Россия несколько лет пыталась убедить Египет приобрести около 40 истребителей МиГ-29 СМТ. Теперь этот контракт может сорвать Пекин. Египетские военные параллельно вели переговоры с Китаем и Пакистаном о совместном производстве китайских истребителей JF-17 (FC-1) на территории Египта. По характеристикам JF-17 хуже МиГа. Однако он в 3,5 раза дешевле — $10 млн. за китайский самолет против $35 млн. за российский. Видимо, это и стало ключевым фактором для египтян
Китай подкрался незаметно
Пикантность ситуации состоит в том, что самолеты JF-17 оснащаются российскими двигателями РД-93. Получается, что Россия сама участвует в кооперации по производству прямых конкурентов истребителя, который является одним из основных экспортных товаров ее оборонки. Не зря глава РСК “МиГ” и АХК “Сухой” Михаил Погосян написал письмо в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству и в Рособоронэкспорт, в котором выступил против подписания нового крупного контракта на поставку сотни РД-93 в Китай, который планировалось подписать в мае.
Однако Рособоронэкспорт отреагировал на это письмо в пользу Китая. “Реэкспорт осуществляется в соответствии с решениями правительства РФ. Такого порядка, чтобы согласовывать подобные контракты с производителями конечной продукции, не существует”, — пояснили в Рособоронэкспорте. Что стало причиной принятия такого решения — откаты, халатность или некомпетентность, — неизвестно. Факт — эта оплошность чиновников дорого обойдется казне.
Впрочем, российское руководство осознало угрозу, исходящую от конкурентов из КНР. На днях на сайте госзакупок управделами президента РФ была размещена заявка на выполнение научно-исследовательской работы по теме “Особенности стратегии и тактики китайских экспортеров вооружения и военной техники: феномен успеха и основные конкурентные преимущества”. Цена контракта — 200 тыс. рублей. Результаты исследования будут использованы для подготовки доклада президенту. Наряду с вопросами о китайской модели оружейного экспорта отдельной графой значится пункт о том, как китайцы работают на тех рынках, которые Россия считает своими. Как указано в заявке, результатом исследования должны стать предложения по реформе правовой базы, “регулирующей сферу ВТС России с иностранными государствами”.
Но пока россияне только собираются изучать конкурентные преимущества китайских спецэкспортеров, те продолжают их создавать. По последним заявлениям Пекина, авиапромышленность Китая должна стать независимой от импорта российских военных реактивных двигателей в течение ближайших пяти лет. В настоящее время Китай импортирует два типа двигателей: АЛ-31 (стоимость одного — $3,5 млн.) для Су-27/30, J-11, J-10 и РД-93 (вариант двигателя МиГ-29 — $2,5 млн.) для JF-17 (FC-1).
Рынок закрывается
На самом деле, усиление Китая и постепенное выталкивание России с ее традиционных рынков прогнозировалось специалистами уже давно. Основная причина — заканчивается технологический задел, оставленный России конструкторами и производственниками Советского Союза. За последние 20 лет российский ОПК растерял кадры, технологии и производственную базу. И даже с большими нефтедолларами восполнить эти потери очень непросто.
В аналитическом докладе комиссии Департамента оборонно-промышленного комплекса РФ, проверявшей состояние предприятий ОПК России, говорится, что треть из них фактически банкроты. Финансовые вложения в исследования и разработки в России в десять раз, инвестиции в основные фонды и расходы на подготовку кадров в пять раз, производительность труда в пять—десять раз меньше, чем в развитых странах. Более 50% уникальных технологий, обеспечивающих потребности производства вооружений основных образцов, либо утрачены, либо физически и морально устарели. Состояние значительной части оборонных предприятий по многим показателям весьма неудовлетворительное — больше половины станочного парка на многих из них изношено на 100%. Особо отмечается крайне высокая затратность военного производства: в ОПК России в среднем на рубль доходов приходится 97 копеек расходов, то есть фактическая прибыль многих предприятий составляет 3%.
Технологический крах российского ОПК четко очерчивают последние решения о закупке французских вертолетоносцев, итальянских бронетранспортеров, израильских беспилотников. Не говоря уже об отдельных комплектующих и технологиях. Например, немецкой брони или французских тепловизоров.
Фактически экспортный потенциал России исчерпан. И хотя еще пять—семь лет Россия сможет держаться на вершине экспортной пирамиды, объективные факторы технологического характера не дают оснований для оптимизма. Уже до конца нынешнего десятилетия ведущие страны мира собираются в основном перейти на вооружения следующего поколения. К чему, несомненно, будут стремиться и Китай с Индией. А это означает, что рынок дешевого, простого, но эффективного оружия — в основном в странах некогда третьего мира — оккупируют прежде всего китайцы. Во всяком случае, россияне вряд ли смогут конкурировать с ними при сохранении нынешних тенденций.
МИХАИЛ САМУСЬ, Центр исследований армии, конверсии и разоружения
Что скажете, Аноним?
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
08:00 30 ноября
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.