Россия никогда не отказывалась от своего имперского наследия и стремления вернуть положение “великой державы”.
Но чтобы восстановить статус “третьего Рима” на международной арене, Кремль создает вокруг Российской Федерации “пояс нестабильности”, чтобы затем все “стабилизировать” в соответствии со своими интересами. Всевозможными способами Москва раскачивает ситуацию в соседних странах, чтобы усилить в них свое влияние. Поэтому не только Украина, но и страны Балканского и Южнокавказского регионов не могут чувствовать себя спокойно. Впрочем, как и старые, и новые члены Евросоюза.
Эксперты, участвовавшие в проходившей в Одессе конференции “Российский неоимпериализм: истоки, генезис и последствия для стран Юго-Восточной Европы” (организованной Центром глобалистики “Стратегия XXI” при поддержке Фонда Конрада Аденауэра), отмечают: ошибочно полагать, что неоимпериализм России стал продуктом политики Владимира Путина. Он был всегда. Даже во времена Бориса Ельцина Россия проводила имперскую политику. Просто с вторжения в Грузию в 2008-м наступила ее активная фаза, продолжившаяся в 2014-м агрессией против Украины.
Определяя цели Кремля в близлежащих к Российской Федерации регионах, российский военно-политический эксперт Юрий Федоров отмечает: неоимперские силы в России, во-первых, хотят создать пояс из стран бывшего Советского Союза, который должен стать препятствием для расширения Евросоюза. Во-вторых, Москва разрабатывает сценарии и методы по реставрации своего доминирования в странах, некогда входивших в соцлагерь.
Примечательно, что Фонд им. Фридриха Эберта в одном из последних исследований, репродуцируя российское видение “решения” кризиса в отношениях Запада и России, предлагал так остановить “соперничество за страны “промежуточной Европы”: “Проблему напряженности и открытых конфликтов, вызванных сопротивлением Москвы расширению НАТО и ЕС на территории бывшего СССР, можно было бы решить с помощью окончательного прекращения данных процессов”.
По мнению авторов исследования, формально это могло бы выглядеть как официальное решение НАТО и ЕС установить предел для будущих расширений, так чтобы исключить вступление новых стран постсоветского пространства. В обмен на это Россия должна прекратить конфликты в регионе на условиях, “приемлемых для затронутых государств”. Впрочем, в Фонде им. Фридриха Эберта обращают внимание, что Украине следует забыть о возвращении Крыма.
Что ж, такой сценарий более чем устраивает Москву.
По замыслу кремлевских стратегов, нынешняя политика должна привести к усилению влияния России в мире. Кроме того — консолидировать общество вокруг российской власти. Поэтому российское руководство активно использует всевозможные средства по продуцированию нестабильности во всем мире и в отдельных странах в частности. Нестабильность же придает уверенности Кремлю в своей силе и безнаказанности.
Обсуждая на конференции основные компоненты гибридной агрессии, анализируя российскую политику в странах Балканского и Южно-Кавказского регионов, эксперты отмечали ее многогранность. “Особенность неоимпериализма заключается не только во фронтальном военном наступлении. Суть ее — в работе изнутри каждой страны”, — подчеркивает президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар.
При этом в одной стране акцент делается на энергетической зависимости от России, в другой — больше внимания обращается на православие и антиамериканизм, в третьей — пользуются слабостью демократических институтов. Где-то россияне действуют более мягкими средствами, а где-то — агрессивными. Но в любой стране Москва создает и развивает имеющиеся механизмы коррупции.
“Коррупция — это то, что позволяет России удерживать постсоветские страны в орбите своего влияния”, — говорит глава армянского Центра политических и правовых исследований Concord Давид Шахназарян. Однако эта характеристика политики Кремля верна не только в отношении стран Юго-Восточной Европы, но также старых и новых членов ЕС, имеющих более развитые демократические и государственные институты.
