Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Приоритеты модернизатора

[17:19 15 февраля 2010 года ] [ Ведомости, №26, 15 февраля 2010 ]

Почему модернизаторы не хотят расставить приоритеты, а предпочитают наступать “широким фронтом”?

Новостью красноярского форума этого года стали очевидные сомнения большинства участников относительно модернизационных планов нынешнего правительства. Очевидная причина для скепсиса состоит в том, что модернизация предлагается людьми, находящимися в руководстве страны уже более 10 лет. Хороших исторических примеров, когда модернизационный рывок начинался на столь поздней стадии пребывания у власти, в голову не приходит. Впрочем, бессмысленно советовать политику провести реформы, которые практически неизбежно приведут к потере власти, в нашем случае настоящей модернизацией было бы построение политической системы, обеспечивающей регулярную смену руководства страны. Никакой политик не отдает власть добровольно. Тем не менее нынешнее правительство могло бы добиться куда большего в деле модернизации и без создания непосредственной угрозы своему собственному существованию.

Мой совет тем, кто всерьез пытается проводить какие-то модернизационные реформы, выглядит так: расставьте приоритеты. Выберите одно направление, которое в течение нескольких лет будет основным во внутренней политике. Это может быть, например, реформа высшего образования, без которой невозможно решить проблемы фундаментальной науки. Это может быть реформа милиции, к которой, как показывают события последних месяцев, приковано внимание общества. Это может быть реформа армии, которая, так хорошо начавшись, готова, похоже, повторить путь всех хороших начинаний в последние 30 лет. Это может быть, в конце концов, антиалкогольная компания. Сейчас же можно подумать, что в ходе модернизации предлагается изменить к лучшему чуть ли не все сразу.

Интересно, что заставляет руководство страны думать, что им хватит сил и воли сразу на несколько дел? Если президент и правительство сосредоточат все свои усилия, например, на реформировании высшего образования, то появление через пять лет — одного, а через 10 — двух-трех современных исследовательских университетов будет большим успехом для нашей страны. Если сосредоточение всех усилий президента и правительства в ближайшие годы позволит завершить военную реформу, это уже будет огромным успехом. По умолчанию — т. е. без концентрации усилий и политической воли на одном направлении — не будет ощутимого прогресса. Настоящая реформа — это не просто пакет законопроектов и финансовые затраты, с них все только начинается. Статус-кво обладает огромной силой, а создание коалиции общественных сил и специальных интересов, способной победить статус-кво, — сложнейшая политическая задача.

Я понимаю, почему модернизаторы не хотят расставить приоритеты, а предпочитают наступать “широким фронтом”. Один-два университета за пять лет, одна завершенная реформа (даже если в итоге выстроена профессиональная и некоррумпированная милиция) — выглядит как-то мелко. Это неправильно: не надо бояться реальных целей.

Константин СОНИН, профессор Школы управления Келлог Северо-Западного университета США и Российской экономической школы

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.