Количество игроков на украинском рынке твердого биотоплива за два года выросло в несколько раз, а выпуск пеллет (гранул) и брикетов вырос в прошлом году в 5 раз. Традиционно около 95% продукции в прошлом году ушло на экспорт. Однако в 2010 г. количество внешних поставок резко сократится.
В прошлом году ряды производителей твердого биотоплива пополнились сотней новых компаний. Для сравнения: если в 2008 г. выпуском брикетов занималось около 10, а пеллет около двадцати компаний, то в 2009 г. их количество увеличилось многократно — более 40 и 100 соответственно. Кроме того, если в 2008 г. было произведено суммарно и пеллет, и брикетов 77 тыс. т, то в 2009 г. в стране уже было выпущено, по предварительным данным Fuel Alternative, 260 тыс. т и 90 тыс. т соответственно.
В 2010 г. количество предприятий по выпуску твердого биотоплива будет расти и дальше: суммарно в Украине запланировано строительство еще более 10 заводов по производству древесных пеллет и топливных гранул из соломы зерновых культур. Но в то же время, по словам экспертов, украинский рынок твердого биотоплива наводнен и “заводами-призраками”. Недостроями, которым так и не удалось запуститься, и которые уже вряд ли когда-нибудь будут работать.
По словам директора по маркетингу компании Юлии Березовской, многие заводы работают с перебоями, поскольку испытывают проблемы с сырьевым обеспечением: “Продавцы часто не рассчитывают свои силы в вопросе поставок сырья на будущий завод или переоценивают их. В результате многие из существующих сегодня в стране предприятий работают всего по 3-4 месяца в году”,— констатирует госпожа Березовская.
Еще одной причиной, по которой многие проекты так и не смогли запуститься, является экономия на оборудовании: “Пытаясь сэкономить, заказчики покупают отдельные детали производственного цикла у разных поставщиков и механизмы часто не подходят друг к другу. Или предприниматели пытаются отладить старое оборудование, выпуск продукции на котором оказывается очень энергоемким и потому нерентабельным”,— говорит эксперт Fuel Alternative.
Подкосить силы украинских производителей может еще один более агрессивный фактор. До последнего времени у продавцов пеллет и брикетов не было проблем со сбытом своей продукции, но за последние три месяца ситуация кардинально изменилась.
Во-первых, отечественный продукт стали активно теснить российские производители, которые демпингуют и перехватывают контракты. Из-за чего наши заводы недосчитались 30-40% своих привычных экспортных объемов реализации.
Во-вторых, сильным (хоть и временным) фактором, сокращающим экспорт пеллет, в течение трех последних месяцев является падение спроса на твердое биотопливо со стороны зарубежных контрагентов. Что вызвано снижением потребления электроэнергии во многих европейских странах и, соответственно, сокращением загрузки топливом тепловых электростанций. А именно на удовлетворение нужд европейских теплоэлектростанций уходит около 40-50% произведенных в Украине древесных гранул и почти весь объем топливных гранул из лузги подсолнечника или соломы.
И в третьих, с 2010 г. были введены новые стандарты для пеллет бытового назначения (ENplus) и для “индустриальных” (EN-В), которые используются на промышленных предприятиях и коммунальных котельных, из-за которых часть украинской продукции будет вынуждена также остаться дома.
Ранее твердое топливо ввозилось под единым стандартом, но с целью ужесточения требований к качеству продукции теперь экспортерам необходимо сортировать пеллеты строго в соответствии с новыми регламентами по зольности (для бытовых пеллет разработано сразу несколько классов), тогда как ранее диапазон зольности допускался от 0,5% до 5%.
В то же время, поскольку ключевыми рынками сбыта украинских производителей как раз являются Германия, Италии и страны Балтии, наши компании, которые наладили выпуск топливных гранул более низкого качества, столкнутся с проблемами поиска новых покупателей или модернизацией.
Все три фактора, слившись воедино, привели уже к тому, что около трети украинских заводов было вынуждено простаивать этой зимой. И, как следствие, эксперты ожидают, что с рынка может уйти от 15 до 20 компаний. Однако в отрасли не исключают, что одним из вероятных вариантов выхода из ситуации является переориентация на внутреннего потребителя. Правда, процесс формирования рынка внутреннего потребления только начинается, и по некоторым оценкам займет не менее пяти лет.
Наталья ДАВЫДЕНКО
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.