Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Патриархальный уклад

[08:13 06 августа 2009 года ] [ Подробности, 5 августа 2009 ]

Десятидневное турне главы Русской православной церкви по украинским землям закончилось.

В общем и целом, знакомство патриарха с “канонической территорией” прошло успешно: и верующие довольны, и “генеральная линия” соблюдена.

Патриарший маршрут

Длительный визит лидера русского православия в ближайшее зарубежье надолго задержится в памяти: как многочисленных паломников и церковных деятелей, так и, по всей видимости, политиков. Вопреки многочисленным анонсам и довольно убедительным заявлениям, придать ходу поездки патриарха Кирилла в полной мере “пастырско-паломнический” оттенок не удалось. Как это часто бывает, снова помешала традиционная геополитика…

Изначально запланированная программа визита патриарха успешно вписывалась в рамки масштабного знакомства с землями, заметная часть населения которых вверена духовной опеке высокого гостя. Собственно, в этом и заключался пастырский характер турне. Паломническая же специфика была связана с адаптацией планов поездки под “внедренный” в минувшем году в календарь День крещения Руси, в рамках отмечания которого прошли торжества в Киеве, и была отслужена литургия на руинах Херсонеса. Остальные пункты маршрута тоже выглядят тщательно подобранными. Помимо столицы, быстро переименованной в “православный Иерусалим” (реже — в “наш Константинополь”), глава РПЦ посетил Донбасс и Крым с предсказуемым включением в программу “города славы русских моряков”. Подобное желание побывать в местах компактного проживания последовательнийших сторонников православия российского образца легко объяснимо. Но если бы патриарх ограничился только лишь самой что ни на есть “канонической” территорией, триумфальный эффект был бы неполным. Убедительный маршрут должен включать и менее лояльный Запад. Поэтому вторая часть турне объяла Волынь (хотя, пожалуй, заезд во Львов смотрелся бы ярче, чем в Ровно и Луцк) с непременным посещением всех местных МП-святынь во главе с Почаевской лаврой.

Общий антураж многодневной поездки полностью соответствовал ожиданиям. Красота торжественных богослужений, наглядность паломничества тысяч верующих, ликование толпы, приветственные крики и плакаты, а заодно и — пикеты идеологических противников — пастырский визит обошелся практически без сюрпризов. К последним в некоторой степени можно отнести разве что инцидент, связанный с посещением Ровно. Напомним, после того, как 2 августа перелет делегации в этот город из Крыма был отменен, церковная сторона поделилась общественностью информацией о том, что от поездки патриарха отговорили украинские власти — дабы провокаций не случилось. На следующий же день Секретариат президента отреагировал на это сообщение с некоторым недоумением, а руководство Службы безопасности Украины заверило, что высокому гостю ничто не угрожает. И, хотя в итоге ровенский этап турне все же состоялся и прошел вполне благополучно, обрести единство мнений даже по поводу факта предупреждения чиновникам и церковникам так и не удалось. Но пусть дело обошлось без пресловутых провокаций со стороны “раскольников или каких-то политических групп”, на программе турне отразились и ожидаемый “элемент неожиданности”, и предсказуемое “оживление” информационного пространства. А к самой атмосфере визита добавился небесполезный флер мужественного противостояния возможным недоброжелателям.

Слово пастыря

Обстоятельства визита лидера русского православного мира интересны сами по себе — они обеспечивали по-настоящему яркую медийную “картинку”. Но, собственно, “смысловое наполнение” турне привлекало едва ли меньшее внимание. Важно не только то, что Кирилл приехал в Украину, и то, где и с кем он побывал. Не менее значимо и то, что он в это время говорил.

