Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Таможня: парадный вход и черный выход

[08:16 26 марта 2011 года ] [ Зеркало недели, № 11, 25 марта 2011 ]

Каковы цели и задачи таможни, как они привязаны к интересам общества?

“Чиновники говорят, и говорят правду, что у нас улучшаются экономические показатели, но людей это улучшение практически не касается”.

В.Ф. Янукович

21 марта прошло заседание управляющего совета Комитета по экономическим реформам, на котором президент В.Янукович подверг острой критике деятельность таможни и изрек вывод, процитированный выше. По иронии судьбы 22 марта исполнился ровно год со дня назначения депутата-коммуниста Игоря Калетника на пост руководителя Государственной таможенной службы.

Выступление главы государства вызвало вопросы. Насколько эффективно Калетник реализовал свой проект реформирования таможни под названием “Лицом к людям”, если, по мнению президента, “людей это улучшение не касается”? На что и на кого в таком случае направлены изменения в работе таможни?

ZN.UA рассмотрело эти и другие вопросы, касающиеся и людей, и таможни, и в целом подходов украинской власти к формированию экономической политики.

Централизация

“Больно было только первый месяц, когда люди ощутили, сколько они теряют из-за того, что их заставляют честно заплатить. А потом они привыкли…”.

И.Калетник, председатель ГТСУ

Структурные изменения на таможне проводятся в полном соответствии с коммунистическими принципами. Система управления, все финансовые потоки и все каналы импорта и экспорта централизуются жестко и бескомпромиссно. Беспрецедентен масштаб кадровых перестановок: полностью сменен руководящий состав всех основных таможен, вплоть до уровня начальника отдела почти на всех направлениях.

Руководство ГТСУ действует стремительно. В 2010 году количество таможенных органов было сокращено с 46 до 28 — в соответствии с административно-территориальным делением страны. Большое число самостоятельных таможен всегда объяснялось сугубо политическими интересами групп влияния, желающими контролировать свой участок границы. Например, долгие годы на границе с непризнанным Приднестровьем — базой контрабанды в регионе — работало почему-то сразу три самостоятельные таможни. Не раз предшественники Калетника в таможне пытались сократить число таможен, но это наталкивалось на сопротивление властей в Киеве, поскольку каждая таможня позволяет строить схему легализации импорта, благодаря которой кормятся группы чиновников, политиков, бизнесменов. Теперь в каждой области действует только одна таможня, которая управляет всеми пунктами пропуска и местами таможенного оформления. За счет сокращения лишних административных должностей почти на 400 человек были усилены непосредственно подразделения таможенного оформления.

Руководство таможни резко повысило требования к исполнительской дисциплине. По данным источника ZN.UA, из 18 тысяч работников таможни за год к дисциплинарной ответственности было привлечено более трех тысяч (каждый шестой!), уволено — 280 должностных лиц.

Согласно указу президента от 9.12.2010 в течение ближайшего времени общая численность таможни будет сокращена на 30%. ГТСУ уже подготовила приказ о масштабной реорганизации — увольнению подлежат почти 6 тысяч человек. По данным источников ZN.UA, в результате будут сохранены все действующие 244 пункта пропуска, однако значительные сокращения ожидают 288 мест таможенного оформления в областях.

03.02.2011 вступил в силу закон, изменивший порядок документальной проверки грузов. В июне все функции государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического контроля и контроля за перемещением культурных ценностей на границе переходят к Гостаможслужбе. Таким образом, ветеринарная служба и служба по карантину растений устраняются от функций контроля грузов в пунктах пропуска. Они будут проверять грузы по местам таможенного оформления как экспертные учреждения. Польза для предпринимателей — теперь все эти справки можно будет заносить не в три кабинета, а в один. Следует отметить, что закон был принят парламентом за основу еще в 2009 году по инициативе экс-председателя ГТСУ А.Макаренко. Вступление в силу этого закона И.Калетнику удалось пролоббировать вопреки серьезному сопротивлению. Деятельность ветеринарных и карантинных служб достойна отдельной статьи. По данным источников ZN.UA в ГТСУ, из импортированных в Украину 2 миллионов 514 тысяч тонн грузов, подлежащих ветеринарному контролю, сотрудники этой службы обнаружили и уничтожили всего 2 (две) тонны некачественных товаров. Еще 545 тонн было отправлено обратно. То есть ветеринары пропускали почти все, что к нам завозилось. Получение ветеринарных и фитосанитарных справок на границе превратилось в еще одну схему незаконных поборов.

