Шевченковский суд вынес решение об его аресте на два месяца с правом внесения залога в размере 30 млн грн. Вердикт судей вряд ли удовлетворит и прокуратуру, и ГФСУ. Аминева подозревают в организации кражи 37 контейнеров с товарами на сумму 154 млн грн. По версии следствия, одна из компаний Аминева с признаками фиктивности пыталась оформить на Одесской таможне партию товара. Результатом стал полный досмотр груза, составление протоколов о нарушении таможенных правил и арест контейнеров. Далее — как в детективе: похищение товара и арест уже самого Аминева. О подробностях истории с Аминевым мы поговорили с бывшим заместителем начальника Одесской таможни Александром Халковским. С осени прошлого года до августа 2018 г. он возглавлял подразделение по борьбе с контрабандой на Одесской таможне.
- О контрабандисте Денисе Аминеве известно немного. Что и куда он возит?
— Аминев — бывший таможенник, но уволился с таможни очень давно. У этого человека репутация классического контрабандиста, который не умеет работать “в белую”. Когда команда Александра Власова (начальник Одесской таможни) весной 2017 года пришла на Одесскую таможню, первые протоколы составлялись именно по грузам компаний, подконтрольных Аминеву и его партнерам. Убедившись, что договориться ему не удастся, он прекратил работать с Одесской таможней и стал возить товар, в основном это была обувь, ткань и т. д., в другие регионы. На другие таможни. В мае этого года объявился снова.
Александр Халковский
- Почему, как вы думаете?
— Руководитель фискальной службы Мирослав Продан сделал то, что никому до него на таможне не удавалось. Серый импорт зажали не на отдельной Одесской таможне, а по всей Украине. Доставка контейнера из Одессы в Киев обходится в 700 долларов, из Одессы в Сумы — в 1200 долларов. Какой смысл переплачивать за перевозку контейнера, если ни в Киеве, ни в Сумах тебе не позволят занизить таможенную стоимость, не разрешат “играться” с весом, не оформят более дорогой товар под видом более дешевого. И группа Аминева вынуждена была вернуться в Одессу и идти оформляться “в лоб”. С мая они подали к оформлению на Одесскую таможню около 160 контейнеров. Мы прекрасно понимали, с кем имеем дело. Практически каждый его груз досматривался, производился весовой контроль, хотя в среднем настолько жестко контролируется только 5% от общего количества контейнеров. Мы каждый раз проверяли, тот ли товар он везет, в том ли количестве, что было заявлено. Отбирались образцы товара, направлялись в лабораторию. По его контейнерам регулярно составлялись протоколы. Он в некоторых случаях пытался манипулировать весом товара, частично не декларировал товар. Все эти случаи фиксировались и принимались меры, товар изымался.
- Как же он попался?
— Он попался не на контрабанде, а на использовании компаний с признаками фиктивности. Одна из компаний, подконтрольная группе Аминева, завезла в Одессу 37 контейнеров, часть из них (девять) была подана к оформлению. По уже поданным к оформлению контейнерам мы составили шесть протоколов, так как выявили нарушения таможенных правил. В это время от наших коллег из Киева нам поступил сигнал — был опрошен директор этой компании. Он признался, что регистрировал фирму, но к дальнейшей ее деятельности отношения якобы не имел. Контейнеры, которые были поданы к оформлению, мы задержали, поместили на таможенный склад. Через неделю решением Шевченковского районного суда весь груз компании был арестован, и правоохранители изъяли товар. Следователь принял решение отправить контейнеры, и досмотренные нами, и еще не поданные на оформление, на хранение на склад частного предприятия, арендующего большую территорию на том же частном терминале, где находится отдел таможенного оформления. Действительно, разместить 37 контейнеров на территории нашего таможенного склада физически затруднительно. Так как большая часть контейнеров не проходила оформления и не досматривалась таможней. По ним были поданы только предварительные декларации в пункте пропуска. Мы направили правоохранителям письмо с просьбой сообщить, куда вывезен весь арестованный товар. Сразу же отправили на склад частного предприятия наших сотрудников, но товара там не обнаружили.
- Не могли же 37 контейнеров бесследно исчезнуть?
— Следствие разбирается, как это могло произойти, кто организовал похищение, в какой момент — уже со склада или во время перевозки. Терминал хоть и частный, но имеет собственную охрану, просто так товар не вывезешь, нужно предъявить сопроводительные документы.
- В СМИ появлялась информация, якобы кроме Аминева задержаны сотрудники Одесской таможни.
