Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Рейтинг «под заказ»

[07:23 20 августа 2009 года ] [ День, №146, 20 августа 2009 ]

Как пытаются использовать социологию в качестве инструмента манипулятивных технологий.

 

Припоминая выборы пятилетней давности, особенно в разгар событий на Майдане, социологическая наука в части прогнозирования и исследования рейтингов кандидатов подверглась тогда острой критике в связи с политической заангажированностью. Сегодня, несмотря на то, что официально избирательная кампания еще не стартовала, фактически она уже ведется. Значит, и социология оказалась «под пристальным вниманием» кандидатов в президенты. Об особенностях нынешнего избирательного процесса «День» беседовал с руководителем социологической компании Research and Branding Group Евгением Копатько.
— Действительно, социологическая наука в 2004 году подвергалась острой критике, но в основном это было связано с результатами ряда экзитполов или компаний-однодневок, которые давали радикальное преимущество тем или иным кандидатам. Это, собственно, тогда и дискредитировало социологию. Но, как известно, данные были совсем другими. Буквально недавно Ольга Балакирева организовывала круглый стол социологов, где, в частности, были рассмотрены социологические данные разных компаний относительно рейтингов кандидатов в 2004 году. Общая точка зрения сводилась к тому, что ни один из кандидатов не имел решающего преимущества: некоторые давали небольшое преимущество Януковичу, некоторые — Ющенко.
— Сможет ли социология избежать тех ошибок, которые были допущены на прошлых выборах?
— Уважающим себя компаниям, которые занимались на прошлых выборах социологическими исследованиями, а не манипуляциями, нечего сейчас стыдиться перед журналистами и общественностью. Вопрос сегодня заключается в другом — будет ли снова попытка «разыграть» социологию как инструмент манипулятивных технологий? И следует заметить, что уже сейчас появляются компании, о которых мы раньше не слышали, но которые готовы «нарисовать» любые рейтинги любому кандидату. Делается это с помощью различных интерпретаций. Например, говорят о том, что определенный кандидат проигрывает в первом туре, но выигрывает во втором или о том, что у одного из кандидатов есть достаточно большой скрытый электорат и т. д. Используя инструмент социологических исследований как основную часть избирательной кампании, они сами себе создают проблемы, потому что дискредитируют сам процесс исследований, социологию как науку — что не дает преимущества ни одной из сторон.
— Народные депутаты обещают, что 21 августа на внеочередной сессии парламента они преодолеют вето Президента на закон о выборах. Как вы думаете, смогут ли такие новшества закона, как сокращение избирательной кампании с 120 до 90 дней, увеличение залога для кандидатов в президенты от 500 тыс. до 2,5 млн. грн., ликвидация института открепительных удостоверений и подписных листов в поддержку кандидата повлиять на ход избирательной кампании или результат выборов?
— Могут повлиять по некоторым позициям. Во-первых, открепительные удостоверения сыграют определенную роль на выборах, но не решающую. Во-вторых, сокращение избирательной кампании связано с экономией финансов, хотя уже сейчас мы видим, что де-факто кампания уже ведется. В-третьих, залог увеличен в условиях кризиса для того, чтобы люди делали меньше «телодвижений», т. е. более рационально тратили свои деньги. На мой взгляд, кампания 2004 года была ресурсоизбыточной. Сейчас таких возможностей меньше.
Что касается результатов выборов, то здесь все зависит от эффективности ведения избирательной кампании. Если кандидат будет рационально вести кампанию, то он получит избирательную поддержку, если же нет, то и поддержки не будет. Я думаю, что кандидатам в любых условиях необходимо сложности рассматривать как ресурс, а не как проблему, потому что сложности будут у всех кандидатов. Единственное, что у некоторых будет больше возможностей по использованию административного ресурса.
— На сегодняшний день у кого из кандидатов наибольшие шансы занять президентское кресло?
— На данный момент таких кандидатов два — Янукович и Тимошенко. Очень близок к ним Арсений Яценюк. Все остальные кандидаты, у которых рейтинг от одного до четырех процентов, имеют меньше шансов. Все зависит от того, насколько грамотно и последовательно будут строиться избирательные кампании того или иного кандидата.
