Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Широкая коалиция: кому выгодно?

[09:14 28 апреля 2009 года ] [ День, №73, 28 апреля 2009 ]

Призрак мегабольшинства в Верховной Раде с участием в нем Партии регионов блуждает по политическим коридорам.

И пока народные избранники работают не в открытом, сессионном режиме, слухи о вероятности создания широкой коалиции день ото дня обрастают новыми деталями. Однако четкий ответ на вопрос о том, быть или не быть “ширке”, учитывая традиционную для украинской политики переговорную подковерность, дать довольно сложно.

Поговаривают, что инициатива создания коалиционного альянса с “сине-белыми” оппозиционерами принадлежит парламентским соратникам Юлии Тимошенко, поскольку именно их рейтинг медленно, но уверенно катится вниз. Оно и не удивительно: за кризис и борьбу с ним отвечает руководитель исполнительной ветви власти — лидер БЮТ.

Если широкая коалиция все-таки состоится, БЮТ и ПР должны, очевидно, договориться: чей лидер будет Президентом, а чей — премьером? Если эти две политические силы внесут изменения в Конституцию о так называемом моратории на выборы (а такие инициативы неоднократно звучали из пропремьерского лагеря), досрочных парламентских выборов точно не будет. Плюс к этому есть риск, что Президента будут избирать в Верховной Раде, где нужный депутатам “гарант” будет избран более чем гарантированно. Такие тенденции идут вразрез с нормами стойких демократий.

Реализуют ли этот сценарий две самые крупные парламентские фракции, будет известно уже после майских праздников — когда депутаты вернутся в сессионный зал. Почему им нужно спешить? Да потому, что внесение изменений в Основной Закон страны — довольно длительная процедура, и если ставка делается на упомянутый выше сценарий, то законодательный старт должен быть задан, как говорится, уже и сейчас.

“Только готовность политических лидеров продвигать структурные реформы, — как пишет лондонский журнал “Экономист”, — а не выборы, определят, какой выйдет Украина из этого кризиса”. Это влиятельное издание указывает, что “все политические лидеры, включая Тимошенко, Януковича и Ющенко, признают коррупцию, нехватку структурных реформ в государстве и обвиняют друг друга”. И далее “Экономист” отмечает, что ни один из этих политических деятелей не поднялся выше уровня обещаний. Поэтому, как замечает издание, не удивительно, что “многие украинцы чувствуют, что ни одно из трех знакомых лиц не способно продвигать интересы страны вперед”.

Но вернемся к коалиционному строительству. Давайте предположим, что БЮТ и Партия регионов все-таки создали этот союз “ужа и ежа”. Очевидно, что такой коалиционный формат гарантировал бы стабильность во власти (в КМУ и парламенте, по крайней мере). Это, бесспорно, плюс, поскольку “вечная” украинская властная лихорадка вызывает по меньшей мере раздражение и в Европе, да и в мире. Но если под “широкой” коалицией понимать только БЮТ и Партию регионов, то мы де-факто будем иметь парламентскую республику, где власть принадлежит двум политическим “тяжелоатлетам”. Все другие политические силы будут выброшены на обочину большой политики и фактически не будут иметь шансов претендовать на ведущие роли (ПР и БЮТ могут поднять проходной барьер и, таким образом, обезопасить себя от “ненужных” соседей в Раде). Однако вице-спикер Николай Томенко на минувшей неделе заявил, что существует теоретическая возможность того, чтобы в парламенте возникла коалиция четырех с половиной фракций, которая объединяла бы все политические силы, кроме пропрезидентских групп в фракции НУ-НС.

Тем временем, в Партии регионов к широкой коалиции относятся по большей части предубежденно. Депутат-регионал Ярослав Сухий прокомментировал заявление вице-спикера насмешливо, отрицая сам термин “широкая коалиция”. Впрочем, считают эксперты, представители крупного бизнеса в ПР все-таки стремятся к взаимопониманию с правительством, ведь большие деньги любят тишину, а не избирательный “звон”. Тем более в кризисных условиях.

Сейчас “сине-белый” лагерь разделился на бизнес-группу (к которой относится и Ринат Ахметов, который недавно публично высказался “за” сотрудничество с Кабмином) и политическую группу, в которую входят нардепы, не имеющие никакого отношения к предпринимательской деятельности. Собственно, от того, в какую сторону отклонится чаша “региональных” весов, и будет зависеть вероятность коалиционного брака по расчету между БЮТ и ПР. Кстати, господин Янукович — во второй группе. Однако что бы там ни было, но уже сегодня очевидно следующее: из всех конституционных инноваций самое разрушительное действие выявило именно положение о коалиции депутатских фракций. Именно коалиции отводилась роль базового института в ВР. Однако возлагавшиеся на этот институт ожидания не просто не оправдались... Более того, в первую очередь “благодаря” деструктивному действию принципа коалиционности Украина не выходит из перманентных политических кризисов. С момента политреформы-2004 прошло более четырех лет. Все это время украинцы являлись (и сейчас являются) вынужденными свидетелями постоянных коалиционных переговоров, консультаций, формирований-переформатирований. И конца-края, похоже, не видно...

Наталья РОМАШОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.