Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Пошлина преткновения

[13:05 23 февраля 2011 года ] [ День, № 32, 23 февраля 2011 ]

Правительство ищет консенсус между операторами рынка нефтепродуктов и нефтеперерабатывающими заводами.

Цивилизованный лоббизм становится в Украине реальным фактором общественно-политической жизни и иногда даже побеждает, то есть добивается поставленных целей. Такой вывод можно сделать из истории с введением импортной пошлины на нефтепродукты. Она на данном этапе завершилась заявлением первого заместителя министра экономического развития и торговли Вадима Копылова. По его словам, эта пошлина возможна только после существенного улучшения качества продукции отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Министерство, как рассказал журналистам заместитель министра, “предложило НПЗ подумать и подготовить программу модернизации с тем, чтобы выпускать необходимое количество высококачественного современного бензина для наших автомобилей. И мы готовы сразу подготовить и направить документ о введении пошлины после того периода, когда будет закончена модернизация”. Если соответствующая программа будет подготовлена, то, как сказал Копылов, правительство готово объявить о введении пошлины через год после этого, чтобы стимулировать модернизацию этих заводов.

Понятно, что это сослагательное заявление не могло охладить пыл операторов рынка нефтепродуктов, всерьез напуганных возможностью введения губительной и для их бизнеса, и для экономики страны пошлины. Тем более, что сегодня еще трудно определить, в какую сторону подует ветер в дискуссии, идущей по этому вопросу между Минтопэнергоугля, выступившим инициатором пошлины, и Минэкономразвития и торговли, которое видит или должно видеть страну не с ведомственной, а с общегосударственной точки зрения. Так объяснил “Дню” ситуацию с пошлиной и “отодвигающим” ее не менее чем на год Копыловым независимый эксперт Сергей Куюн.

В любом случае Копылову, видимо, не удалось сбить волну опасений и недовольства нефтетрейдеров и операторов. В конце минувшей недели они провели в Киеве круглый стол и обсуждали аргументы, которые лягут в основу обращения Ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” к руководству страны с рекомендациями по стабилизации цен и по поддержке НПЗ. Мысли в ходе обсуждения высказывались разные, но суть их сводилась к одному: пошлина на этом этапе губительна для всех.

Круглый стол вникал в предложенную ему презентацию. Пошлины на импорт нефтепродуктов в ней были названы антирыночной мерой и радикальным шагом, который приведет к подорожанию бензина на украинском рынке почти до 11 гривен за литр, а дизельного топлива до 9,5 гривен и к созданию условий для перманентного дефицита и раскручивания инфляции.

Почетный президент группы компаний “Континиум” Игорь Еремеев в кулуарах сказал “Дню”: “Если искать определение для того, каким может быть влияние пошлины на экономику страны, то, по моему мнению, для этого лучше всего подходит ее сравнение с контрактом, который подписала Юлия Владимировна (Тимошенко, экс-премьер-министр Украины. — Авт.) на поставку газа в Украину, привязав соответствующую формулу к цене нефти, дизельного топлива и мазутов. Это зло, которое Украина будет еще много-много лет на себе чувствовать. А введение пошлин на импорт нефтепродуктов — равнозначное зло по отношению к государству и украинскому народу. Мы не знаем, долго ли продержатся эти пошлины, если их введут, но факт тот, что это — очевидное зло”.

Пошлина будет работать долго, продолжал Еремеев, если у тех, кто проталкивает такое решение, есть личный интерес, а если тут просто недоразумение — это другое дело. “Надо понимать, кому максимально выгодны пошлины, — сказал Еремеев, — Когда мы это поймем, то будем знать, кто чьи интересы лоббирует. Например, Коломойскому пошлины, конечно, выгодны. Кременчугский НПЗ будет стоять на том, чтобы ввести пошлины, мотивируя своими убытками, хотя там много вопросов по поводу прибыли и работы предприятия. Сейчас татары хотят вернуть себе этот завод. Как смотрит на это наше правительство? Неизвестно. Там есть разные взгляды, разные интересы. Лично я считаю так: когда татары были собственниками завода, там была третья, независимая мировая компания со своим ресурсом нефти. И не было шантажа рынка по поводу пошлин”.

Еремеев, являющийся собственником не только розничных сетей по продаже нефтепродуктов, но и Херсонского НПЗ, сказал “Дню”, что не поддерживает притязания остальных НПЗ на введение пошлины. “Объединять интересы завода и розницы, если они искренние и рыночные, не сложно. Если же лоббировать интересы завода, не взирая на интересы рынка, тогда получаются разночтения. Поэтому я сегодня за одним столом с розничным рынком и считаю, что введение пошлин не делает этот рынок более прозрачным”. Еремеев также сказал журналистам, что готов заложить 100% акций Херсонского НПЗ, чтобы получить государственные гарантии и привлечь инвестиции на модернизацию предприятия.

За одним столом с нефтетрейдерами, кроме Еремеева, не было собственников НПЗ. Альтернативную точку зрения “Дню” обосновал независимый эксперт Валентин Землянский. Он считает, что если не будет введена пошлина, “мы привяжемся и сравняемся в стоимости нефтепродуктов с европейской ценой”. При этом он соглашается с тем, что со стороны правительства должна быть программа, предусматривающая модернизацию отечественных НПЗ. По его мнению, она должна предполагать не только добрую волю со стороны собственников и менеджмента, но и контроль государства. В таком случае логично введение пошлин, потому что внутренний рынок будет обеспечен качественным отечественным топливом стандартов Евро-4 и Евро-5. “Так что пошлинам нет никаких противопоказаний, — объясняет эксперт, — если они будут вводиться не по-чапаевски, с помощью острой шашки, а на основе комплексной программы”.

А вот президент компании “Галнафтогаз” Виталий Антонов ввел для характеристики правительственных чиновников, ратующих за пошлину, термин “ретрократия”. По его мнению, правительство пытается подогнать старые стандарты производства под новые стандарты потребления. И рассказал анекдот о игроке на ипподроме, сделавшем ставку на старую лошадь. Она не только не выиграла забег, но и упала на дистанции. А когда незадачливый игрок спросил у нее, в чем дело, прошамкала: “Извини, не шмогла”. Антонов считает, что правительству Украины не следовало бы поступать так, как герой этого анекдота.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.