— Получат ли выборы 2010 года такую же ярко выраженную территориально-политическую окраску, как это было в 2004 году?
— Определенное разделение между западом и востоком будет присутствовать. В целом же расклад останется прежним: запад, центр — за Тимошенко, Яценюка; восток, юг — за Януковича. Но для центральных и некоторых других регионов разрыв между Януковичем и Тимошенко будет не столь большим. На западе в 2004—2005 гг. популярным был Виктор Ющенко, в 2006—2007 гг. — Юлия Тимошенко, а во второй половине 2008 — первой половине 2009 гг. идет активная борьба между Тимошенко и Яценюком. Возможно, это каким-то образом изменит политическую палитру.
Избирательная кампания 2009 г. отличается от 2004 г. прежде всего мобилизационной готовностью. В 2009 г. она пока значительно ниже, чем это было в 2004 г. Сейчас мобилизационная готовность находится на уровне 65%. Второй момент. Так или иначе, журналисты будут подводить итоги пятилетнего пребывания у власти Виктора Ющенка. Очевидно, выводы — что сделано, а что не сделано — тоже сыграют свою роль в активной фазе избирательной кампании. Также следует обратить внимание на внешний фактор. Письмо Медведева — тому яркое подтверждение.
По сравнению с 2004 годом сегодня на перманентный политический кризис наложился еще и экономический, что существенным образом повлияет на симпатии или антипатии электората — ведь уровень материального благополучия человека руководит его предпочтениями. Кроме того, сегодня мы видим, что произошла делегитимизация всех институтов власти. Да, в 2004 году резкой критике подвергались институты президентства, парламента, правительства, но тогда уровень доверия был все равно выше, чем сейчас. Поэтому в нынешней ситуации уровень доверия к институтам власти будет иметь свое значение, потому что это вопрос управляемости страной.
— Многие экономические эксперты прогнозируют новую волну кризиса осенью нынешнего года. Как вы думаете, насколько это может повлиять на рейтинги кандидатов в президенты?
— Безусловно, кризис повлияет на рейтинги. Тем более, ни одна из основных политических сил не обладает преимуществом перед другими. Факторы риска для каждой команды велики, но премьер-министр перед ними наиболее уязвима. Ей придется использовать такие аргументы, которые будут доказывать ее правильную политику, но в условиях кризиса сделать это будет очень трудно. А отсутствие активной политики со стороны Партии регионов также может привести к тому, что с Тимошенко будут связывать решение тех или иных экономических вопросов. Поэтому я предполагаю, что фактор экономического риска высок как для страны в целом, так и для отдельных кандидатов в частности. Я даже не исключаю вариант, что ПР и БЮТ могут вернуться к переговорам о каких-либо совместных действиях. Возможно даже, они уже ведут эти переговоры.
— Последние пять лет для Украины характерен перманентный политический кризис. Исходя из этого, как вы думаете, научились ли украинцы голосовать больше головой, а не сердцем?
— Часть людей всегда голосует головой, а часть сердцем, но большинство в 2004 году голосовали не столько «за», сколько «против». Чему научит этот кризис? Я бы ответил словами из песни: «Без обмана не видят действительности». Естественно, кризис чему-то научит. Но работа команд кандидатов как раз и направлена на то, чтобы получить сиюминутный результат.
— В 2010 году избиратели будут также голосовать больше «против», чем «за»?
— За пять лет произошли определенные изменения в предпочтениях граждан, но в базовых регионах запада и востока все-таки сохраняется электоральная полярность. Не такая выраженная, как в 2004-м, но сохраняется. Поэтому доля голосующих больше «против», чем «за» будет высока, особенно во втором туре.
— Насколько рейтинг доверия будет отличаться от электорального рейтинга?
— Если сравнивать с 2004 годом, то рейтинг Ющенко зашкаливал за 50%. Сейчас ни у одного политика нет такого рейтинга доверия. Были лишь определенные промежутки у Януковича и Тимошенко после 2004 года, когда у них сохранялся неплохой баланс позитивных и негативных оценок. Сегодня более или менее благоприятные оценочные характеристики есть у трех игроков — это Яценюк, Янукович, Тимошенко.
Иван КАПСАМУ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.