Калетник централизует не только систему управления таможней, но и систему таможенного оформления. Председатель Гостаможслужбы издал приказ о закреплении за отдельными таможнями оформления конкретных товарных групп — в масштабах всей страны. Например, если предприниматель импортирует цветы и хочет продавать их на Волыни, он должен провести оформление груза исключительно в Киеве. Официальная причина — на отдельных таможнях собираются группы самых лучших специалистов по работе с определенными видами товаров. Причина неофициальная — отстранение региональных таможен от взаимодействия с наиболее взяткоемкими направлениями, борьба с занижением таможенной стоимости, со сговором на местном уровне между таможенниками и импортерами. Однако обратной стороной этих новшеств стал значительный рост накладных расходов предпринимателей, связанный с усложненной логистикой и транспортными перевозками, повышенным риском при перевозке скоропортящихся товаров.

Зачем нужны региональные таможни, если крупнейшие потоки импорта все равно там не оформляются? Может, в таком случае оставить на границах только пункты пропуска, сократить большинство мест таможенного оформления, сократить аппараты таможен в областях и сосредоточить таможенное оформление в Киеве? Неслучайно среди предпринимателей распространено мнение, что подобная товарная специализация таможен существует для того, чтобы высоколиквидный импорт проходил только через нескольких доверенных чиновников.

Централизуется и бизнес, связанный с таможней. Вокруг каждой таможни — группа из нескольких доверенных компаний, через которые проходит основной поток товаров широкого потребления, хозтоваров, цветы, продовольствие и т.п. Стабильные отношения с таможней стоят дорого. У тех, кто такие отношения установить не сумел, зачастую возникают такие задержки с оформлением, что бизнес просто теряет всякий смысл. Например, почти всю мебель, импортируемую в столицу, на Киевской таможне оформляет одна коммерческая фирма. В Одессе большая часть грузов оформляется через пять фирм. Да, укрупнение трейдеров — это естественный экономический процесс. Но ведь система привилегированных компаний является результатом простого включения административных рычагов. Саму коррупцию не ликвидирует, а всего лишь поднимает ее на более высокий уровень. Искусственная концентрация импорта предопределяет серьезное участие криминальных группировок в этом виде бизнеса. Через структуры некоего “Иван Иваныча” в Киеве сейчас, по словам брокеров, оформляется большая часть китайского ширпотреба и хозтоваров.

По данным источников ZN.UA, в ближайшее время вполне вероятно последует централизация и транспортно-экспедиторского бизнеса. В руках нескольких фирм может оказаться рынок транспортных перевозок, транзит грузов, лицензионные склады. Ежедневно в Украину заходит 4—5 тысяч транспортных фур. Поставив под контроль систему транспортировки, можно держать в руках как легальную, так и нелегальную часть импорта.

Тарифная политика — предмет гордости Калетника. Высокие тарифы на импорт зачастую, по словам опрошенных ZN.UA предпринимателей, превышают стоимость, зафиксированную в прямых контрактах с производителями товаров. То есть изначально задается самая высокая база оценки, и предприниматель должен убедить таможенное начальство, что просьба о расчете по инвойсу обоснованна. Как заявляет руководство ГТСУ, в настоящий момент 87—90% грузов таможни оформляется по прямым контрактам при наличии инвойса от производителя. Игорь Григорьевич заявил в комментарии ZN.UA, что в случае возникновения проблем с таможенным оформлением по прямому контракту, он всегда готов прислушаться к мнению общественности и прессы и решить спорный случай в пользу предпринимателя. Что ж, предлагаем читателям проэкспериментировать.
Результаты

Мнения властей и общества по результатам этой работы радикально отличаются. Руководство таможни заявляет, что введение высоких официальных и неофициальных тарифов на импорт готовых изделий, централизация контроля решают две стратегические задачи. Во-первых, делают просто невозможными любые манипуляции таможенников с занижением стоимости и ликвидируют мелких минимизаторов как класс. А во-вторых, создание таможенных барьеров является осознанной политикой протекционизма, способствующей росту производства в стране и импортозамещению.

