Внефракционный депутат Василий Киселев (входит в правящую коалицию) вчера зарегистрировал изменения к статье 7 закона “О трубопроводном транспорте”, которая запрещает реорганизацию и приватизацию объектов магистральной газотранспортной системы.
Господин Киселев сообщил “Экономическим известиям”, что его нововведения, в случае одобрения Радой, позволят передавать ГТС в аренду или концессию. О приватизации, уверяет он, речь не идет. “Эффективность эксплуатации ГТС может быть повышена за счет увеличения объема транспортировки газа в результате создания консорциума при участии России как владельца ресурса, Украины как транзитера и Европы как потребителя”,— отметил депутат. Он также обратил внимание, что Россия вместе с другими европейскими странами начала строить новые газопроводы в обход Украины, и это приведет к тому, что ГТС “через какое-то время превратится в кучу металлолома”.
“Стоимость ГТС — около $90 млрд. Затраты на ее содержание — более $1 млрд./год. Со своими амбициями и отсутствием прагматизма мы лишимся возможности зарабатывать на транзите российского газа”,— добавил депутат. Он надеется, что вопреки препятствиям со стороны оппозиции законопроект будет одобрен профильными комитетами и поддержан Радой. “Думаю, это может занять около месяца”,— подытожил собеседник “Экономических известий”.
Как сообщил премьер Николай Азаров, Украина и Россия уже договорились до июля решить вопрос о модернизации украинской ГТС. “Мы начали переговоры как с Россией, так и с ЕС, мы возвращаемся к идее газового консорциума, прежде всего имея в виду вложение необходимых ресурсов, чтобы улучшить экономические показатели прокачки газа”,— сказал он. При этом господин Азаров подчеркнул, что правительство в решении данного вопроса будет действовать открыто и “настойчиво в интересах страны”. “Мы ни от кого ничего не скрываем. Мы будем действовать решительно в такой степени, в которой считаем необходимым”,— отметил глава Кабмина.
Замглавы фракции БЮТ Сергей Соболев (возглавляет оппозиционный Кабмин) усомнился в том, что законодательная инициатива господина Киселева будет одобрена в сессионном зале. “Не думаю, что найдется 226 голосов сумасшедших, которые нажмут кнопки за то, чтобы отдать самое ценное, что у нас есть”,— заявил господин Соболев. По его словам, если все-таки законодательная инициатива будет принята силами коалиции, то “это будет лишним доказательством антиукраинской политики, проводимой властью”.
Министр по вопросам ТЭК в оппозиционном правительстве Александр Гудыма (БЮТ) отметил, что инициатива господина Киселева проистекает из заявлений первого вице-премьера Андрея Клюева. “Он месяц назад говорил публично и позавчера мне лично подтвердил, что скоро появятся изменения в законодательство по поводу трубопроводного транспорта. Именно Клюев давал поручение Василию Киселеву внести этот документ”,— заявил “Экономическим известиям” господин Гудыма.
По словам депутата, власть играет в ту же игру, что и с продлением аренды Черноморского флота РФ в Крыму. “Сдавать в концессию можно будет как газопроводы, так и нефтепроводы, и все понимают, что если документ будет одобрен ( а он скорее всего будет одобрен, у коалиции есть 250 голосов и благосклонность президента), то Украина будет исключена из системы диверсификации поставок как нефти, так и газа в Европу взамен на концессионную плату”,— резюмировал теневой министр ТЭК.
Андрей Клюев, аргументируя свою позицию, заявил: “Через пять-семь лет после окончания строительства Северного и Южного потоков наша газотранспортная система будет не нужна ни России, ни странам Евросоюза. Все поставки газа из России в Евросоюз пойдут, минуя Украину”. И добавил, что во избежание такого сценария сейчас инициируется создание тройственного консорциума Украины, России и Евросоюза и последующая передача украинской ГТС в концессию.
Не все эксперты видят экономический смысл в создании консорциума. “Благодаря соглашениям от 19 января 2009 г. между “Газпромом” и “Нефтегазом” российская сторона фактически получила высокий контроль над украинской ГТС, а также низкие транзитные тарифы. В случае создания консорциума Россия может утратить часть этих преимуществ”,— сказал президент Киевского международного энергоклуба Александр Тодийчук.
По его словам, Украина на самом деле также не заинтересована в создании консорциума, поскольку он будет мешать политикам влиять на финансовые потоки от газового транзита. “Украинской ГТС обычно управляют первые лица государства, поскольку это мощный инструмент влияния на соседние страны, внутренних политических и финансовых конкурентов”,— отметил господин Тодийчук.
Он заявил, что поддерживает идею создания консорциума только с целью строительства новых объектов газовой инфраструктуры и расширения подземных хранилищ газа, которые представляют интерес для европейских потребителей. “Кроме того, “Укртрансгаз” приносит по меньшей мере $1 млрд. чистой прибыли в год. Если это высокоприбыльная организация, для чего ею делиться? При грамотном подходе Украина сама в состоянии справиться с модернизацией ГТС. Проблема в том, как сохранить объемы транзита российского газа”,— подытожил эксперт.
О перспективах российского газового экспорта единого мнения у экспертов нет. “Много прогнозов, много споров. Тем не менее у газа очень большой потенциал на любом рынке. Это очень конкурентоспособный ресурс. Он очень привлекателен и с точки зрения себестоимости его добычи, и с точки зрения экологических характеристик. Поэтому у газа продолжают оставаться очень сильные экспортно-импортные позиции. На газовом рынке есть пространство для любых инфраструктурных проектов”,— сказал “Экономическим известиям” Тим Ламбер, вице-президент консалтинговой компании Wood Mackenzie.
По словам научного директора Института евроатлантического сотрудничества Александра Сушко, идея трехстороннего консорциума, которая предлагается при участии России и ЕС, нереалистична, потому что она просто не интересует ни ЕС, ни Россию. “…Разве что третьей стороной будет выступать не Евросоюз как таковой, а под видом европейской стороны — определенные компании, которые частично или полностью контролируются “Газпромом”. В таком случае консорциум может привлечь внимание России”,— полагает эксперт.
____________________________
Основным маршрутом транспортировки российского газа в Европу Украина стала случайно. По данным консалтинговой компании East European Gas Analysis, в начале 1980-х гг. возник, но быстро был решен конфликт между СССР и ФРГ по вопросу маршрута газопровода из Уренгоя в Западную Германию. Для западногерманской стороны прохождение газопровода через территорию ГДР было неприемлемым. Для того чтобы избежать контроля газового крана Восточной Германией, маршрут газопровода был проложен через Украину и Чехословакию. Это привело к значительному удлинению газопровода и удорожанию всего проекта. При отсутствии восточногерманского ограничения основными транзитными странами для экспорта российского газа стали бы Беларусь и Польша. И сейчас бы вряд ли возникало столько громких политических спекуляций вокруг контроля над украинской газотранспортной системой.
Светлана ДОЛИНЧУК, Ольга КУРИШКО
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.