После этого “приватовский” ставленник во главе этой госкомпании Александр Лазорко покинул свой пост, а Игорь Коломойский был вынужден уйти с должности губернатора Днепропетровщины. Таким образом “Укртранснафта” стала первой в перечне немногочисленных побед государства в деле деолигархизации нефтегазовой отрасли.
В дальнейшем стало понятно, что держава не знает, что делать с этими активами, и не имеет какой-либо стратегии. Об этом говорит хотя бы история с возвратом технологической нефти, удерживаемой группой “Приват” на своих НПЗ, — похоже, никому в правительстве это неинтересно. Ведущая роль в нефтетранспортной компании сегодня принадлежит новому менеджменту. Расчистка старых завалов, укрепление основных фондов — это ключевые задачи на текущий момент. О возврате к прежним объемам и алгоритмам работы речь уже не идет, но есть определенные задумки по диверсификации деятельности.
После окончательного отстранения Александра Лазорко от руководства “Уктранснафтой”, в апреле 2015 г. компанию возглавил временно исполняющий обязанности Роман Сидорак.
Наиболее значимым шагом для компании в этот период стал пересмотр тарифов на прокачку нефти по внутренним маршрутам и, в частности, по единственному работающему — на НПЗ “Укртатнафта”, контролируемому “Приватом”. Пересмотр стоимости прокачки оказался первым за последние девять лет, автоматически вскрыв одну из главных задач менеджмента эпохи Лазорко — субсидирование частных НПЗ за счет государства.
Как выяснилось, стоимость прокачки по отдельным маршрутам была ниже ренты, которую компания должна платить государству. Повышение тарифа, означающее для “Привата” рост расходов на прокачку более чем на 100 млн грн в год, вызвало рецидив мартовского “бешенства”: “титушки” и работники “Укртатнафты” блокировали кременчугский офис “Укртранснафты” и пикетировали НАК “Нафтогаз Украины”. В свою очередь, милицейский рейд на базу “охраны” Кременчугского НПЗ принес добычу в виде пары сотен огнестрельных стволов. (Позже ведомство Арсена Авакова вернуло “охотникам” оружие, для приличия оштрафовав их.)
Спасение спасенной нефти
В 2016-й “Укртранснафта” вошла с полностью сформированным новым топ-менеджментом. Под конец года “Нафтогаз Украины” провел конкурс на должность генерального директора “Укртранснафты”, в котором приняли участие около 70 претендентов. Победу одержал Николай Гавриленко (см. досье).
Первая задача, названная новым главой компании в числе приоритетов, — это возврат 380 тыс. т технологической нефти, которую Александр Лазорко “спасал от сепаратистов” и поэтому выкачал как на Востоке, так и на Западе страны и разместил на хранение на нефтеперерабатывающих заводах “Привата” в Надворной, Дрогобыче и Кременчуге. С 1 января 2015 г. госкомпания ежедневно получает счета от днепропетровской группы на 100 тыс. долл. После ухода Лазорко, успевшего отписать “хозяевам” около 400 млн грн, оплаты остановили, но “Приват” считает, что все остается в силе.
“Нам ежемесячно приходят акты, хотя действие договора, подписанного Александром Лазорко, закончилось еще 30 апреля 2015 г. По этим актам сумма претензий к нам составляет уже около 700 млн грн”, — заявил глава нефтетранспортной компании на встрече с журналистами в начале февраля.
По словам Николая Гавриленко, “Укртранснафта” считает договор закончившимся 30 апреля 2015 г., тогда как “приватовские” заводы считают договор действующим, пока нефть остается в их резервуарах, поэтому категорически отказываются возвращать ее владельцу.
К слову, Н.Гавриленко подтвердил наличие этой нефти на хранении, что у многих вызывает сомнение. “Не могу сказать, есть ли она там на данный момент, но во время ежемесячной инвентаризации ресурс в указанных в договоре резервуарах был в полном объеме”, — говорит он.
Констатируют в компании и явно нерыночное ценообразование. Так, согласно проведенным “Укртранснафтой” исследованиям, стоимость хранения нефти в европейских портах колеблется в диапазоне 1—3 евро за тонну нефти в месяц. В то же время унифицированный тариф трех приватовских НПЗ составляет 192 грн в месяц (около 7 евро по текущему курсу и более 8 евро по курсу 2015-го).
“За два года стоимость затрат на хранение сравняется с текущей рыночной стоимостью этой нефти”, — подсчитал глава “Укртранснафты”. Компания также изучает правовые основания для подписания Александром Лазорко договоров на хранение.
“Договоры составлены таким образом, чтобы сумма услуг не превышала 50 млн грн, т.е. установленных положениями компании лимитов. Но при этом он фактически распорядился активами компании — технологической нефтью, стоимость которой значительно превышает данный лимит. Мы это рассматриваем на предмет законности подписания данных контрактов”, — отметил Николай Гавриленко.
Однако глава компании дает понять, что не теряет надежды на переговоры. Он говорит, что в производственном плане эта нефть “Укртранснафте” на данный момент не нужна, да и достаточных мощностей для ее хранения тоже пока нет. “Думаю, как вариант, можно рассматривать договор купли-продажи с отсрочкой оплаты и отсрочкой расчета цены, естественно, под финансовую гарантию с процентом доходности и условием выхода на деньги в каком-то периоде”, — считает Гавриленко, который уже обратился в правительство с предложением создать рабочую группу для отработки всех вариантов решения проблемы. Правда, насколько известно, какого-либо отклика этот призыв пока не получил.
Зато независимо от продвижения вопроса возврата технологической нефти, в марте “Привату” придется попрощаться с депозитом “Укртранснафты” в размере более 2 млрд грн. Эти деньги будут размещены в госбанках, заявил Гавриленко.