Показателем надежности таможенных границ И.Калетник называет статистику европейского агентства Eurostat за 2010 год. По этим сведениям, экспорт из Польши за год составил 400 млн. евро. Это полностью совпадает с данными украинской таможни о налогооблагаемом импорте из Польши. Что ж, показатель вполне убедительный, более того — это законный повод гордиться. Однако возникает вопрос: если таможня на границе с Польшей работает столь убедительно, то за какие грехи были сняты с работы одновременно сразу 55 сотрудников Львовской таможни? Быть может, они оформляли что-то, что не укладывается в официальную статистику?

Взаимодействие таможни с бизнесом эффективно там, где крупные компании способны защитить себя и на внутреннем рынке, и во властных кабинетах. Импорт мобильных телефонов в 2010-м вырос в 2,5 раза, телевизоров и видеомониторов — в 4, компьютеров и ноутбуков — в 19 раз.

Как пример правильной и успешной таможенной политики ГТСУ демонстрирует также ситуацию в легкой промышленности. В 2010 году ввоз одежды увеличился на 28 % по сравнению с 2009-м, при этом таможенные платежи возросли в 2 раза. Заградительные пошлины привели к значительному росту внутреннего производства, росту потребления отечественных товаров на внутреннем рынке, но и к росту экспорта. В результате чистый экспорт одежды без учета продукции, изготовленной из давальческого сырья, за 2010 год вырос на 19%, а чистый экспорт обуви вырос на 11% по сравнению с 2009-м. По итогам двух месяцев 2011 г. ввоз оборудования для производства товаров легкой промышленности вырос на 43%.

Руководство таможни уверено, что 2011 год принесет стабильные налоговые поступления и возможное перевыполнение плана. Основания для оптимизма дает позитивная динамика восстановления экономики: в 2011 году (впервые с 2008 года) возобновлен импорт оборудования для горно-металлургической промышленности. По итогам двух месяцев пошлины по этим товарам заняли второе место после налогов на нефтепродукты. Лидерами таможенных платежей являются также тракторы и оборудование для сельского хозяйства, грузовой и легковой транспорт.

Однако для украинского бизнеса таможня — это не только щит, но и меч. Коррупция и бюрократия никуда не ушли с таможни, несмотря на драконовские административные меры. Один из столичных предпринимателей — экспортеров продовольствия дал весьма любопытную оценку деятельности таможни: “Я могу сказать, как сейчас происходит экспорт товаров украинского производства, который государство должно было бы стимулировать и развивать. Я работаю на себя, плачу все налоги, с этим проблем нет. О новых нормативах на таможенное оформление экспорта мы все хорошо знаем, но я лично ни разу не видел, как они выполняются. Когда ты попал на оформление, нормативы, конечно, никто не нарушает. Но от тебя требуют принести справки, которые собрать либо трудно, либо невозможно. Получается, что нормативы не нарушены — виноват предприниматель, который не принес документы. Ты споришь, возмущаешься, но жаловаться не будешь. Потому что таможня — это одна схема, где за решение любого вопроса надо оставлять какую-то сумму. Если я добьюсь выдворения одного таможенника, то другие со мной договариваться не будут. Вот я отправлял контейнер продуктов. Пришел на таможню и должен заплатить вначале 200 гривен за внесение в базу данных — разумеется, в карман оператору. Затем мою декларацию должен заверить начальник отдела. Он требует справку о том, что те виды продуктов, которые я поставляю, разрешены без квот для экспорта Министерством экономики. В министерстве говорят — квот нет, таможня об этом знает, и мы таких справок не даем. Времени у меня на споры нет — поставка срочная, поэтому иду договариваться. За 500 долларов получил подпись. Затем иду к инспекторам. В груз входят кондитерские изделия, легко повреждаемые банки и коробки. Профессиональные грузчики тщательно укладывают груз почти целый рабочий день. Инспектор может этот контейнер выгружать, а может и не выгружать. Чтобы не выгружали, существует стандартная благодарность — 100 долларов. При том, что меня на таможне знают, у меня чистая история и полный набор документов. Но инспекторы видят, что груз хрупкий, и мне невыгодно его выгружать, поэтому сказали — давай 300. Каждый, кто берет в карман, говорит, что так положено, что такими мерами якобы надо выполнять план и что-то кому-то отстегивать наверх. Моя личная чистая прибыль на этом контейнере составила всего 1500 долларов. Представляю себе, какие накладные расходы несут импортеры”.

