Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Охотники за голосами

[09:49 27 октября 2012 года ] [ Зеркало недели, № 38, 26 октября 2012 ]

Всегда мучил вопрос: как наши вороватые чиновники-политики, кинув, обманув, украв, распилив, соврав и подставив, приходят вечером домой и рассказывают маленькой дочке или внуку о своем трудовом дне?

Как звучит эта история успеха, рассказанная уставшим голосом, вместо сказки на ночь? Неужто это звучит, как “мы их развели как котят!”?

Репетиции сказок, которые нам начнут рассказывать после 20.00 28-го, уже прошли по всем каналам и в исполнении трупп разных театров. Судя по агитпробегу в базовые регионы для поднятия духа и поддержки исполнительского тонуса высших должностных лиц государства — отправленного в агитационный отпуск Николая Азарова и президента Виктора Януковича, освоившего неучтенную КЗоТ разновидность “отпуска рабочего”, — без волшебства в день голосования и ночь подсчета бюллетеней не обойдется никак. Зная основательность, с которой донецкие парни подходят к любому делу, одним “почти волшебником”, как в России, у нас не обойдется. Каждая из групп влияния в состоянии обеспечить еще и колдунов, и шаманов. Усилия, которые прикладываются для мобилизации “своего” электората в последние недели перед днем выборов, можно сказать, беспрецедентны в истории партии. Засветка в судах и прессе технологий, с помощью которых должен быть наполнен кубок “убедительной победы”, свидетельствует о том, что в учет взята даже утренняя роса.

Технологии общеизвестны, и все о них говорят, но четкость организации по их реализации как бы оставалась в секрете, пока не начался инструктаж на местах. Выступления инструкторов люди записали и отдали — кто конкурентам, кто СМИ. А расшифровка инструктажа одного из руководителей крымского штаба партии власти Владимира Сидорова стала предметом рассмотрения в суде. В.Сидоров принадлежит к т.н. макеевской команде власти автономии и занимает должность директора Крымского центра переподготовки и повышения квалификации работников органов госвласти, местного самоуправления, госпредприятий, учреждений и организаций при Совете министров Крыма. Себя он представляет как “руководитель департамента идеологии и учебно-методической работы” крымского штаба партии, а в качестве характеристики рассказывает о 50-минутной встрече с Виктором Януковичем, назвавшем Сидорова “в десятке тех, кто внес основной вклад в избрание его президентом”.

Тексты решений админсудов с цитированием инструктажа доступны в реестре, полную аудиоверсию записи, которой располагает Центр журналистских расследований, можно найти в Интернете. На заседаниях суда присутствовали международные наблюдатели, так что не только у наших граждан завтра есть возможность проверить на деле некоторые сценарные заготовки дня волеизъявления.

Существенный момент : г-н Сидоров в суде признал записи полными и аутентичными, при этом судьи окружного админсуда пять (!) раз переспросили — его ли голос и не монтирована ли запись. Всякий раз Сидоров отвечал утвердительно. Тем не менее суды не приняли аудиозапись во внимание, поскольку “не известен источник ее происхождения и конкретных обстоятельств получения для того, чтобы суд имел возможность определить, не получена ли запись с нарушением закона”. О последнем, заметим, никто из ответчиков не заявлял.

Главная установка мини-штабам, агитаторам и координаторам в последние недели перед голосованием в Крыму была четкой: мобилизация “своего электората” для получения поддержки в 40 процентов. Судя по инструктажу, достигать доведенного показателя будут с помощью нескольких проявлений заботы об избирателе. Первое — организация подвоза к участкам избирателей, которые при опросах назывались сторонниками, но могут и не прийти…

“40% — это означает, что их нужно привезти, — наставлял ялтинских однопартийцев В.Сидоров. — Какие здесь могут возникать проблемы? Ну, во-первых, те, кто сказали, что они наши сторонники, они могут и не пойти на участок. Вот нам нужно находить подходы к ним. На каждом участке будет подвоз”.

Вторая задача “мобилизаторов” — организация голосования на дому престарелых избирателей, не попадающих в категорию НСП (“неспроможні самостійно пересуватись”).

