У стремления администрации Джо Байдена выработать сбалансированный внешнеполитический курс, в первую очередь в отношениях с недемократическими режимами в РФ, Китае, Иране, все же есть минус. Он напрямую обусловлен тем, как эти недемократические режимы реагируют на проявления здравого смысла в государственных процессах.
Байдену на самом деле не позавидуешь. Он получил в наследство от Дональда Трампа разобщенную страну (при активнейшем участии Кремля), и на него навалились внутренние и внешние проблемы.
С противодействием пандемии у его администрации все более-менее складывается, ведь кампания по вакцинации идет полным ходом. И потому Байден, федеральное правительство и Конгресс сейчас заняты восстановлением экономики.
Так, в марте Палата представителей поддержала предложенный Байденом пакет мер по восстановлению экономики на сумму в $1,9 трлн, столкнувшийся с сопротивлением республиканцев.
На очереди амбициозная инфраструктурная программа, обнародованная президентом 31 марта, объемом $2,3 трлн. План предполагает инвестиции в инфраструктурные проекты.
О том, что он намерен заняться ремонтом дорог, мостов, обновлением общественного транспорта, Байден дал понять за неделю до презентации плана — на своей большой первой пресс-конференции.
Чтобы убедить демократов, имеющих большинство в обеих палата Конгресса, среди которых нашлись критики проекта, Джо Байден планирует убедить лично, выступив 28 апреля на совместном заседании парламента.
В целом же, можно констатировать, что давненько президент-демократ с таким энтузиазмом не занимался внутренними проблемами.
Таким образом Байден пытается отчасти “склеить” раскол в американском обществе, заигрывая с той частью электората, которая поддерживала эгоцентризм Трампа.
Вместе с тем Байден провозгласил возвращение США на международную арену. Еще до начала каденции он принялся спасать старые союзы и перекраивать внешнеполитическую парадигму Вашингтона, пытаясь в роли одного из лидеров свободного мира произвести откат по некоторым направлениям ради блага всей планеты.
Одним из таких направлений является возвращение Соединенных Штатов в Парижское климатическое соглашение, из которого Трамп, заботящийся об интересах представителей отрасли традиционных энергоресурсов, страну вывел.
В продолжение Байден инициировал масштабный климатический саммит, поучаствовать в котором 22-23 апреля он пригласил лидеров 40 государств. Саммит, по понятным причинам, состоится онлайн, потому его значение будет несколько ниже и не в полной мере оправдает ожидания администрации Джо Байдена.
Несколько спорным является и другое вероятное решение Белого дома, касающегося переформатирования зон влияния. Оно касается выведения войск из Афганистана.
На пресс-конференции Байден сказал, что вряд ли правительство успеет завершить этот процесс к обозначенной еще при Трампе дате 1 мая.
13 апреля The Washington Post со ссылкой на свои источники пишет, что теперь дедлайн — 11 сентября. Символическая дата, ведь именно в этот день 20 лет тому назад “Аль-Каида” совершила масштабный теракт в Штатах.
В то же время, если ранее Байден обещал оставить в Афганистане 1,5-тысячный контингент для поддержки правительства и с целью не допустить новой волны терроризма, то теперь, по мнению WP, он решил вывести абсолютно всех американских военных, ограничившись в будущем лишь дипломатической поддержкой Кабула.
В случае если информация газеты верна и Байден действительно намерен окончательно попрощаться с Афганистаном, то велика вероятность, что Кабул довольно оперативно под свое крыло возьмут Китай, Россия и Иран.
Для планов 46-го президента по возрождению альянсов в Тихоокеанском регионе в пику Пекину это может стать в будущем серьезной проблемой.
Идем дальше — в Европу. С ней Байден аналогично пытается наладить отношения, пусть отдельные ее фронтмены и наотрез отказываются возвращаться под американский зонтик, а также поддерживают такие кремлевские политические авантюры, как строительство “Северного потока-2”.
Во время своего президентства Трамп четко обозначил курс на разрыв оборонного сотрудничества с Германией. Он анонсировал выведение 12 тыс. американских военнослужащих из ФРГ, часть из которых решил перебросить в Польшу — в помощь более близким к нему по духу и взглядам представителям правящей партии “Право и Справедливость”.
Его преемник от этой идеи отказался. Также 13 апреля министр обороны США Ллойд Остин сообщил, что контингент даже будет увеличен — еще на 500 человек.
Это не значит, что Вашингтон рвет отношения с консервативной властью Польши, поскольку та, как и прежде, остается восточным флангом НАТО, которому угрожает Россия.