С согласия предпринимателя и не раскрывая его имени, ZN.UA по громкой телефонной связи выслушало эту историю в присутствии одного из высших должностных лиц Гостаможслужбы. Согласно поручению президента, раскритиковавшего таможню на заседании Комитета экономических реформ, ГТСУ в месячный срок представит президенту программу модернизации, где мерам по борьбе с коррупцией и по созданию более комфортных условий для работы бизнеса будет уделено большое место. Что ж, ознакомимся, когда увидим.

Несмотря на возмущение импортеров и экспортеров коррупцией на таможне, жалобы на неправомерные действия конкретных сотрудников таможни остаются редкими случаями. Одни лишь политические акции протеста и абстрактные обвинения во взяточничестве не станут эффективными, пока конкретные люди не начнут письменно предъявлять конкретные претензии. Именно эта пассивность позволяет таможенным чиновникам относиться к предпринимателям, как к покорной и послушной дойной скотине.

Минфин обвиняет Калетника в неэффективности

В прессу попало любопытное письмо первого замминистра финансов Анатолия Мярковского, составленное в январе 2011 года. Согласно расчетам Минфина за 2010 год, таможня перечислила в бюджет 85,9 млрд. гривен, т.е. 91,7% плана. “Принятые Государственной таможенной службой в течение 2010 года организационные меры… оказались неэффективными, в результате чего государственный бюджет недополучил 7,7 млрд. гривен”.

Минфин обнаружил интереснейшую вещь: поступления от таможни в бюджет по сравнению с 2009 годом возросли на 34,2% без учета растаможки природного газа (в начале 2010-го импорт газа был освобожден от таможенных пошлин). Однако объем в 2010 году импорта возрос на 39,7%. “Темпы роста поступлений отстают от темпа роста импорта товаров на 5,5%. Также в 2010 году таможенными органами допущено уменьшение налоговой нагрузки на 0,8% (без учета газа) с 21,4% в 2009 году до 20,6% в 2010 г.”.

Справка Минфина правительства Н.Азарова дает основания предполагать серьезную тенизацию импорта в Украину в 2010 году по сравнению с 2009-м, и является большим комплиментом в адрес правительства Ю.Тимошенко и таможни А.Макаренко. По подсчетам А.Кужель, если бы весь импорт 2010 году дал налоговую нагрузку на уровне таможни 2009 года плюс база налогообложения была бы увеличена на те же 5,5% увеличения объема импорта с усредненной ставкой налогообложения, доходы бюджета возросли бы на 26 млрд. гривен.

Невыполнение бюджета руководство таможни объяснило неуплатой НАК “Нафтогаз” НДС и штрафных санкций за газ в январе—мае 2010-го в размере 3 млрд. грн., и неуплатой налогов компанией “Ливела”, которая уклонилась от уплаты пошлин на 2,9 млрд. грн. В случае, если бы эти средства поступили на счета таможни, заявляет руководство ГТСУ, план поступлений был бы выполнен на 100,8%. При этом, по официальным данным ГТСУ, среднерасчетная стоимость тонны импорта в 2010 году увеличилась на 35%.