Еще одним звеном “цепи” неоимпериализма является политика привязки европейских и азиатских стран к российским энергоносителям. В Москве небезосновательно предполагают, что это создает предпосылки для проявления лояльности правительств государств по отношению к России. В своих усилиях россияне настойчивы.
Примером этого напористого достижения цели может служить история с проектом “Северный поток-2”. И эти усилия не оказались безрезультатными. “Хотя стратегическая цель “Северного потока-2” — не только привязать Европу к России, но и с его помощью контролировать Европу, Евросоюз оказался неспособен прекратить этот токсичный проект”, — констатирует Михаил Гончар.
Политика вхождения российских нефтегазовых компаний на энергетический рынок других стран дает Москве дополнительные рычаги воздействия на правительства этих государств. Директор сербской неправительственной организации “Сербско-Евроатлантическое сотрудничество” Венцислав Буич привел в качестве примера историю протестов в Сербии, вызванных повышением цен на топливо. Как оказалось, за ними стояли пророссийские организации. Что любопытно, 56,15% акций нефтяной компании NIS, поднявшей цену на топливо, принадлежат российской компании “Газпром нефть”.
Что ж, военная и энергетическая политики России всегда тесно связаны. Равно как и информационная. Мы, украинцы, каждый день сталкиваемся с российской пропагандой в СМИ и фейками “ольгинских троллей” в социальных сетях, попытками влиять на общественное мнение через пророссийских журналистов, экспертов и политиков, хакерскими взломами электронной почты. На Западе всю серьезность проблемы осознали только после Брэкзита и президентских выборов в США, в которые активно вмешивались россияне.
Обсуждая на конференции основные компоненты неоимперской политики России, эксперты обращали внимание и на активное использование Москвой идей православия, славянской общности и традиционных семейных ценностей. Именно на этих трех “слонах” и основываются духовные скрепы “Русского мира”, который Кремль распространяет в странах, где проживает русскоязычное население, и продвижение которого Украина прервала в 2014-м.
Как же остановить российский неоимпериализм в Юго-Восточной Европе? Как совместно противодействовать агрессивной политике России? Простых способов нет. Но для каждой страны неизменными составляющими любого рецепта остаются средства, позволяющие укрепить демократические и государственные институты, — экономические и политические реформы, борьба с коррупцией, усиление обороноспособности страны, противодействие российской пропаганде.
Ключевое место в стратегии противодействия российской политике по дестабилизации ситуации в странах Юго-Восточной Европы занимают экономические и политические санкции в отношении России, последствия которых Москва ощущает уже сейчас. Но ударом по мягкой международной изоляции и режиму санкций стало проведение в России чемпионата мира по футболу. “Чемпионат мира — серьезная моральная поддержка России”, — констатирует Давид Шахназарян.
Очевидно, что с российским неоимпериализмом невозможно справиться в одиночку. Этого можно добиться лишь совместными усилиями. “Что могут сделать страны Старой Европы и Восточной Европы? Думаю, это региональное и межрегиональное сотрудничество. Не вместо НАТО, а вместе с НАТО”, — предлагает российский эксперт Юрий Федоров. Пример потерпевшего фиаско пророссийского государственного переворота в Черногории служит дополнительным аргументом в пользу широкого сотрудничества.
Проводя агрессивную политику в близлежащих к России регионах, Москва получила временное преимущество. Однако это не означает ее победу в войне. Ведь и сама Россия подвержена влиянию гибридных угроз. Кроме того, как отмечает Юрий Федоров, прогрессирует отставание России от Запада в технологиях: “Это важнейший фактор, который предопределяет крушение российской политики”. Ну а пока доходы от экспорта энергоносителей дают возможность России вести себя агрессивно на международной арене, дестабилизируя ситуацию в мире и подрывая систему международной безопасности. А россияне, судя по результатам многочисленных социологических опросов, поддерживают эту политику Кремля.