Для создания эффективных свободных экономических зон (СЭЗ) правительству необходимо разработать комплексную стратегию их развития и предусмотреть качественный регуляторный режим. В противном случае СЭЗ превращаются в банальный механизм для оптимизации налогов и наносят экономике страны значительный ущерб, поскольку снижаются таможенные и налоговые поступления в бюджет. Об этом на днях в ходе дебатов “Специальные экономические зоны необходимы для повышения конкурентоспособности Украины”, организованных Фондом “Эффективное Управление” и компанией Intelligence Squared, заявила директор Фонда Наталия Изосимова.
“Как показывает успешный опыт применения СЭЗ в Арабских Эмиратах, Китае, Японии и других странах, стратегия развития свободных экономических зон должна включать в себя четкое отраслевое позиционирование каждой из зон, механизмы привлечения в СЭЗ ведущих международных профильных компаний и масштабные инвестиции в инфраструктуру”, — объяснила она.
По словам Наталии Изосимовой, тема СЭЗ вызывает острую дискуссию, потому что их роль в мире, как и в Украине, неоднозначна. СЭЗ могут принести как благо, так и вред... Но стоит ли отказываться от возможности экономических “экспериментов” на определенной территории для последующего внедрения по всей стране? Как продемонстрировали дебаты, на этот вопрос нет однозначного ответа и у экспертов, и, тем более, у общества.
“УКРАИНА — ЭТО БУДУЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЕВРОПЫ”
Так, участники дебатов — сторонники создания свободных экономических зон в Украине — отметили, что СЭЗ — один из немногих способов привлечь в страну инвестиции. “Учитывая несоответствие инфраструктуры уровню мирового класса, а также отсутствие соглашения о свободной торговле между ЕС и Украиной, развитие специальных экономических зон является необходимым условием для инвесторов в Украине, чтобы быть конкурентоспособными на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки”, — считает генеральный директор компании Jabil Russia & Jabil Ukraine Филипп Костемаль.
Он подчеркнул, что главным назначением СЭЗ является производство продукции на экспорт. Поэтому деятельность зон ни в коем случае не должна быть связана с торговлей внутри страны. Ставя в пример приход Jabil в СЭЗ Закарпатья, Костемаль отмечает, что Украина — это будущее производственной Европы. “Поэтому мы решили подписать инвестиционный договор с СЭЗ Закарпатья и инвестировали (в строительство завода по производству электроники. — Ред.) около 80 миллионов долларов, создали две тысячи рабочих мест. И нас во всем этом поддерживали органы местной власти. Благодаря этому мы сумели быстро расти и показать хорошие результаты своей работы”.
Поэтому, считает генеральный директор компании Jabil Russia & Jabil Ukraine, Украина, невзирая на все проблемы с инфраструктурой и земельным вопросом, должна улучшать инвестиционный климат. И СЭЗ в этом процессе должны играть важную роль — для привлечения наибольшего объема инвестиций.
Однако, даже имея такие хорошие показатели, Филипп Костемаль признался, что немного сомневается в развитии компании в Украине в будущем. “Для нас как инвесторов главное — выполнение государством условий договора, защита наших прав... И мы хотим быть уверенными в этом”, — добавил он.
Создание СЭЗ — дело тонкое, но стоящее. Директор аналитического центра Голубой ленты ПРООН/ЕС, с 1994 по 1999 года — мэр Варшавы Марчин Свенчицки, говоря на дебатах о практической стороне создания СЭЗ, посоветовал украинским властям провести тщательный анализ эффективности СЭЗ в том или ином регионе, прежде чем их создавать. “Существуют риски, что регионы инвестируют в инфраструктуру, рекламу и свое развитие, а активность со стороны инвесторов и уровень занятости будут незначительными по сравнению с их расходами”, — объяснил он.
Свенчицки также отметил, что целесообразно рассмотреть вариант передачи права на создание и управление специальной экономической зоной частным лицам. “Пока к Украине нет очень большого доверия со стороны иностранных инвесторов. Поэтому необходимо искать дополнительные инструменты для их привлечения в Украину. Ведь это неправильно, когда 40% украинского экспорта зависит от одних металлургов, — считает он. — Нужно диверсифицировать экономику, привлекать к этому иностранных инвесторов. Но они придут только тогда, когда здесь будут соответствующие условия”.