Письмо Мярковского в значительной мере можно объяснить наличием различных методик подсчета, изменением структуры импорта в 2010 году в пользу товаров с низкой таможенной стоимостью и расширением списка товаров вообще с нулевой ставкой налогообложения согласно требованиям Всемирной торговой организации. Конечно, цифра в 26 млрд. грн. бюджетных убытков представляется весьма преувеличенной. Однако структура импорта ГТСУ показывает, что в 2010-м доля многих товаров с высокой таможенной стоимостью значительно возросла по сравнению с 2009-м (за счет резкого увеличения налогоемких видов товаров, таких как легковые и грузовые автомобили, за счет роста в несколько раз таможенной стоимости всех продовольственных товаров). Если отставание уровня поступлений в бюджет от темпов роста импорта можно объяснить различными причинами, то как на фоне увеличения в разы таможенной стоимости по многим товарным группам мог при этом сократиться и показатель налоговой нагрузки?

Оценки Минфина и Гостаможни как подотчетное диаметрально противоположны, при этом обе являются официальными. Вопрос: способно ли правительство адекватно оргнаизовывать работу?

Таможенное ЦК

“Когда мы отправили президенту обращение по таможне, я в открытую написала о том, кто это может крышевать: „Виктор Федорович, нам везде показывают на вас“.

А.В.Кужель

Об участии в таможенном бизнесе людей, входящих в близкий круг президента, говорит большинство предпринимателей, работающих на рынке импорта-экспорта. Таможенные вымогатели активно используют формулировку „именем президента“, чтобы оказать давление на бизнесменов и убить всякую надежду на справедливость и на всякую защиту. После аргумента, что взятка идет не в карман, а в общак на самый верх, любой бизнесмен перестает что-то доказывать. Стоит ли удивляться, что импортеры не решаются публично заявить или дать показания против конкретных чиновников?

Формально Калетник является членом правительства, и его непосредственным начальником выступает премьер-министр Николай Азаров. Однако на практике у Азарова и его соратника министра финансов Федора Ярошенко с главой таможни отношения не сложились. Игорь Григорьевич описывал причины возникновения проблемы так: “Минфин не поддерживает. А почему? Потому что я должен прийти и договориться… А они мне: мы тебе подпишем, только назначь этого туда, этого сюда. Зачем это? Я же хорошо понимаю, что тот, кого так назначили, принимает на себя обязательство перед конкретным чиновником. И он председателя слушать не будет, а будет слушать того, кто его взял за руку и посадил в это кресло”. В общем, в вопросах управления таможней Калетник прежде всего слушает того, кто взял его самого за руку и посадил в кресло, — президента Януковича.

Кабмин выступает наиболее активным оппонентом Калетника. Вице-премьер-министр Тигипко открыто заявил, что руководители таможни и налоговой “похоронят всю страну”. Мощную и согласованную с Сергеем Леонидовичем кампанию за отставку Калетника проводит соратница по партии Тигипко А.Кужель — при поддержке самого Сергея Леонидовича. Отставку Калетника готов поддержать и вице-премьер Борис Колесников.

В Верховной Раде у Калетника масса оппонентов, но есть и союзники. Серьезные деловые контакты на таможне имеют второй секретарь КПУ Игорь Алексеев и глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник. Большие возможности влияния сохраняет и отец И.Калетника Григорий Николаевич, депутат Партии регионов.

Янукович выстроил свою личную вертикаль управления исполнительной властью, которую он контролирует без посредников. Ключевое направление — финансово-фискальный блок. В круг людей, регулярно информирующих президента о ситуации на таможне и наиболее активно влияющих на экспортно-импортную политику, входят, наряду с И.Калетником, глава АП Сергей Левочкин и председатель СБУ Валерий Хорошковский.

