Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Регионалы” готовят сеанс особой дружбы c Азербайджаном

[10:54 06 ноября 2009 года ] [ Комментарии, 6 ноября 2009 ]

Переговоры о привлечении инвестиций из Азербайджана на Херсонский НПЗ имеют все шансы провалиться.

 А это, в свою очередь, может стать плохим знаком для начатых в октябре поставок нефти из этой страны на кременчугскую “Укртатнафту”.

В октябре Украина ввела новый режим паспортизации для нефтяных терминалов и танкерных перевозок. Причиной нововведений, по мнению департамента безопасности Минтранссвязи, стало решение Комитета по безопасности Международной морской организации (IMO). По словам Валерия Чистякова, научного директора Национальной специализированной организации по оценке транспортных опасностей грузов “Морсервис”, Комитет IMO двумя резолюциями ввел поправки к правилам конвенции СОЛАС-74. Поправки уже одобрили 16 стран — членов IMO. “Исходя из них с 1 июля 2009 года на нефть и нефтепродукты в качестве груза и топлива оформляется Паспорт безопасности MSDS... Мы ожидаем, что нефтяные терминалы портов Одесса, Южный и другие примут правильные и своевременные меры по этому вопросу”, — заявил он. По данным регулирующих нормативов Минтранса, к изменению режима паспортизации перевалки готовы почти все украинские терминалы за исключением одного — Херсонской нефтегавани.

Задолго до начала новой политики IMO Минтранс исключил это предприятие из списка терминалов, обладающих инфраструктурой морской охраны, необходимой для перевалки нефти и нефтепродуктов. В этот же период к гавани и Херсонскому НПЗ (ХНПЗ) начал проявлять интерес крупный зарубежный инвестор — азербайджанская госкомпания Socar. “Мы и раньше заявляли, что Socar интересует возможность покупки нефтеперерабатывающих мощностей, и в первую очередь мощностей вблизи моря. Сейчас наши специалисты ведут переговоры с владельцами ХНПЗ. Речь идет о выкупе контрольного пакета, строительстве новых установок, что требует больших капиталовложений. Но месторасположение завода дает возможности для развития этого проекта”, — заявил глава госкомпании Socar Ровнаг Абдуллаев во время открытия в Киеве офиса Socar Ukraine.

Завод без ручки

Можно предположить, что сотрудничество Украины и Азербайджана на пути к оживлению завода не обойдется без конфликта: говорили о приморском заводе, а вышел “чемодан без ручки”. Невозможность ХНПЗ работать с морскими поставками нефти и нефтепродуктов впервые стала официальным фактом лишь весной 2009 года. Тогда считать логистику возможных поставок на завод сырой нефти взялась делегация кувейтской Gulf Tanker Company Inc., которую возглавлял вице-президент компании Насер Бадер Аль-Мутайри. “На переговорах были обсуждены перспективы транспортировки нефти из порта Южный на Херсонский нефтеперерабатывающий завод, а также возможность строительства нового трубопровода”, — заявила тогда пресс-служба Херсонской обладминистрации.

Привлекательность ХНПЗ едина (завод и терминал), а субъектов переговоров — два. Дело в том, что рядом с семимиллионным ХНПЗ расположен лишь терминал по перевалке нефтепродуктов (его экспортные мощности составляют 2,5 млн. т). Нефтегавань расположена на правом берегу устья Днепра, на Карантинном острове, и соединена судоходным каналом шириной 100 м и глубиной 7 м с Днепровским лиманом и далее Черным морем. Ее основную ценность составляет крупный парк накопительных резервуаров объемом хранения 50 тыс. м3, а также нефтепровод “335 км Кременчуг — Херсон— Нефтегавань”, который проходит под территорией завода.

Нефтегавань Карантинный остров, за исключением короткого периода 1999—2001 годов, никогда не принадлежала ни ОАО “Херсоннефтепереработка”, ни его бывшим или нынешним акционерам. До продажи в 2006 году ХНПЗ владельцу сети АЗС WOG Игорю Еремееву большинством сбытовой инфраструктуры завода распоряжалась компания “Торговый Дом “Нафта Херсон” Ясина Магомедова, доверенного лица наблюдательного совета российского ОАО “Группа Альянс”.