Директор аналитического центра Голубой ленты ПРООН/ЕС напоминает, что стратегия СЭЗ хорошо известна всему миру. На сегодня, по его словам, в мире существует 3 тысячи свободных экономических зон. И Китай, Ирландия, Польша показывают примеры, которым Украина может лишь позавидовать... Например, как уже писал “День”, первая свободная экономическая зона в Китае была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 году. А менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 миллиона человек!
В успешности и отечественных СЭЗ уверен глава Донецкой областной государственной администрации Анатолий Блызнюк. По его данным, благодаря Донецкой СЭЗ область получила 3,9 миллиарда долларов инвестиций и создала 24 тысячи новых рабочих мест. “СЭЗ помогут Украине выйти из кризиса”, — уверен Блызнюк.
НЕТ — ДИСКРИМИНАЦИИ: УСЛОВИЯ СЭЗ — ВСЕЙ СТРАНЕ
Противники создания СЭЗ на территории Украины во время дебатов единогласно заявили, что в существующих условиях СЭЗ будут неэффективны.
Так, по мнению народного депутата Верховной Рады Украины, члена комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Владислава Каськива, целесообразность функционирования свободных экономических зон может эффективно обсуждаться лишь в контексте общей экономической стратегии страны, определения стратегических приоритетов и путей построения конкурентоспособной экономической системы, формирования открытой экономики, а также проведения бюджетной, налоговой, таможенной, регуляторной реформ и т.д. “Общей стратегией правительства должна стать экономическая либерализация всей страны. Иначе говоря, вся страна должна стать специальной экономической зоной”, — считает народный депутат.
В свою очередь, старший партнер международной компании McKinsey&Company Аветик Чалабян заявил, что перед Украиной стоит сверхзадача модернизации экономики, создания современной инфраструктуры — как физической, так и административной, образовательной, социальной и т.д., а СЭЗ лишь затормозят эти процессы.
“Скатывание на проторенную дорожку предоставления налоговых льгот дружественным бизнесам вместо реальных усилий по формированию новой экономики, проведению масштабных экономических реформ в очередной раз законсервирует существующую ситуацию, приведет к большей социальной поляризации и, в итоге, стагнации экономики. Вызов политикам — найти современные решения современным проблемам”, — подчеркнул он.
Кроме того, считает старший партнер McKinsey&Company, концентрация капитала в отдельных СЭЗ приведет к тому, что на остальной территории страны не будет мотивов к реформам и инвестициям.
Аветик Чалабян также убеждает, что инвестиции в СЭЗ — временные. А если идти путем временных решений, развивать страну будет трудно, считает он. “Почему инвесторы идут в СЭЗ? Потому что не доверяют государству в целом и стараются найти какой-то “забор”, за которым можно защититься. Но не нужно защищаться от государства, нужно его реформировать, а не создавать какие-то островки, огражденные “забором”, — говорит Чалабян.
К тому же, по словам экс-заместителя министра экономики Украины Виктора Пантелеенко, отечественные СЭЗ на самом деле не привлекли больших иностранных инвестиций. Зато хватает нарушений... “Министерством экономики были проанализированы типовые нарушения обязательств, которые давали участники инвестиционных проектов. Подчеркну — типовые, то есть те, что повторялись не один раз”, — рассказал Пантелеенко.
ХОТИМ КАК ЛУЧШЕ, А ДЕЛАЕМ...
Пока эксперты советуют делать Украину “открытее” для инвесторов, происходящее говорит об обратном процессе. Как уже сообщал “День”, совсем недавно незначительные налоговые нюансы Украины отпугнули от Львова американскую корпорацию Hewlett-Packard (HP). Крупнейший в мире производитель персональных компьютеров и принтеров в первом квартале этого года отказался от планов строительства во Львове собственного ресурсного центра в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии из-за нерешенных вопросов налогообложения. Об этом Интерфакс-Украина сообщил директор департамента “Администрация мэра города” Львовского горсовета Олег Березюк.
“Мы хотели, чтобы к нам на рынок вышла HP... С налоговой инспекцией Украины работали четыре месяца. Сколько писем, сколько поездок. Нужно было поменять одно предложение в налогообложении, абсолютно не принципиальное. Они этого не сделали, и HP пошла в Египет... Это вещи, которые не влияют на количество налогов, а влияют на срок налогов. Непринципиальные мелочи, которые не требовали изменений Бюджетного кодекса, налогового законодательства”, — сказал он.
Хотя в случае реализации планов HP, подчеркнул Березюк, речь шла о “крупных деньгах” — проект планировалось развивать пять лет.
Алексей САВИЦКИЙ
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.