— Это неправда. Одесская таможня отношения к пропаже контейнеров не имеет, по решению суда мы под роспись передали груз правоохранителям. Этот факт никто не оспаривает. После ареста судом груз находился вне нашего контроля.
- Контейнеры нашли?
— Насколько мне известно, налоговая милиция идет по следу контейнеров — их попытались вывезти на рынок “7-й километр” и на другие рынки.
- Арест Аминева — сигнал всему рынку, что времена изменились?
— Времена действительно изменились. Вы можете спросить у белых импортеров, насколько им проще стало жить и конкурировать. Белые импортеры — лучший индикатор ситуации. Они вам скажут, что серый импорт либо стал платить, как все, либо остановился. Продан в корне изменил ситуацию, хотя было очень непросто. Это иллюзия, что можно прийти и все за пять минут изменить, побороть коррупцию, разогнать жулье. Вы увольняете начальника, а он через суд восстанавливается. Сколько таких случаев уже было. Перестройка системы — это достаточно сложный путь, когда ты методично ломаешь коррупционные связи, избавляешься от людей, которые занимаются саботажем, заставляешь всех работать по единым правилам. Посмотрите, как выросли поступления с одного контейнера на Одесской таможне. В июле 2017 года с контейнера в среднем платилось чуть больше $6 тыс., сейчас — около $8 тыс. Средний вес оформленного контейнера (40 High Cube) более 13,5 тонн , увеличение веса больше чем на тонну по сравнению с прошлым годом. Мы за семь месяцев 2018 года перечислили в бюджет 15,5 млрд грн, а за аналогичный период 2016 года Одесса — 7,1 млрд грн. Рост более чем в два раза. Да, возможно, у наших коллег в Киеве или на западных таможнях платежи с контейнера еще выше, но важно учитывать, что в Одессу приходит в основном дешевый товар из Китая и других стран Юго-Восточной Азии. Дорогой товар из Европы через Одессу не проходит. За время моей работы в Одесской таможне не было случая, чтобы кто-то из правоохранителей — прокуратура, СБУ, Нацполиция — остановили контейнер, который выехал или въехал за ворота таможни, оформленный с нарушениями.
- Но в СМИ несколько раз писали, что сотрудников таможни задерживали за взятки?
— Мы в этом направлении совместно работали с СБУ. А как по-другому чистить службу от воров? Уволить госслужащего очень сложно. Ты видишь, что работать честно человек не собирается, но и писать заявление об уходе не хочет.
- В Одессу этим летом приезжал немецкий журналист Флориан Хассель, пообщался с местным предпринимателем и “общественником” Виктором Берестенко. И потом написал статью в Zuddeutschezeitung. Якобы журналисту передали “эксклюзивные документы”, свидетельствующие, что Украина теряет на контрабанде $4,8 млрд.
— Мне очень жаль, что нам не удалось пообщаться с этим журналистом. Мы с Александром Власовым выезжали тогда к нашим ребятам, которые несут службу на Донбассе на линии разграничения, передали им три “Газели”, которые находились на балансе Одесской таможни. Немецкого журналиста использовали, подсунули ему фальшивку. Ни одного правдивого факта в статье нет. В публикации, к примеру, упоминается контейнер с молниями, которые при оформлении якобы “превратились в шнуры, швейные иголки и другие товары”. Поднимаем номер контейнера и видим, что он проходил полный осмотр и взвешивание. Есть фотографии содержимого этого контейнера. В нем молнии, пластиковые козырьки и другая номенклатура. Никакой подмены товара не зафиксировано. В статье указывается, что государство почему-то “должно было” получить $22 520 с этого контейнера, но это абсурд. Мы видим по документам, что $22 520 — таможенная стоимость всего товара в контейнере. Это подтверждается данными осмотра.
Остальная информация, собранная от “источников в Одессе”, не менее лживая. В статье пишут, что мобильные сканеры на Одесской таможне не работают — нет топлива. Бред полный. Три сканера работают на полную катушку. Мы постоянно ими пользуемся, например, для осмотра контейнеров с фруктами, которые приходят из Южной и Латинской Америки, так как это один из каналов для транзита наркотиков. Находим с их помощью партии сигарет. Есть и сканеры, требующие ремонта. В 2009 году их закупили, но почему-то забыли заключить договор на обслуживание техники. А чтобы обеспечивать сервис оборудования, которое использует рентгеновское излучение, необходима масса разрешений.