Компании, которые участники рынка связывают с семьей Януковича, тесно взаимодействуют с таможней в вопросе экспорта зерна. Как известно, государство и неизвестные частные инвесторы создали в минувшем году “Хлебинвестбуд”, и эта структура может вытеснить с рынка других экспортеров и централизовать большую часть продаж зерна за рубеж. Таможня стала одним из главных инструментом изменения расстановки сил среди экспортеров зерна. Летом 2010-го года проверки таможни практически парализовали работу четырех крупнейших американских компаний, экспортирующих украинское зерно. По данным источников ZN.UA, в текущем году эти компании не смогут организовать экспорт зерна в больших объемах. Несмотря на заступничество посла США, письма Торговой палаты и госдепартамента. Таможня обеспечивает патронируемому президентом “Хлебинвестбуду” важные конкурентные преимущества.

Калетник очень выгоден для Виктора Федоровича — Игорь Григорьевич нажил себе полстраны врагов и недоброжелателей, и на месте его удерживает только добрая воля президента. О доверии Януковича к Калетнику говорит то, что до сих в высшее руководство таможни глава службы не допускает ни одного “донецкого” — вопреки большому недовольству многих групп влияния в Партии регионов.

Борьба с контрабандой и коррупцией

“В Украине есть политическое рабство, потому что, захватив незаконно собственность, захватили и людей, работающих на этих предприятиях. Я хотел бы, чтобы люди знали — у нас криминальный капитал очень серьезно контролирует власть…”

П.Н.Симоненко, 9.03.2011

Борьба с коррупцией и контрабандой является настоящим коньком всей публичной деятельности Игоря Калетника. Как подчеркивает глава Гостаможни, только благодаря пресечению контрабанды удалось резко повысить поступления в бюджет по таможенному ведомству.

Следует отметить, что в ряде отраслей деятельность таможни за минувший год позволила вскрыть целый ряд крупных злоупотреблений в сфере импорта. Важной инициативой таможни стало выведение БАДов (биологически активных добавок) и ряда других препаратов (йодомарин и т.д.) из списка медикаментов. Теперь за эти псевдолекарства придется заплатить полную стоимость. Анализ ГТСУ деятельности импортеров фармакологии позволил выявить завышение стоимости импортируемых лекарств примерно на 1,5 млрд. грн. Причем особенность выявленных злоупотреблений заключается в том, что импортеры завышали, а не занижали, как это принято в других отраслях, цену товаров в инвойсах. При торговле лекарствами в Украине установлена предельная торговая наценка в 12% от цены закупки. Максимизировать прибыль импортер может только через искусственное завышение стоимости при импорте. Фармакологические компании чувствовали себя настолько вольготно, что многие схемы поставки шли вообще без прикрытия. 14 января этого года одна из мошеннических схем была разоблачена весьма курьезным образом. В партии лекарств одной из британских фирм был обнаружен инвойс от производителя — с суммой товара на 60% ниже, чем указал импортер, осуществляющий поставку якобы по прямому контракту. В ходе расследования выяснилось, что фирма, осуществившая за 2008—2010 гг. 17 поставок в Украину аналогичных лекарств, является полностью фиктивной, не значится и никогда не значилась в реестре предприятий Великобритании.

Однако, как красноречиво показало дело фирмы “Ливела”, в Украине есть схемы импорта, которые не по силам разоблачить не только таможне, но и всему государству. 80% бензина в первом полугодии 2010-го в Украину завезла компания, согласно решениям украинских судов, вообще не уплатившая ни копейки таможенных пошлин. По данным Гостаможслужбы, ущерб от неуплаты “Ливелой” таможенных сборов составил 2,9 млрд. грн.! Очевидно, что если подобную аферу, прикрытую подписью заинтересованного судьи, несколько месяцев бессильна остановить таможня, значит определенные схемы серого импорта имеют поддержку на самом высшем уровне украинской власти.