Поскольку (как уже упоминали “Подробности”) общий ознакомительно-установочный характер поездки проявился с первого дня в Киеве, от патриарха следовало ожидать череды стандартных заявлений. Специфика исторического момента требовала внимания к нескольким темам. Из современного наболевшего на первое место мог выйти и, как показала практика, вышел экономический кризис и его социальная подоплека (единственно, с убедительными проповедями о вреде потребительского отношения к реальности и пагубности стремления к роскоши не слишком органично сочетались знаменитые фото дорогих часов духовного лидера). Из общеидеологических факторов наиболее значимой предсказуемо должна была стать тема единства — в первую очередь, духовного. Кроме того, от влиятельного гостя ожидали и ряда высказываний по наиболее проблемным вопросам. Все это было представлено в ассортименте.

На протяжении многих дней своего путешествия Украиной глава РПЦ в главный мессидж своей поездки превратил объединение. Причем блестящий оратор уделял внимание не только внутриукраинским проблемам (правда, призывая с любовью принимать “раскольников”, сам Кирилл так и не стал встречаться с главой Киевского патриархата), но и “общему” слиянию в едином порыве. “Стремление к братскому единению не иссякло в православном украинском народе, и сегодня я в этом смог воочию убедиться, взглянув на всех вас”, — высказал убежденность пастырь. При этом патриарху не удалось полностью избежать характерного для многих российских спикеров обыкновения трактовать базовое единство несколько шире рядовых “братских” отношений. “Мы — единый народ, вышедший из единой киевской купели. У нас есть различия в языках, обычаях и темпераментах, но мы живем одними ценностями. А это и есть духовная общность”, — делился своим видением патриарх. И “один народ” — это не единственный пример, когда слова высокого гостя целиком и полностью соответствовали “генеральной линии” политики официальной Москвы.

Заметная часть “внецерковных” комментариев главы РПЦ убедительно вписывалась в рамки традиционной для последних лет риторики Кремля. О Голодоморе иерарх упоминал в характерной РФ-трактовке: “Это общая беда всего народа, который в то время жил в одной стране”. О гипотетической возможности трансформировать историю духовный лидер отзывается в лучших традициях заявлений Дмитрия Медведева. “Если мы создаем ложные исторические концепции, мы дьявольскую ложь, а дьявол — отец лжи, закладываем в основу бытия народа. И такие эксперименты не проходят”, — мнение Кирилла о ревизионистских настроениях вполне соответствует нынешней внутрироссийской конъюнктуре, разве что расцвечивается дополнительными красочными подробностями. С характером же вмешательства во внутренние дела Украины (вроде выбора собственных героев) у лидера русских православных дела обстоят приблизительно так же, как и у многих российских политиков. “Я глубоко убежден, что в Украине не нужно экспериментировать с именами, которые сегодня разделяют саму Украину”, — аналогичной точкой зрения любит периодически делиться МИД РФ. Но занятнее всего сложилась ситуация с одним из севастопольских заявлений патриарха, который помолился за мир между двумя флотами. В итоге в прессе слова пастыря стали известны в двух вариантах. Больше знакомый по сообщениям украинских СМИ звучал как “…В результате исторических событий, о которых мы все знаем, так получилось, что здесь сегодня два флота, а не один”. А вот в версии , получившей распространение преимущественно в российских медиа события из “исторических” превратились в “трагические”. В свете дальнейших заявлений патриарха, который во Владимире-Волынском высказал “уважение” к выбранному людьми национальному суверенитету, логичнее выглядит первая версия. При этом появление второй можно объяснить не только банальной “ослышкой” журналистов, но и общей “политатмосферой” визита, которая могла приводить к подобному богатству интерпретаций.

Не без политики

Как и следовало ожидать, без политической специфики турне патриарха Московского и всея Руси не обошлось. Но “профильная” ответственность лежит не только на российских гостях. Определенная доля достижений в этой области заслуженно принадлежит и нашим соотечественникам: как приветствующим высокий визит, так и возмущающимся им.