Крутись, как хочешь
Успешность нефтетранспортной компании зависит от объема перекачки. В нашем случае это транзит нефти и поставка на украинские НПЗ. За время работы Лазорко объемы транспортировки упали более чем вдвое — с 38,5 млн т в 2009 г. до 16,8 млн в 2014-м. На это были как субъективные, так и объективные причины. К первым относятся использование госкомпании в качестве инструмента по обслуживанию бизнеса группы “Приват” и действия в ее пользу, что зачастую шло вразрез с интересами государства. Разворот в 2009 г. нефтепровода Кременчуг—Одесса для поставок нефти на “Укртатнафту”, реверсирование в 2011-м нефтепровода Одесса—Броды в угоду мизерным белорусским поставкам с целью “левого” заработка на перевалке этой нефти и, в конечном итоге, опустошение одной из двух ниток “Дружбы” — все это привело к потерям как внутренних поставок, так и транзитных. Что же касается объективных причин, то к ним, прежде всего, относятся сворачивание нефтепереработки и максимальный увод Россией своих экспортных объемов нефти с сопредельных с Украиной территорий.
По меткому выражению Р.Сидорака, “Укртранснафта” постепенно превращается в водоперекачивающую компанию. Водяным консервантом сегодня заполнены участки нефтепроводов Мичуринск—Кременчуг, Лисичанск—Кременчуг, одна из двух веток “Дружбы”, Броды—Надвирная и Броды—Дрогобыч. По официальным данным, нефтетранспортная компания использует лишь 14% своей системы.
“Я буду инициировать переписку с владельцами НПЗ, обращусь к нашим министерствам и ведомствам за их позицией. Мы не должны бездумно тратить государственные деньги на поддержание активов, необходимость функционирования которых сомнительна”, — отмечает Николай Гавриленко.
Что касается перспектив увеличения транзита, то они, по мнению менеджмента трубопроводной монополии, связаны не только с “Дружбой”, но и с нефтепроводом Одесса—Броды. В первую очередь, это может быть интересно Беларуси, нефтеперерабатывающим заводам Чехии и Польши, считает новый глава компании. Но пока это все же больше концептуально: белорусские НПЗ залиты российской нефтью, польский “Орлен” недавно подписался, опять же — с россиянами, на увеличенные объемы сырья на ближайшие три года. Одни чешские НПЗ вряд ли смогут радикально изменить цифру транзита. Но дело даже не в этом. Кто захочет ссориться с российскими поставщиками нефти, снабжающими эти НПЗ годами? И ради чего и кого? Ради Украины, которая едва ли не каждые два года разворачивает свои нефтепроводы и во всех смыслах не является надежным партнером?
Более оправданными выглядят надежды Гавриленко в отношении другого проекта — создания на базе морского нефтяного терминала “Южный” перевалочного комплекса нефтепродуктов с постройкой железнодорожной эстакады как для топлива, так и для “колесного” сырья. Актуальность проекта подчеркнута утратой крымских мощностей, в частности Феодосийской нефтебазы. Вместе с Крымом Украина потеряла и “нефтепродуктовую” перевалку, в связи с чем фактическим монополистом в этой сфере является та же группа “Приват”, контролирующая мощнейшие перевалочные комплексы в Одессе и Ильичевске.
“С учетом потребности внутреннего рынка и пониманием транзита, возможный объем перевалки в модернизированном терминале составит около 3 млн т в год, — уверен Н.Гавриленко. — Разработка проекта уже поручена Институту транспорта нефти”.
В целом хозяйство “Укртранснафты” представляет собой унылое зрелище. Дело в том, что за время правления Лазорко, несмотря на завидные, как по нынешним временам, объемы транспортировки нефти, инвестиции в развитие и модернизацию системы упали в 20 раз — со 100 млн долл. в 2007 г. до 5 млн в 2014-м.
“Недавно был у коллег в Чехии. Вынужден констатировать, что по техническому оснащению мы катастрофически отстаем, мы потеряли годы”, — говорит гендиректор нефтепроводной компании.
***
Итак, работы непочатый край. Есть на повестке дня и такой атавизм, как борьба с хищениями нефти. Менеджмент компании готовится к масштабной инспекции магистралей с привлечением передовых технологий для выявления и дальнейшей защиты трубопроводов от несанкционированных врезок. В этой борьбе рассчитывать можно только на себя, так как подавляющее число выявлений и задержаний злоумышленников с поличным не заканчивается для последних ничем. Это позволяет уверенно говорить о том, что вся правоохранительная система на местах если не напрямую (хотя были случаи перевозки украденной из трубы нефти в сопровождении милиции), то опосредованно принимает участие в этом беспределе.
Былых объемов украинским нефтепроводам объективно уже не видать. Как не видать будущего и большинству этих нефтепроводов, содержащих сегодня воду, а не нефть. Но есть шансы сохранить и несколько приумножить существующие объемы, а также укрепить свое положение расширением возможностей существующей инфраструктуры, в частности выйти на рынок транзита нефтепродуктов. Очень хочется верить, что период производственного забвения “Укртранснафты” действительно закончился.
Досье
Николай Гавриленко. 47 лет. Выходец из Донецка, на топливном рынке известен с 1995 г. как управляющий акционер группы компаний “Вик Ойл”, одного из крупнейших игроков розничного рынка Украины до 2009 г.
После продажи бизнеса российско-британской ТНК-ВР в 2009 г.
Н.Гавриленко основал “Сервисную компанию “Формула”, специализирующуюся на инновационных решениях в топливном ритейле. Основными наработками компании являются автоматизированные системы реализации и учета нефтепродуктов. СК “Формула” является разработчиком и провайдером автоматизированных заправочных станций, работающих в автономном режиме.
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.