Посмотрим и на формальные результаты борьбы с контрабандой. По нашим данным, в 2009 году было возбуждено 318 уголовных дел о контрабанде общей стоимостью 445 млн. грн. В 2010 году эти показатели значительно возросли — возбуждено 377 уголовных дел на 695 млн. грн. Но давайте сравним, сколько предметов правонарушений было в результате конфисковано судами. А здесь разница незначительна. В 2009 году суды конфисковали имущества на 3 млн. 229 тыс. грн., а в 2010-м — тоже на весьма незначительные 5 млн.752 тыс. грн. В 2009 году по возбужденным таможенными органами административным делам о нарушении таможенных правил арестовано товаров на сумму 825 млн. грн. В 2010-м — 829 млн., т.е. разница вообще несущественна. КПД борьбы с контрабандой, если вдуматься, крайне невысок. В 2010 году возбуждено 25 470 дел о нарушении таможенных правил, но из них получилось всего лишь 377 уголовных дел. Из этих дел всего 48 было доведено до суда. И только в 37 уголовных делах суд принял решения о конфискации.

Если на 532 пункта пропуска и таможенного оформления и на весь центральный аппарат и региональные таможни за год набирается 37 дел о контрабанде, это означает, что большинство таможенников с этим позорным явлением за год не сталкивались вообще.

Имеет ли при таком низком КПД вообще какой-то смысл деятельность ГТСУ по борьбе с контрабандой? И зачем возбуждать такое непропорциональное количество дел о нарушении таможенных правил? Чтобы создать дополнительные рычаги для штрафования субъектов ВЭД? Вопросы, конечно, риторические.

Для реального пресечения контрабанды, и это прекрасно понимает руководство ГТСУ, требуется системная реформа нормативно-правовой базы таможни и крупные государственные инвестиции в постройку принципиально новой технической базы. Как отмечал Калетник, для установки видеонаблюдения на всех пунктах пропуска и таможенного оформления и на создание мониторингового центра, который будет в режиме онлайн фиксировать и передавать в Интернет видео с границы, необходимо 500 млн. гривен. Очевидно, что одна эта мера позволила бы пресечь контрабанду и занижение таможенной стоимости более эффективно, чем любые героические административные меры и товарная специализация таможен. Экономический эффект такой системы трудно переоценить. Вполне возможно, что система окупит себя за первый же месяц работы. Власти продолжают не замечать, что надежного физического контроля таможенных границ у нас до сих пор нет. Какой смысл обкладывать выговорами таможенников, если достаточно поставить видеокамеру и решить проблему контрабандного транспорта в принципе? Или для украинских властей такой контроль невыгоден?

Некоторые детали статистики ГТСУ не могут не вызывать удивления. По нашим сведениям, импорт товаров 71-й группы (ювелирные изделия) в 2010-м составил 2,4 млрд. грн. Вроде бы неплохо. Но таможенные платежи по этим предметам роскоши по сравнению с 2009 годом возросли на микроскопическую сумму — всего на 2 млн. гривен! В стране отмечен рост импорта всех предметов народного потребления, растет, например, импорт легковых автомобилей: в 2010 году по сравнению с 2009-м он вырос на 80%. Но почему-то “ювелирка” продолжает, по данным таможни, завозиться в точно такой же таможенной стоимости, как и в самом тяжелом кризисном 2009-м.

Анализ импорта драгоценностей весьма показателен, потому что первой и самой символичной акцией Калетника во главе таможни стал совместный рейд с налоговой милицией по ювелирным магазинам Киева. Четыре крупнейших бутика были закрыты, и Калетник отрапортовал, что в результате операции арестовано контрабандных часов на сумму более 200 млн. гривен. Эти изделия в Украине официально не прошли таможенного оформления.

Однако спустя год результаты распиаренной акции оказались обескураживающими. Результатом обнаружения такого огромного количества контрабанды, результатом возбуждения 72 дел о нарушении таможенных правил стали не громкие аресты владельцев магазинов, а… доначисление налогов на сумму всего 3 млн. гривен! Материалы переданы в СБУ, но там, к удивлению, не проявляют к ним большого интереса. Таможенники и налоговики после той акции не провели ни одного рейда по многочисленным ювелирным бутикам. Это не может не наталкивать на мысль о наличии коррупционных схем импорта ювелирных изделий, проходящих мимо таможенного контроля.

