созданию выгодных условий для участников внешнеэкономиечской деятельности, то пенять будет не на кого, только на самих себя, потому что нас никто палкой не загонял в Таможенный союз, отметил президент.
Россия действительно проигрывает своим партнерам по Таможенному союзу в том, что касается таможенных процедур, подтвердила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Специально к совещанию были проанализированы различные международные рейтинги по итогам 2009 года, касающиеся таможенного администрирования, сообщила она: по оценке простоты таможенных процедур Россия находится на 140-м месте из 183 стран.
Затем Набиуллина привела результаты опроса, проведенного в России одним из японских банков, по восприятию инвесторами процедур таможенного администрирования. “Мы единственная страна, где в 2009 году ухудшилась ситуация, в остальных странах шло улучшение”, — отметила министр.
А опрос Всемирного банка, который проводил исследование 15 наиболее инвестиционно привлекательных стран, показал, что Россия имеет самую низкую оценку таможенного администрирования: по пятибалльной шкале — второе место. “При этом Казахстан, который был хуже нас, в 2009 году стал лучше”, — добавила министр.
Что касается такого параметра, как частота физического досмотра груза, то в России ему подвергается около 44% груза, а около 10% досматривается более одного раза, сообщила министр. При этом в США досматривается лишь 3%, в Германии — также 3%, а в Великобритании — 2%. А среднее количество документов, которое требуется в России для экспорта, составляет 8, для импорта — 13. “По другим странам в среднем: для экспорта — 4 документа, для импорта — 6”, — сказала министр.
Россия занимает 98-е место из 119 по срокам прохождения таможенной очистки без физического досмотра и 103-е из 119 с досмотром, уточнила глава Минэкономразвития.
По ее данным, “экономические операторы теряют до пяти дней на проверку и оформление груза, причем это без учета дороги”. И в этом плане Россия “значительно проигрывает и Казахстану, и Белоруссии”, подтвердила она.
Власти надеются, что большую часть проблем, связанных с таможенным администрированием, решит закон о таможенном регулировании в России. Он был принят Госдумой в первом чтении в весеннюю сессию. В трех чтениях закон может быть принят уже в сентябре и вступит в силу с 1 октября, сообщила Набиуллина.
Формально Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана начал действовать с 1 января 2010 года. С 1 июля экономические отношения между Россией и Казахстаном регулируются единым Таможенным кодексом, с 4 июля к Таможенному союзу подключилась и Белоруссия. Но о полноценном союзе и единой таможенной территории трех стран можно будет лишь после ратификации Россией закона о таможенном регулировании и принятия еще почти двух десятков подзаконных актов на уровне правительства и таможенной службы. Затем предстоит унифицировать техническое регулирование и к 1 января 2012 года запустить в действие единые технические регламенты, единые принципы санитарного, ветеринарного и других видов контроля.
Неразбериху на границах Таможенного союза эксперта объясняют тем, что создавался тройственный союз в спешке, по политическим соображениям и в итоге оказался неработоспособным. “Российские власти попытались доказать, что способны противостоять центробежным силам на постсоветском пространстве, способны контролировать хотя бы часть территории бывшего Советского Союза, но толком не подготовили эту акцию”, — говорит директор департамента стратегического анализа, партнер компании ФБК Игорь Николаев.
Если Россия на своей части границы Таможенного союза не сумеет создать комфортные условия ведения бизнеса, участники ВЭД действительно предпочтут “переходить границу” в Казахстане или Белоруссии. “За счет этого может сократиться объем экспорта-импорта именно через российскую таможню”, — полагает директор департамента Due Diligence НКГ “2К Аудит — Деловые консультации”/Morison International Александр Шток.
В рамках Таможенного союза импортеры смогут выходить на российский рынок через свои дочерние компании-резиденты в Казахстане и Белоруссии, поясняет начальник отдела таможенных услуг логистической компании AsstrA AG Михаил Козлов. Но для России риски будут минимальными, если будут, считает он. Так, в случае продажи товара на российский рынок через белорусский основные сборы от платежей, приблизительно 85%, будут перераспределены в Россию. Для контроля такого потока грузов предусмотрена процедура статистического декларирования, которая уже работает в случае с Белоруссией. В Казахстане НДС составляет 12%, и при провозе товара в Россию импортеру будет нужно доплатить 6%. Хотя есть риск завоза товара без доплаты НДС, если процесс не контролировать.
“Теоретически ввозить через Казахстан или Белоруссию, может быть, и легче, но на практике существенных изменений товарных потоков не произойдет, несмотря на более простой таможенный режим в Белоруссии и Казахстане”, — полагает руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин.
Выход к морю есть только у России, поэтому экспорт через Казахстан и Белоруссию сложнее с точки зрения логистики.
Вообще риски перетекания товаропотоков из России в Белоруссию и Казахстан не столь существенны, соглашается партнер компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”, генерал-майор таможенной службы в отставке Галина Баландина. Но проблема в том, что внутри Таможенного союза должны быть равные условия ведения бизнеса. И они не должны быть обременительными. “Иначе в Белоруссии или Казахстане бизнес будет развиваться успешнее, чем в России. Особенно, если производство ориентировано на иностранные сырьевые материалы, инвестор предпочтет создавать его в Белоруссии или Казахстане”, — говорит Баландина.
Рустем ФАЛЯХОВ, Ольга ТАНАС
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:30 27 ноября
10:20 27 ноября
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.