Все цифры в публикации взяты с потолка. Автор пишет, что Одесская таможня “обрабатывает 1000 контейнеров в день”. Слушайте, да мы в месяц оформляем всего 4,5-5 тысяч контейнеров! И на основании этой чуши немецкое издание что-то там рассчитывает и приходит к выводу, что у нас объем контрабанды составляет $4,8 млрд ежегодно. Эта цифра перепечатывается украинскими СМИ, начинает активно обсуждаться. Один из кандидатов в президенты даже рекламу по этому поводу на радио запустил. Но это же фейк.
- А ваша оценка объема контрабанды, который еще остается?
— Если мы говорим о контейнерах, то какой-то небольшой люфт для манипуляций остается. Подчеркиваю, достаточно небольшой. Все рисковые контейнеры, где есть подозрения на манипуляции с весом, на подмену товара, мы досматриваем, взвешиваем. Но абсолютно все выгрузить, перевесить физически невозможно. План Продана — запустить на основных пунктах пропуска стационарные сканирующие системы. Первый договор с поставщиком уже подписан. И как только мы начнем “просвечивать” все контейнеры, о “товарной контрабанде”, о потерях бюджета можно будет вообще забыть.
- Зачем же немецкого журналиста так подставили?
— “Общественный деятель”, снабжавший журналиста информацией, имеет бизнес — завозит автомобили из Америки и Эмиратов. До появления Автохаба растаможивание импортных автомобилей в Одессе было очень сложной и длительной процедурой. В среднем оформлялось в день 10 автомобилей, время оформления до 40 дней. Для сравнения: сейчас оформляется до 150 автомобилей в день. И “общественник” играл в этом всем ключевую роль.
В прошлом году благодаря поддержке Продана и губернатора Максима Степанова мы объединили все семь служб, задействованных в цепочке оформления, под одним сервисом. Процедура таможенного оформления сейчас занимает четыре часа. Автомобиль выезжает из Автохаба на украинских номерах. За июль мы оформили 110 таких автомобилей. С момента запуска Автохаба Одесской таможней оформлено в импорте более 22 тыс. автомобилей, в бюджет от этого поступило более 1,5 млрд грн платежей. Оформлением занимается более сотни брокерских компаний, рынок абсолютно демонополизирован, существует жесткая конкуренция. В статье пишется, якобы за ускоренное оформление берутся деньги. Чушь. Есть электронная очередь, куда все, кто занимается оформлением, подают заявки. И инспектор не может открыть новую заявку, пока не рассмотрел предыдущую. Вмешаться в программный продукт мы физически не можем, он контролируется на уровне Киева. “Деятель”, видя, что прежние доходы ушли, попытался провернуть схему с транзитом автомобилей. В итоге его партию дорогих авто, которая ехала в Приднестровье, но оказалась почему-то в Киеве, накрыла СБУ. В ответ он начал бегать по пресс-конференциям, рисовать “контрабандные схемы”. Мы с ним неоднократно встречались и прямо ему заявляли — никому никаких преференций не будет. Но он продолжает давить. Сейчас еще включился и политический фактор — ему обещали место в списке одной из оппозиционных политических сил. Финансирует всю эту информационную кампанию не менее известный одесский контрабандист. Его интерес в том, чтобы постоянно качать ситуацию, чтобы сбить команду Власова. Он отлично понимает, что пройдет еще пару месяцев и откатить ситуацию с контрабандой назад будет очень сложно. Рухнет система, потому что импортеры долго ждать не будут, торговлю нельзя останавливать. Бизнес готов платить в белую при условии, что конкуренты тоже платят в белую. Для его империи это катастрофа.
- Вы ушли с Одесской таможни?
— Для меня работа в Одессе фактически спецзадание. Наша группа ехала поддержать Власова, на которого в тот момент ополчилась вся местная контрабандная мафия. Прессинг был невероятный. Моя семья осталась в Киеве, мне присылали фото моей семьи, сделанные в магазине, на улице. Показывали, что моя семья под наблюдением, и в любой момент с ними может произойти что угодно. Пугали правоохранителями и бандитами. Мы выстояли, была постоянная поддержка из Киева от Мирослава Продана. Надо было продержаться, пока “задавят” схемы и на других таможнях и бизнес уйдет от черных и серых схем, переориентируется на работу в белую. Задача выполнена. Предстоят новые задания. Какие — пока раскрывать тайну не буду.
Виталий ДЯЧЕНКО