Собственники нефтегавани

Конфликт между нефтегаванью и заводом носил имущественный оттенок. Гавань принадлежит ООО “Укрспецтранс”. Ее контролируют два офшора (Lambertom Consulting Ltd. и Reglam Oversies Ltd) и ведущий розничный нефтетрейдер региона компания “Херсонские нефтепродукты” (владеет 32 АЗС и шестью нефтебазами в Херсоне и области). Номинальным ведущим акционером этой сбытовой сети считается государственная АХК “Укрнефтепродукт” с 50% + 1 акция. Но АХК вот уже более 10 лет находится в стадии перманентной приватизации, поэтому в органах правления “Херсонских нефтепродуктов” доминирует вес представителей киевской нефтекомпании ООО “Инфокс”. По данным госреестра, две равные доли в капитале “Инфокса” (по 186 тыс. грн.) контролируют депутаты ВР от фракции Партии регионов Николай Лисин и Николай Злочевский, еще 1,5 тыс. грн. владеет киевская ВКФ “Бриллиант Спирит”, управляемая по доверенности неких третьих лиц. Банковские счета компании обслуживают кременчугский МТ Банк, а также николаевский АКБ “Юнэкс”. До 2005 года его контрольный пакет акций принадлежал СК “Велта”, созданной доверенными лицами еще одного депутата-“регионала” — Андрея Деркача.

Злочевский и Лисин давно называют Деркача своим деловым партнером и, по всей видимости, не зря. Представитель “Велты” долгие годы возглавлял компанию ООО “Торговый Дом “Нефтепродукты Украины” — она владеет 44% акций АХК “Укрнефтепродукт”; совместно с “Инфоксом” многие годы формировал ключевое представительство в органах правления ОАО “Херсонские нефтепродукты” (через АХК), а также возглавлял ООО “Торговый дом “Укрнефтепродукт”.

Последнее на протяжении многих лет было ключевым в истории развития нефтяной промышленности Херсона: ТД в 2001 году выиграл конкурс ФГИУ по приватизации 60% акций “Херсоннефтепереработки”; в 2003—2004 годах числился собственностью ООО “Казнафта”; в 2007 году куплен офшорными компаниями Игоря Еремеевна, который в 2008-м решил прекратить путаницу в трансакциях простым переименованием “Херсонефтепереработки” в “Херсонский НПК”.

Закат проекта “Укразнафта”

Принадлежащие “Инфоксу” терминал и трубопровод входят в единую нефтяную торгово-производственную цепочку Херсона, состоящую из нескольких звеньев. Три из них пока “Инфоксу” не принадлежат: “чужой” ХНПЗ (владеет группа компаний WOG) и “Херсонтеплокоммунэнерго” (в орбите компании “Нафта Инвест” многоотраслевого концерна “Содружество”) и третье звено — сеть “Херсонских нефтепродуктов” и терминал “Укрспецтранс”, ключевые для снабжения и сбыта ХНПЗ.

Вполне возможно, что привлечение инвестиций и поставок нефти из Азербайджана дали бы “Инфоксу” основание для расширения региональной гегемонии. Первоначально в основу украинско-азербайджанских переговоров была положена работа созданного в 2005 году ООО “Торговый Дом “Укразнафта”. Его возглавил соучредитель киевской нефтекомпании “Нефтеимпекс” Айдын Айсин. Параллельно с коммерческой деятельностью в 2004 году он работал заместителем главы правления НАК “Нафтогаз Украины” (Юрия Бойко), а в 2007 году был заместителем правления НАЭК “Энергоатом” по вопросам финансов под руководством Андрея Деркача. Партнером Айсына считается еще один видный представитель азербайджанской диаспоры в Украине Вагиф Алиев, владелец харьковской компании ЗАО “Укрнефтегазпром”, ранее крупнейший акционер киевского ЗАО “Мандарин Плаза”, но в 2008 году его долю выкупил другой соучредитель, партнер Дмитрий Фирташ.

Доселе остается загадкой, почему на протяжении 2006—2007 годов, пока новые акционеры вступали в права собственности на ХНПЗ, “Укразнафта” не смогла взять на себя функции представительства в Украине интересов азербайджанской Socar. Как бы там ни было, в итоге всех этих перипетий Socar решила начать работу в Украине не через посредника, а самостоятельно. Грядущие украинско-азербайджанские переговоры о судьбе завода могут быть осложнены многолетним противостоянием между ХНПЗ и нефтегаванью, которые находятся в руках слишком амбициозных политиков.

Андрей СТАРОСТИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.