И угроза эта еще более актуальна на фоне стягивания Россией войск к украинской границе и развертывания дополнительных сил на оккупированных территориях Украины.
Байден опять-таки пытается выработать сбалансированное решение.
Потому он провел уже второй с начала каденции телефонный разговор с президентом РФ Владимиром Путиным.
В ходе беседы 13 апреля Байден, согласно информации на сайте Белого дома, заявил о “непоколебимой поддержке” Украины и подчеркнул, что на любые поползновения Москвы (вмешательство в выборы, кибератаки) Соединенные Штаты дадут соизмеримый ответ.
При этом оставил Путину пространство для маневра, а именно дальнейшее сотрудничество в сфере контроля над вооружениями.
И если Путин, намекает Байден, пожелает-таки наладить отношения, то Вашингтон готов говорить.
Кремль же недвусмысленные обещания американского президента вообще не заметил, сделав акцент лишь на том, что Байден хочет зарыть топор войны посредством двусторонней встречи президентов на территории третьей страны.
Сейчас именно с такой подачей российские СМИ разгоняют тезисы о телефонных переговорах двух президентов.
Если вкратце: Байден сперва назвал Путина “убийцей”, но когда Россия продемонстрировала свою военную мощь, торопливо предложил встретиться и “порешать”.
Хотя на деле подход американской администрации вполне рационален. Поскольку Вашингтон и при Трампе, и при Байдене все так же считает главной угрозой Китай, то на других фронтах истеблишмент старается снизить напряжение и, соответственно, стоимость заявленной Байденом войны идеологий — “демократии VS автократии”.
Отсюда и попытки хотя бы отчасти вернуть Россию за стол переговоров. Речь о взаимных уступках не ведется. Вашингтон по сути предлагает Москве обещание улучшения отношений, но после того, как та начнет вести себя адекватно.
Трезвые мысли американской стороны в Кремле восприняли как признак слабости, а не как право сильного спокойно и взвешенно обсудить текущие проблемы.
В совокупности с намерением Вашингтона вдохнуть жизнь в ядерное соглашение с Ираном, нежеланием бить окончательно горшки с Берлином и т.п., контакты Джо Байдена с Путиным воспринимаются “за поребриком” как попытка вернуться к курсу Барака Обамы — максимально избегать эскалации.
Такое восприятие Россией действий американского президента открывает возможность для дальнейшей агрессии в отношении Украины.
Автократы вроде Путина больше уважают силу. Санкции, безусловно, являются мощным, болезненным для России инструментом влияния, однако непосредственно режим и его “кошельки” научили жить в таких условиях. Они себя обезопасили и готовы заплатить “высокую цену” ради достижения собственных геополитических целей.
К тому же, есть риск, что новые санкции, напротив, спровоцируют руководство РФ на более ожесточенное сопротивление, поскольку станут причиной внутренней войны за сокращающиеся ресурсы.
Без демонстрации как силы, так и готовности ее применить США, Европа и Украина не вынудят Москву притормозить.
Для Киева такой демонстрацией стала бы внятная оборонная стратегия, реформирование армии, обеспечение ее военной техникой, но не призывы к Байдену “сделать больше” для защиты Украины, или же к НАТО — предоставить наконец-о Украине ПДЧ, о чем упорно продолжают говорить представители украинских властей. Несмотря на то, что Вашингтон уже четко сказал: сначала реформы, потом евроатлантическая интеграция.
Генсек Альянса Йенс Столтенберг 13 апреля поставил точку в этом вопросе, когда заявил, что решение присоединяться к НАТО принимает сама Украина, но решать, готова ли, будут все 30 членов Организации Североатлантического договора.
Поэтому…Да, реформы, а не их имитация. И интенсивная работа, направленная на укрепление двустороннего оборонного сотрудничества с европейскими странами, в том числе с членами НАТО.
В том числе и с США, которые могли бы предоставить Украине статус ключевого союзника вне НАТО, что несколько упрощает процедуру поставок вооружений по одобренным Госдепом и Конгрессом контрактам.
Для администрации Байдена, к слову, такой шаг как раз и стал бы той самой демонстрацией силы.
До тех пор, пока Байден не выпустит свои условные 60 “томагавков”, Кремль, завидевший призрак Обамы в Белом доме, с ним считаться не будет. Так что, в некотором роде, внешней политике Байдена не хватает некоторых элементов трамповской агрессивной шоу-политики.
Владислав ГИРМАН
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.