Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

России уже не нужен Одесса — Броды

Россия готова отказаться от транзита нефти через Украину в случае отказа Киева снизить тарифы.

Украинские власти, в 2004 г. запустившие реверс Одесса — Броды, пожинают плоды своей политики и рискуют остаться с пустой трубой.

В 2004 г. после мощной информационной кампании в украинских и российских СМИ правительство Виктора Януковича запустило нефтепровод Одесса — Броды в реверсном режиме. Хотя нефтепровод может работать в обоих направлениях, первоначально он проектировался для снижения зависимости от российских поставок, прежде всего — за счет каспийской нефти.

Сначала партнером “Укртранснефти” была компания ТНК-BP. Она обещала поставлять до 7 млн. т в год по трубе пропускной способностью 9 млн. т. О том, что этот маршрут исключительно политический, а не экономический, свидетельствовало стремительное сокращение объемов прокачки по Приднепровским магистральным трубопроводам, которые являются самым коротким путем от украинско-российской границы до побережья Черного моря. “Фактически россияне перебросили объемы с Приднепровских на Броды — Одесса”,— констатирует директор энергетических программ центра “Номос” Михаил Гончар. Он отмечает: сегодня украинским властям приходится выслушивать требования россиян о снижении тарифов на транзит без каких-либо гарантий по объему транзита. “Это их прокол, а теперь “российские друзья”, на поддержку которых они так рассчитывали, бросают их лицом об асфальт”,— сказал “i” господин Гончар.

А президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук акцентирует на абсолютно безосновательных требованиях российской “Траснефти” о снижении тарифов на транзит. “Тарифы и так низкие — дальше некуда. Я считаю, что размер тарифов стоило бы сделать достоянием общественности, чтобы стало всем понятно, о каком бизнесе с украинской стороны идет речь”,— сказал господин Тодийчук в комментарии “Єкономиченским известиям”. Он отметил, что в последние два года объем транспортировки российской нефти по Броды — Одесса неуклонно сокращался. “Только в 2007 г. россияне выполнили обязательства по наполнению трубы, и то — после беспрецедентного снижения тарифов “Укртанснефтью”,— отметил экс-председатель правления украинской нефтетранспортной компании Александр Тодийчук.

А с сентября текущего года российские компании вообще прекратили транзит нефти по Броды — Одесса. Руководство России еще во времена президентства Владимира Путина объявило — экспортные потоки будут переориентированы на российские перевалки. Украинские эксперты прогнозировали резкое сокращение объемов нефтяного транзита из России через Украину с введением второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), которая заканчивается в балтийском порту Усть-Луга (Ленинградская обл.). Но известие об отказе россиян от украинских маршрутов пришло раньше, чем ожидалось, из-за опережения графика работ на БТС-2. Сами россияне объясняют намерение отказаться от транзита через Украину запуском в этом году нефтепровода “Восточная Сибирь — Тихий океан” с ответвлением на Китай. Туда пошли значительные объемы и западносибирского сырья, традиционно экспортировавшегося и через украинские трубопроводы.

В то же время украинские аналитики считают блефом заявление российской “Транснефти” об отказе от поставок по системе “Дружба”. По южной, украинской ветке поставки российской смеси Urals идут на нефтеперерабатывающие заводы Словакии, Венгрии и Чехии. Пропускная способность нефтепровода “Дружба” составляет около 25-27 млн. т в год. А на НПЗ Центральной Европы российские компании поставляют около 15 млн. т. “Думаю, что это блеф россиян. Нефть на венгерский, словацкий и чешский заводы будет идти через Украину”,— сказал “Экономическим известиям” господин Тодийчук.

У Киева остается технологическая возможность для транспортировки нефти из Одессы до Бродов и далее — на Мозырский НПЗ в Беларуси. После многократных оглядок в сторону Москвы украинский Кабмин, похоже, согласится на инициативу Александра Лукашенко транспортировать венесуэльскую нефть из Одессы до Мозыря по Одесса — Броды. “Они вынуждены хвататься за эту соломинку в нынешней ситуации”,— отмечает Михаил Гончар.

Андрей ДЕРКАЧ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.