Как сломать коррупцию на таможне? Не только оппозиция, но и политики из партии власти открыто заявляют о систематическом сборе взяток. По неофициальным данным, размеры взяток на импорт колеблются от 5 тыс. долл. до 25 тысяч в среднем с одного контейнера и от 1000 до 5000 с одной фуры. “Обилечиваются”все без исключения товары широкого потребления — готовая продукция с высокой таможенной стоимостью.

Чтобы “улучшение коснулось людей” — вопросы для президента

Вопрос, поднятый президентом В.Януковичем, хотелось бы расширить. Каковы цели и задачи таможни, как они привязаны к интересам общества? И может ли таможня не “трясти” сограждан, если вы, Виктор Федорович, на заседании комитета в качестве главного критерия оценки работы таможни сами называете план по сборам в бюджет? Где и в каком законе Украине обозначена такая функция таможни, как “выполнение плана”? Замечание президента показывает, что руководство страны не имеет четкого представления о месте и целях таможни в системе государственной власти. Пока президент будет относиться к таможне как к дубинке для эффективного выбивания средств из людей, от них таможня будет далека. Пока на первом месте в ходе реформы не будут стоять цифры, которые надо “выдоить” к определенной дате, никаких кардинальных перемен в таможне в принципе произойти не может.

Почему бы, прежде чем сокращать таможню на 30%, не составить план оптимизации работы ведомства? Быть может, в таком случае было бы очевидно, что, сокращая персонал, государство должно обеспечить дополнительными техническими средствами работу оставшихся людей, иначе постоянные давки и толчея, а значит и очередной предлог для поборов станут главным символом административной реформы имени Януковича и Левочкина? Наконец, может быть, кто-то вспомнит о долгожданном “едином окне” на таможне и в налоговой?

Когда таможня получит нправо на ведение оперативно-розыскной деятельности? Напоминаем, что таможня Украины — единственная таможня в Европе, которая не имеет таких полномочий.

Когда будет внедрена давно разработанная единая система электронного документооборота и электронных архивов для всех государственных правоохранительных и фискальных органов ИТС “Финансы”?

Когда Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия судей рассмотрят дела коррумпированных судей, крышующих контрабанду? По статистике Гостаможслужбы, украинские суды конфисковывают товар стоимостью только до 2 тыс. гривен, а товар стоимостью от 400 тыс. грн конфисковывают лишь в двух случаях из ста?

Когда генпрокурор В.Пшонка начнет хотя бы журить тех сотрудников прокуратуры, которые уже много лет решают вопросы на таможне?

Вопросов накопилось много. Но ответов мы не услышим до тех пор, пока вопросы эти глава государства на начнет задавать, прежде всего, самому себе. Пока государственная система управления будет вещью в себе, отношения людей к государству и его законам будет созвучно словам героя романа Айн Рэнд:

“Вы действительно считаете, будто мы хотим, чтобы эти законы выполнялись? Мы хотим, чтобы их нарушали! Невозможно управлять невинными людьми. Единственная власть, которую имеет любое правительство, — это право применения жестких мер по отношению к уголовникам. Что ж, когда уголовников не хватает, их создают. Столько вещей объявляется криминальными, что становится невозможно жить, не нарушая законов... Но достаточно издать законы, которые невозможно выполнять, претворять в жизнь, объективно трактовать, — и вы создаете государство нарушителей законов и наживаетесь на их вине”.

Юрий БУТУСОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2011-03-26 09:03:38] [ Аноним с адреса 46.203.208.* ]

Даже комментировать неохота... Чего стоит одна только тарифная политика, при которой таможенные сборы вырастают в разы!!! Это не только рычаг для выдавливания платежей из законопослушных импортеров и протекции большого бизнеса "своих человечков", но и (как и всякая палка, имеющая 2 конца) - серьезная угроза для всей экономики (об этом можно статью написать, а не комментарий) и повод для ее дополнительной тенизации. И просто санкциями это не решается.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.