Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Постой, паровоз!

[14:57 06 июля 2010 года ] [ Slon.ru, 6 июля 2010 ]

Не следует ли кондукторам мчащегося состава европейской интеграции нажать на тормоза, чтобы проверить, крепка ли сцепка вагонов.

На европейском театре экономических действий разыгрывается невиданная доселе драма. Пожар финансового кризиса, начавшись на южном фланге Старого Света, охватывает всё новые его пространства, действуя то скрытно, “донно”, прячась в корнях и дёрне падающих рейтингов, то взвивается вверх, в виде преддефолтных всполохов. Деловые новости по своему тону уже напоминают военные сводки. То там, то сям сообщается либо о введении чрезвычайных (читай — осадных) мер, либо о сдаче на милость международной команды спасателей и оказываемой ею финансовой помощи (неизбежно сопровождаемой соответствующими санкциями и требованиями) целых сегментов, казалось бы, единого (когда-то) и устойчивого экономического пространства. Батальную картину живописно дополняют толпы бродячих аналитиков, говорливых экспертов, политических дервишей и уличных пророков, мародёрствующих на огульной критике властей, экзотерических прогнозах и панических призывах к отказу от достигнутых интеграционных результатов, к возврату в старое милое вчера.

События все эти, между тем, ясно показывают, что интеграция, коль скоро она началась, требует не столько завоевания новых суверенных территорий в виде очередных входящих в него участников, сколько новых жертв на алтарь единого макроэкономического божества, отторжения у членов ЕС всё новых и новых атрибутов финансовых регулятивных полномочий. Сегодня уже понятно, что единая денежная и валютная политика, с неизбежностью должны дополняться и согласованной фискальной политикой, а также общими принципами регулирования финансовых рынков и обращающихся на них инструментов. Ныне действующих требований по поддержанию предельных уровней темпов инфляции, бюджетного дефицита и размеров государственного долга становится уже недостаточно. Всё более очевидно, что необходим ещё и контроль наднациональных органов власти над государственными расходами, долговой политикой и налоговой системой стран еврозоны.

Идеологи создания единого европейского экономического пространства только сейчас начинают осознавать, что нынешний кризис порождён отставанием в темпе интеграционного движения внутри него, в расхождении амплитуды расширения ЕС и скорости создания всё новых инструментов регулирования устойчивости сложной и пёстрой архитектуры общего рынка.

Этот урок, кстати, надо иметь в виду и нашим адептам и конструкторам создаваемого в рамках стран Содружества так называемого единого экономического пространства. Последствия объединения могут скрывать в себе не только благодатные плоды совместного процветания, но и разрушительную силу будущего удара по всем странам, вошедшим в такого рода союз. Между тем, призывы, скажем, к созданию единой валюты в странах будущего ЕЭП раздаются скандально часто и громко, а скорость реального движения по пути формирования интеграционных институтов настройки и регулирования конфузно мала.

Ясно также, что не все страны, соблазнённые манящими дарами общего рынка и рискнувшие поступиться ради этого своим так называемым суверенитетом, в равной степени смогли ими воспользоваться. Как показывает практика, на начальном этапе наибольшую выгоду от расширения рыночного поля получают, прежде всего, его инициаторы — крупные экономики, “локомотивы” интеграционного процесса. Этот опыт уже приобретён, результаты изучены. Однако нынешняя ситуация в зоне евро показывает и неожиданную для них сторону объединения. Оказывается, на определённом этапе и в некоторых обстоятельствах полученные ими преимущества могут просто испариться в силу появления непредвиденных трат на поддержание всей конструкции.

Возникающие в хвосте европейского экспресса проблемы уводят в минус первоначально полученные идущими в голове состава “паровозами” импульса. Дискуссии о том, стоит ли идти на мегарасходы (с отложенным риском подобных же кризисов для самих доноров) ради сохранения устойчивости движения европейского поезда по рельсам единого пространства, потому так и остры, что никто не просчитывал прежде и не знает определённо сейчас, а стоят ли эти усилия “мессы”. Каковы потери и приобретения на всех фазах процесса, не станет ли конечная смета фатально обременительна, если не сказать губительна, для несущих опор европейской экономики, — её грандов. И не следует ли в этой связи кондукторам мчащегося состава европейской интеграции нажать, пока не поздно, на тормоза, чтобы проверить ещё раз, способен ли он сохранять движение без угрозы сойти с рельсов и крепка ли сцепка вагонов.

Алексей МАМОНТОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.