Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Повидло от Гонтаревой. Почему помощь бюджету от НБУ — это как сахар для диабетика

[08:45 19 апреля 2017 года ] [ Деловая столица, 18 апреля 2017 ]

НБУ перечислит в Государственный бюджет 44 млрд грн.

По состоянию на 1 января 2017 г. ДФС Украины отчиталось о перечислении налога на прибыль предприятий за прошлый год в размере 54 млрд грн. Это меньше 2 млрд евро на всю сорокамиллионную страну! Не сложно подсчитать, что за 2016 г. предприятия задекларировали примерно 300 млрд грн (если брать базовую ставку 18%). Платёжеспособные банки в 2016 г. задекларировали убыток в размере — 158 млрд грн. Зато НБУ, “цветёт и пахнет”, что и подтверждает его “проаудированная” прибыль в размере 59,45 млрд грн за прошлый год.

Как видим, НБУ неплохо заработал на событиях прошлого года.  Прибыль Нацбанка определяется как разница его доходов и расходов. Среди основных статей, которые влияют на формирование прибыли, — позитивный результат от операций с иностранной валютой и чистый процентный доход, определяемый как разница между процентами, уплаченными коммерческими банками по кредитам рефинансирования и процентами, выплаченными НБУ коммерческим банкам по его депозитным сертификатам.

Из всего сказанного выше становится понятно: чем экономике хуже, тем прибыль НБУ больше. Процентный доход Нацбанка будет расти, если банки используют его рефинансирование для компенсации дефицита поточной ликвидности. Простыми словами: у банков нет достаточных ресурсов, чтобы выполнять нормы резервирования средств на корсчёте и для выплаты текущих обязательств. Очевидно, что подобная ситуация в банковском секторе возможна исключительно в условиях системного финансового кризиса: когда всё благополучно, банки за рефинансом в очереди не стоят.
А позитивный результат от операций регулятора с иностранной валютой будет формироваться лишь в условиях постоянной и глубокой девальвации национальной валюты — гривни. В таком случае, продавая на внутреннем рынке иностранную валюту по более выгодному курсу, чем на момент покупки, НБУ всегда будет в плюсе.

По сути у нас появился чрезвычайно важный для правительства инструмент по неналоговому наполнению бюджета и латанию его дефицитов. А также очень тяжёлый “якорь”, позволяющий не проводить структурные реформы и оставаться в застойной бухте. Реформы — это сложно и больно, а прибыль НБУ — это как пасхальные яйца: красиво и всегда можно съесть, когда яства праздничного стола внезапно закончились...

Впервые, мощь прибыли НБУ начали использовать во времена Януковича. Этому способствовали “карманные” главы НБУ, стагнирующая экономика и мегапроекты аля “Евро-2012”, на которые нужно было много гривни. За это “злочинная” нещадно порицалась тогдашней оппозицией. Основные перечисления в бюджет со стороны НБУ “стартовали” с 2012 г. 

После революции дело получило новый размах. Правда, 2014 г. несколько выпал из общей тенденции, но по одной простой причине: в этом году и так было направлено порядка 200 млрд грн эмиссионных денег на финансирование дефицита энергетического сектора. Поэтому ограничились “традиционными” перечислениями прибыли НБУ, да и показатели 2013 г. не располагали к “рисованию”. Зато в 2015 г. (по итогам 2014 г.) наступил настоящий “бенефис”: общая прибыль НБУ составила за 2014 г. более 96 млрд грн, из них порядка 60 млрд грн было перечислено в бюджет.

После небольшого “спада” в 2016 г., вызванного отсутствием легитимного Совета НБУ, сформированного лишь к осени прошлого года (а именно Совет НБУ уполномочен утверждать размер прибыли), процесс “рисования” прибыли вернулся к своей привычной динамике...Закон Украины о государственном бюджете на 2017 г. обязал перечислить в доходы государственного бюджета 45 млрд грн прибыли НБУ. На днях Совет утвердил данные показатели и формальная сторона вопроса улажена. Транши могут пойти на казначейские счета в ближайшие месяцы.

Может, это будут “дороги”, может — “инфраструктурные проекты”, какое-нибудь дноуглубление или очередной “шёлковый путь”.  Суммарно, начиная с 2014 г. и заканчивая 2017 г., НБУ “вольёт” в государственный бюджет порядка 165 млрд грн своей прибыли, ранее изъятой из обращения.

По сути в Украине появился своеобразный  ”монетарный налог”, взимаемый Нацбанком с коммерческих банков, населения и бизнеса. Ну, с банками — всё ясно. Не умеете работать с клиентами и выстраивать графики срочной ликвидности — платите НБУ за рефинанс. Но население и бизнес вынуждены платить не за рефинанс, а за подешевевшую гривню/подорожавший доллар. Предприятия — когда покупают валюту по импортным контрактам, а население — когда пытается сберечь лишнюю копейку или покупая актив, привязанный к доллару (земля, недвижимость). Таким образом, десятки миллиардов гривень изымаются из финансового оборота между экономическими агентами и оседают в прибыли НБУ. А затем перечисляются в доход государственного бюджета. А ещё говорят, что Perpetuum Mobile на практике невозможен...

К сожалению, подобные действия чреваты глубокими девальвационными последствиями. Например, в конце 2016 г. прибыль НБУ, перечисляемая траншами в бюджет, была сконцентрирована в узком временном интервале (октябрь-декабрь): в октябре 10 млрд грн, по 14 млрд грн — в ноябре и декабре. “Курсовой” сдвиг, наблюдаемый в этот же период, был вызван в том числе и появлением этой необеспеченной гривневой массы на казначейских счетах с временным лагом примерно до 30 дней.

Да, прибыль НБУ необходимо использовать. Но делать это нужно:

а) с минимальным воздействием на курс национальной валюты и инфляцию;
б) с максимальным воздействием на экономический рост.

К примеру, часть прибыли НБУ можно было использовать на компенсацию процентных ставок по кредитам субъектов малого и среднего бизнеса, фермерским хозяйствам. В таком случае эти ресурсы пошли бы в реальный сектор экономики и использовались бы равномерно в течение всего года. Часть прибыли НБУ можно было направить в ФГВФЛ для выплаты депозитов, гарантированных государством (коль банкротство банков стало следствием регулятивной политики).

Но для этого нужно, чтобы глава НБУ мог говорить “нет”, когда от него требуют — “да”. Это к вопросу, насколько важна институциональная независимость Нацбанка и можно ли должность его руководителя включать в “ярмарку” квот и коалиционных распределений должностей..

Независимый руководитель НБУ будет стремиться принимать решения, полезные для общества и экономики, но “вредные” для капризов того же общества и чиновников. К сожалению, о таких деятелях мы пока можем читать только в книжках, например по американской финансовой истории, где глава Федеральной резервной системы позволяет себе не соглашаться с главой государства. Для нас это пока фантастика.

Алексей КУЩ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.