Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Противокорабельный эрзац. Как списанный советский ЗРК приспособили под защиту Азовского моря

[10:01 05 ноября 2019 года ] [ Деловая столица, 4 ноября 2019 ]

На нынешнем этапе развитие перспективных образцов ракетной техники идет еще по накатанному сценарию — производители успели взять все финансирование еще при прежней власти и теперь его осваивают.

Ярким примером являются последние по времени стрельбы на государственном испытательном полигоне “Ягорлык” в Херсонской области.

Тут 1 ноября прошел очередной этап испытаний некоего эрзаца противокорабельного берегового комплекса на базе зенитного-ракетного комплекса С-125-2Д1 “Печора-2Д”, модернизированного компанией “Аэротехника-МЛТ”. Как указывается в некоторых сообщениях, двумя пусками удалось потопить надводную мишень, в роли которой выступал бывший плавсклад “Золотоноша”, ранее выведенный из состава Военно-морских сил ВСУ.

Это реальный результат работы, которая началась еще в 2017—2018 гг., когда военным срочно понадобилось усиление береговой обороны. На тот момент было понятно, что работоспособный ракетный противокорабельный комплекс “Нептун” будет принят не скоро, а защищать побережье нужно уже в ближайшее время.

Тогда на горизонте и появилась фирма “Аэротехника-МЛТ”, которая предложила модифицировать под новые задачи устаревший (разработан в 1961 г., снят с вооружения ВСУ в начале 1990-х) зенитно-ракетный комплекс советского производства. Тем более что еще на этапе проектирования комплекс С-125 штатно может поражать наземные цели. Однако в далекие советские времена такие учебно-боевые задачи расчетами даже не отрабатывались — хватало других средств береговой обороны.

По наземным целям в своей истории комплекс применялся единственный раз — в начале нулевых во время гражданской войны в Ливии. Тогда впервые в ходе боев различных группировок мусульманских боевиков на фото и видео засветились запуски зенитных ракет по наземным целям как с буксируемых пусковых установок, так и с различной бронетехники (в частности, танка Т-55).

О новой противокорабельной модификации сообщений в открытой печати практически нет, однако можно предположить, что дополнительные возможности у С-125 появились за счет установки современной головки самонаведения (скорее всего, производства конструкторского бюро “Радионикс”). Кроме того, по всей видимости, конструкторы решили вариант сопряжения с радиолокационной станцией обнаружения и целеуказания “Минерал-МЕ”. В любом другом случае эта модификация не имеет особого значения в качестве противокорабельного средства. Кроме того, ракеты должны быть серьезно доработаны, как минимум необходимо установить другой взрыватель — контактный ударного действия.

Если же судить по зенитной модификации от “Аэротехника-МЛТ”, то опять-таки, по заявлениям фирмы, им удалось увеличить ресурс ЗРК на 15 лет, решить задачи повышения надежности, живучести комплекса и устойчивости к воздействию радиоэлектронных помех.

Однако в случае с противокорабельным вариантом стоит сказать несколько слов и боевой эффективности такого комплекса. По советским методичкам в случае применения С-125 по наземным целям дальность поражения составляла всего 17 км. Правда, на всем протяжении своей службы комплекс модернизировался, а “Аэротехника-МЛТ” заявляет, что в ходе работ было заменено примерно 90% элементной базы. Тем не менее стоит предположить, что дальность поражения надводной цели все-таки не впечатляющая — всего 10—15 км (что, впрочем, для небольшого Азовского моря вполне нормально).

Кроме того, при ближайшем рассмотрении смущает откровенно небольшая мощность боевой части — всего 72 кг, что явно мало, чтобы утопить более или менее приличный корабль. С другой стороны, если рассматривать в качестве целей российские пограничные корабли и катера, то нанести серьезные повреждения этим “лоханкам”, чаще всего переделанным из морских буксиров, вполне реально.

Еще один минус комплекса, причем как в зенитном, так и противокорабельном вариантах, — это его немобильность. Расчет С-125 может работать только с подготовленных позиций, а значит, очень уязвим для ответного удара. Есть, конечно, вариант поставить его на шасси, как поступили, например, в Беларуси, однако о работах в этом направлении автору ничего не известно, даже если они и проводятся.

С другой стороны, большим плюсом такого “эрзаца” в наших непростых условиях гибридной войны является наличие на складах просто огромного количества ЗУР В-601ПД, которые можно использовать для переделки. Так случилось, что большая часть их осталась в Украине и до 2014 г. наша страна обеспечивала все зарубежные поставки этих ракет в страны Азии и Африки.

Понятно, что специализированный комплекс “Нептун” чисто теоретически имеет гораздо более серьезные возможности в плане поражения маневрирующей морской цели, дальности применения и мощности боевой части. Однако подобные ракеты нужны нам “здесь и сегодня”, поэтому приходится придумывать такие вот довольно экзотические варианты с довольно скромными возможностями.

Однако в случае успешного завершения государственных испытаний и принятия на вооружение комплекс С-125-2Д1 “Печора-2Д” все-таки будет серьезным дополнением к тем средствам береговой обороны, которыми Украина располагает на Азовском побережье. Ведь ныне основой береговой обороны являются 152-мм буксируемые орудия “Гиацинт”, реактивные установки залпового огня БМ-27 “Ураган” и БМ-30 “Смерч” (в том числе в варианте “Вільха”). Однако все это средства прежде всего для поражения площадных целей и предназначены для отражения высадки десанта.

Таким образом, можно смело говорить о том, что, вполне вероятно, в ближайшее время силы береговой обороны получат некое подобие противокорабельной ракеты, которая будет основой ракетной обороны, пока не будет окончательно доработан гораздо более мощный “Нептун”.

Михаил ЖИРОХОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.