Вопреки многочисленным проповедям о единстве, ожидать, что приезд духовного лидера, поддерживаемого далеко не всеми православными Украины, приведет к непременному воссоединению народа в лоне одной церкви, несколько наивно. Тем не менее, один из главных участников турне с украинской стороны — Виктор Янукович — не уставал делиться подобной точкой зрения. Как этого и следовало ожидать, лидер оппозиции использовал приезд гостя из Москвы как очередной этап предвыборной пропаганды. И действительно — не воспользоваться такой возможностью выказать глубоко братские чувства по отношению к российской стороне (а заодно и заклеймить лагерь противника) было бы определенно политическим грехом. А в свете того, что в Кремле в последнее время достаточно тепло принимают Юлию Тимошенко, необходимость для главы ПР использовать момент по прямому пиар-назначению становится еще острее. Во всяком случае, избегать возможности “правильно” интерпретировать “ровенские обстоятельства” Виктор Федорович не стал. “Нынешняя власть недопустимым образом вмешивается в дела церкви, политизирует церковные дела, пытается диктовать верующим, в каком храме молиться. Этим власть подталкивает страну к расколу”, — так главный “регионал” встретил пояснение со стороны президентского Секретариата… Другой лагерь тоже не отмалчивался. Хотя “националисты”, которых опасались организаторы визита так и не показали себя во всей “провокационной” красе, без политизации грядущих последствий с креном вправо тоже вряд ли обойдется. Во всяком случае, представители фракции УНП в Тернопольском облсовете успели поднять вопрос о возвращении Почаевской лавры в народную собственность. “Межправославный” диалог ближайшего времени обещает быть интересным, но вряд ли результативным. И без участия патриарха Кирилла здесь тоже не обошлось.

Несмотря на “общеобъединительную” риторику трудно было ожидать, что за 10 дней патриаршего визита украинцы вдруг оценят всю пагубность раскола. Впрочем, маловероятно, что единение порывов действительно всерьез рассматривалось, иначе упорствование московских гостей в отказе от общения с представителями других ветвей украинского православия выглядело бы странно. В целом же, ряд заявлений патриарха Кирилла в очередной раз подтвердил давно известный факт: в РПЦ, конечно же, уповают на воссоединение, но строго по одному сценарию — в лоне московской патриархии. Потому и ответ Виктору Ющенко по поводу единой поместной церкви был однозначен: она у Украины уже есть, и другой быть не может. А вот насколько “объединительный” характер имеет такой подход — вопрос уже другой. Хотя, похоже, уделять масштабное внимание “не тем” православным Украины пока в планах не стоит. Да и в других, уже не церковных, вопросах новой лидер российского православия, как показала практика, не слишком сильно выбивался из уже хорошо знакомой “генеральной линии”.

Именно в силу масштабного внимания к вопросам, которые на первый взгляд далеки от компетенции конкретного духовного лица, визит церковного лидера, вопреки заверениям в обратном, можно называть политическим. И не только благодаря старательному следованию в кильватере официального Кремля, но и потому, что во время поездки по Украине патриарх Кирилл проявил себя, кроме прочего, и как успешный политик. За 10 дней он успел многое: провести смотр вверенной территории, оценить чаяния “электората”, определенно затмить “местных представителей” (роль митрополита Владимира во время турне была совершенно невыразительной), поделиться своей “программой” и рассказать все, что хотела бы услышать аудитория… А главное — “пастырь-паломник” и прямо, и косвенно подтвердил: снимать “руку с пульса” и выпускать Украину из сферы влияния никто в РПЦ не планируют. “Всегда Украина и украинский народ будут в моем сердце, ибо я сознаю себя преемником Киевских и всея Руси митрополитов…”, — прощался с Украиной патриарх. “Установочное” знакомство с территорией, которая пока может не рассчитывать на избавление от эпитета “каноническая”, прошло успешно. Впереди — дальнейшая “работа с массами” — как верующих, так и той части священничества УПЦ (МП), которая позабыла за последние годы, что “идея автокефалии ведет к расколу украинского общества”. Визит патриарха еще раз доказал, что отказываться от позиций “патриархального уклада” в отношениях с Украиной российская церковь не намерена.

Ксения СОКУЛЬСКАЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.