Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Передел рынка или борьба за безопасность пассажиров?

[13:05 10 августа 2012 года ] [ День, № 140-141, 10 августа 2012 ]

О последствиях предложенной правительством масштабной реформы в транспортной отрасли. .

Министерство инфраструктуры, начиная с 2013 года, планирует провести укрупнение перевозчиков. Об этом сообщил первый заместитель министра инфраструктуры Константин Ефименко. “Если в конце 80-х — начале 90-х годов перевозки в Украину осуществляли 730 перевозчиков, можно было сравнительно просто контролировать наличие материально-технической базы, порядок выпуска транспортного средства на линию, проведение техосмотров. Сегодня у нас без такси — 18 тысяч перевозчиков”, — отметил он. Чиновник подчеркнул, что за последние два года эта цифра уже уменьшилась на 15 тысяч.

Особенно беспокоит государство тот факт, что 11 тысяч зарегистрированных перевозчиков имеют по одному автобусу, а шесть тысяч — с парком от 1 до 10 автобусов. “Разумеется, осуществить контроль крайне сложно. Одно из концептуальных мероприятий, которое будет инициировать министерство, поэтапно, без социальных скандалов и конфликтов, в течение трех-пяти лет укрупнить перевозчиков”, — сказал он. Как объяснил Ефименко, крупные владельцы скупят транспорт мелких. Параллельно для тех водителей, которые останутся на рынке, повысят требования: они должны будут иметь права категории Д и год безаварийного управления транспортом. Кроме того, министерство инициирует выделение 600 миллионов гривен на обновление автопарка.

Из уст чиновника инициатива выглядит хорошо. Но все ли в ней так безукоризненно? Об этом “День” поинтересовался у экспертов и участников рынка.

Президент Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков (ВААП), народный депутат Игорь Шкиря поддерживает такую инициативу министерства. Перевозка пассажиров — это не предмет для работы малого бизнеса, говорит он, потому что безопасность пассажиров обеспечивает большое количество людей. Врач проверяет состояние здоровья водителя перед выходом на смену, технический персонал — машину и так далее. Новые небольшие перевозчики часто не имеют не только этого набора специалистов, а иногда даже собственного транспорта, констатирует он. Ездят на арендованном. Но это еще не все проблемы. “Среди мелких перевозчиков есть большое количество нелегальных, которых мы вообще не считаем перевозчиками. Это предприниматели, которые купили грузовые транспортные средства и переделали их под маршрутки”, — добавляет он. По его словам, таких нелегалов 20—30% на рынке. Поэтому перевозки — это не для малого бизнеса, подытоживает Шкиря, и ассоциация поддерживает такой шаг.

Укрупнение, по мнению Шкири, привлечет инвестиции в отрасль. После кризиса, рассказывает президент Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков, покупались только единицы новых транспортных средств. Чтобы транспортная отрасль существовала нормально, необходима замена минимум 10% основных средств, в том числе и автобусов, говорит он. “Сегодня в эксплуатации находятся десятки тысяч транспортных средств. Если покупать хотя бы три-четыре тысячи автобусов в год при средней цене 100 тысяч долларов (700—800 тысяч гривен), то выходит, что нужно два миллиарда гривен. И это только на обновление автобусного парка. А есть другие компоненты, требующие обновления. Поэтому сумма инвестиций в отрасль оценивается на уровне нескольких миллиардов гривен в течение следующих 10 лет”, — говорит он.

Против насильственного укрупнением рынка выступает президент Ассоциации перевозчиков Киева Валерий Липецкий. “Представим, что вы предприниматель и я предприниматель. Вы имеете 20, а я — 100 машин. Получится так, что большие “выкурят” с рынка малых. А если я не хочу продавать, а он — покупать? Что тогда делать?”, — говорит он “Дню”. Конечно, власти проще работать с двумя-тремя перевозчиками, чем с 20-ю. Но у нас рыночная экономика, поэтому нужно выставлять четкие требования к перевозчикам, и кто их не сможет выполнить, тот сам либо уйдет с рынка, либо присоединится к большим игрокам, либо продаст свои авто или сдаст в аренду. По его словам, сегодня есть предприятия, которые владеют пятью маршрутками, но их обслуживает отдельный врач, техники, машины собственные, а не арендованные, есть частная стоянка. То есть это цивилизованное предприятие. Поэтому не в размерах перевозчиков дело, говорит Липецкий, а в соблюдении правил игры на рынке. “Если перевозчик нормальный, то не так уж важно, мелкий он или крупный”, — добавляет он. Государство должно позаботиться о четких правилах для перевозчиков, а также об их соблюдении игроками рынка.

Разговоры о перераспределении рынка Шкиря называет пустой болтовней. “Государство должно навести порядок в этой отрасли, потому что количество смертей на дорогах в последнее время увеличилось. И часто виновниками являются нелегальные или серые перевозчики”, — констатирует он. Чтобы не было никакого перераспределения, ВААП выступает с предложением о проведении конкурсов за маршруты по прозрачным требованиям. В будущем нужно взять курс на то, чтобы в конкурсах больше принимали участие крупные предприятия. И вместе с министерством и местными органами власти ВААП будет работать над механизмом, стимулирующим мелких перевозчиков к объединению или присоединению к крупным игрокам.

Заслуженный работник транспорта Украины, директор “Автомобильного транспортного предприятия 12629” (Ивано-Франковск) Михаил Скильский говорит, что малые никуда не денутся. Они сегодня занимают свои ниши на рынке и без всяких реформ работают с большими предприятиями, заключая с ними договор на техническое и медицинское обслуживание, о предоставлении места для стоянки. Предложенные министерством изменения только повысят уровень безопасности для пассажиров, добавляет он.

А к кому садиться — к мелкому или к крупному, — продолжает генеральный директор ОАО “Автотранссервис” (Днепропетровск) Олег Пинегин, потребитель решит сам. И здесь не последнюю роль играет цена. Укрупнение рынка, убежден он, позволит снизить стоимость перевозок на 15—20%. На примере собственного предприятия он доказывает, что за счет больших объемов перевозок пассажиров увеличилась рентабельность, что позволяет снизить цены на 50 копеек.

Наталия БИЛОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.