Вопреки обещаниям руководства парламента принять на следующей пленарной неделе (19-22 декабря) законопроект №7163 ”Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях”, документ вообще не появился в перечне законопроектов, которые будут рассматриваться в эти дни в сессионном зале.
Почему документа нет на повестке дня и какие шансы, что он будет принят в будущем, разбиралась “Страна”.
“Реинтеграция” под вопросом
Когда в начале октября депутаты принимали этот инициированный президентом законопроект в первом чтении, его нарекли проектом “о реинтеграции Донбасса”.
Но ни тогда, ни за 2 месяца бурного обсуждения поправок к документу, в нем не появилось ни единого упоминания о той самой реинтеграции.
Собственно, сам проект еще в момент обсуждения в первом чтении претерпел существенные изменения. Например, в нем была упразднена норма о выполнении Минских соглашений. К предфинальному варианту документ можно было смело называть проектом “об оккупации” — поскольку непризнанные территории признаются оккупированными.
Целый ряд новшеств в законе появился на предпоследнем заседании профильного комитета. Например, в текст документа были внесены упоминание о деоккупации Крыма и правка об ответственности для пособников осуществления агрессии России.
Параллельно в министерстве по вопросам временно оккупированных территорий предложили освобождать от ответственности тех, кто письменно покается в работе на оккупационные администрации.
Также в ведомстве разработали перечень 19 тяжких преступлений, на которые не распространяется “помилование”.
А что попало в финальный текст документа — загадка не только для общественности, но и для большинства народных депутатов: до сих пор не опубликован сам текст законопроекта и таблица поправок ко второму чтению. При этом еще неделю назад профильный комитет заявил о том, что депутаты пришли к договоренности по всем нюансом. Теперь же покрытый мраком тайны законопроект откладывают до лучших времен.
“У нас было 4 глобальных требования. Есть хорошие моменты, которые учтены, — это поддержание перемещения высших учебных заведений, защитили права людей обращаться в суд за компенсацией от страны-агрессора, освободив их от уплаты пошлины... Но поскольку финальный текст никто не видел, как бы еще чего там не добавилось. Есть опасения на счет статьи 10, которая де-факто вводит военное положение. Удалось ли комитету локализировать эту статью только на зону боевых действий, неизвестно. Или осталось, как было написано, что распространяется на всю Донецкую и Луганскую область, — говорит “Стране” депутат от “Батькивщины” Алексей Рябчин. — Я считаю, что законопроект уже должен быть обнародован, уже медиа, эксперты и международное сообщество должны с ним ознакомиться. Должна пройти дискуссия в обществе. И после этого можно такой важный законопроект голосовать. А если срочно надо вынести его под елочку и быстро проголосовать, это неправильно”.
В БПП пеняют на прогульщиков
В профильном комитете отчасти поясняют эту пролонгацию предпраздничной суматохой.
“Есть риск, что часть депутатов может не прийти на работу и это может сорвать положительное голосование. Представьте, закон вынесли, а голосов нет. Прогнозирую, что не будет голосования и в первую посленовогоднюю сессионную неделю по той же причине”, — полагает член комитета, народный депутат от БПП Александр Бригинец.
По его словам, даже если массовых депутатских прогулов, которые наблюдались в предыдущие годы, не будет, все равно “рисковать не стоит”. Так, по регламенту Верховной Рады, законопроект, который не наберет достаточного количества голосов на сессии, уже не может на ней рассматриваться повторно. А значит, отложился бы до весны.
Между тем, другие депутаты полагают, что проект в любом случае долежит минимум до весны. А там и вовсе “прокиснет”. Дескать, его принятие не выгодно самому президенту.
“Есть высокий риск, что в документ прямо в зале предложат внести поправку о разрыве дипотношений с Россией, чтобы подставить Порошенко. И ему тогда придется выбирать — или дать команду голосовать за эту авантюру, которая еще больше углубит конфликт и представит Западу украинское руководсто неадекватными радикалами. Либо зарубить поправку, чем навлечь на себя обвинения в зраде. Во-вторых, в ООН уже намекнули, что в документе непорядок с правами человека”, — говорит “Стране” один из парламентариев, видевших предпоследний вариант документа. Последний, как утверждает наш собеседник, как в знаменитом меме мэра Киева Виталия Кличко, “видели не только лишь все”.
И действительно, буквально на днях глава специальной мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Фиона Фрейзер заявила, что текущая редакция законопроекта о реинтеграции Донбасса не обеспечивает в полной мере защиту прав человека.
“6 октября парламент начал рассмотрение и принятие новой правовой базы относительно территории, которая не контролируется государством, с целью возобновления суверенитета в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Хотя дискуссии продолжаются, миссия отмечает, что этому закону не хватает четкости относительно основ защиты прав человека”, — говорится в заявлении Фрейзер.
Позиция Запада по этому законопроекту довольно негативная. А посему, в случае его принятия, Украина может столкнуться с очередным кризисом в отношениях с международными партнерами, говорит “Стране” политолог-международник Антон Кучухидзе.
“Закон о так называемой реинтеграции не имеет ничего общего с возвращением территорий и с международными обязательствами. Этот законопроект направлен сугубо на электорат, который поддерживает партию войны. Никто из международных партнеров Украины не выступал за принятие этого законопроекта, а, наоборот, Запад настаивает на выполнении Украиной своей части Минских соглашений, и, например, закон о пролонгации особенностей местного самоуправления Донецкой и Луганской областей был позитивно воспринят западными партнерами как механизм приближения мира в Украине. Более того, закон о “реинтеграции” подразумевает централизацию власти в руках президента, и не выполняет никаких внешнеполитических задач для Украины”, — говорит “Стране” Кучухидзе.
“Долго мурыжили, а потом сольют в архив”
Ряд экспертов полагают, что принятия документа и вовсе не будет. И дело не только в реакции ООН. В ближайшее время должна пройти очередная встреча специального представителя США по вопросам Украины Курта Волкера с помощником президента России Владиславом Сурковым. Это недавно анонсировал сам Волкер.
“Даже если предположить, что в парламенте есть серьезное намерение принять этот закон, то до встречи Суркова и Волкера это делать никто не будет. Таким образом, депутаты ограничили бы пространство для маневров самого Волкера и дали повод России упрекнуть Украину в очередном демарше в вопросе решения конфликта на Донбассе. А это Порошенко не нужно. Но с другой стороны, серьезных намерений на этот закон ни у кого нет. Он не дает ответ на вопрос, мы приближаем возвращение Донбасса или отдаляем. По большому счету, этот закон — это была упаковка для продления закона о необходимости выполнения Минских соглашений. А потом его долго мурыжили и теперь его, наверное, сольют в архив”, — говорит “Стране” политолог Вадим Карасев.
Во-вторых, исходя из заявления президента России Владимира Путина на ежегодной пресс-конференции 14 декабря, до Нового года может состояться очередной этап обмена пленными. Президент РФ уже призвал Киев скорее решить этот вопрос до Нового года, отметив, что до сих пор обмен не состоялся из-за изменения списков украинской стороной.
О том, что принятие закона может статьпрепятствием для этого процесса, признают и в президентской фракции.
“Я сторонник принятия этого закона после анонсированного обмена пленными.
В конце концов, истерика Путина после принятия закона вполне может сорвать обмен”, — отмечает Бригинец.