“В этом законе указано, что они будут голосовать исключительно после получения справки о том, что они по состоянию здоровья будут голосовать на дому.... Это означает, что нужно подключать участковых терапевтов, через горсовет, через руководство наше партийное с тем, чтобы участковые терапевты посетили этих людей и выписали им такие справки. Но для того, чтобы выписали, нужно это все организовать”.

По сути, речь может идти о понуждении врачей выписывать людям справки о плохом состоянии здоровья… без их обращения. В судебном заседании руководитель ялтинского штаба партии Сергей Репкин пояснял, что такие действия означают лишь заботу о горожанах.

“Что касается понуждения медработников выписывать справки без людей, даже из того текста, который представил Формус (кандидат-истец. — Ред.), там понятно, что цель была переговорить с врачами, чтобы они скорее шли помогать, чтобы медработники предстали с человеческим лицом. Всем известно, что они несколько халатно относятся к своим обязанностям. Это не нарушение чьих-либо прав, а только непосредственная помощь”, — уверял суд Репкин.

Пожалуй, это именно та помощь, от которой людям трудно будет отказаться. Ну, представьте себе такой разговор:

— Здравствуйте, доктор. Мы из горсовета/ штаба партии. Вот список людей, которым вы должны выписать справки для голосования на дому.

— Но они ко мне не обращались!

— Не будьте халатны, доктор. Сделайте человеческое лицо!

И как тут откажешься, зная, что халатность — это уголовно наказуемое деяние, а постоянная работа по специальности в курортно-сезонной Ялте — счастье, которым не рискуют?

Третья технология заботы о том, чтобы люди в базовом регионе массово приняли участие в выборах, предполагает внесение изменений в реестр избирателей… без участия самих избирателей. Ссылаясь на неназванные “исследования”, В.Сидоров сообщил ялтинским штабистам и агитаторам, что реестр не учитывает семь процентов избирателей.

“Я уверяю, что эти семь процентов гуляют и у вас. Списки, которые будут на избирательном участке, они будут такие же плохие, как и были раньше. Ничуть не лучше. Несмотря на то что реестр наш, тем не менее это связано с определенной технологией уточнения реестра”, — говорил идеолог крымского штаба. — Схема такая: агитатор должен пойти на участок и сверить свои данные со списком, и обнаружив, что “его” избиратель там отсутствует, пойти к нему и взять “подписанное им заявление, форма заявления будет на каждом участке”.

“То есть агитатор может потом представлять этого человека на заседании комиссии. Человеку не обязательно приходить на избирательный участок для того, чтобы потом попасть в список. Но при этом он должен сдать заявление, подписанное этим человеком, и копию паспорта. Это два обязательных документа. Сейчас, фактически (ну, как Валерий Федорович сказал, ну, мы здесь все свои), согласовано, и будет указание, чтобы реестр принимал эти документы без появления избирателя”, — продолжал сообщать Владимир Сидоров о действиях, в которых ни суд, ни прокуратура (судя по отсутствию реакции на заявление кандидата) ничего противозаконного не усмотрели.

Нельзя не отдать должного техничности работы штабов. Координаторы и агитаторы, дойдя до каждого избирателя, в названные сроки должны были предоставить в штаб по три базы данных: списки людей, которые намерены голосовать за партию власти, людей, которым нужны справки для голосования на дому, и список тех, кого нет в реестре избирателей. И можно было бы поспорить по поводу того, что эти и подобные действия — на грани, а не за чертой закона, если бы не одно, но веское “но”: кто и из какого избирательного фонда оплачивает подобные работы.

А то, что они оплачиваются, следует и из этого инструктажа: “Завтра, послезавтра, очевидно, будет зарплата. Потому имейте в виду: те списки, что вы дали по агитаторам, если вы планируете какие-то смены, и у меня нет, то ваш человек зарплату может не получить”, — говорил
замруководителя ялтинского штаба, сообщая также, что в обязанности агитаторов входит “зачистка” агитации оппонентов. — “Надо будет делать зачистку. Так, если будет появляться агитационная литература, ну будет висеть, я имею в виду оппонентов, то то же самое, это обязанность нас с вами, агитаторов. Снимаем. Значит, снимаем эти все агитки, я еще раз повторяю, снимаем!”.

Черный нал, объемы инвестирования которого в выборы-2012 в несколько раз, а то и на порядки будут превышать официальные финансовые отчеты, и превышать показатели предыдущих лет — пожалуй, одно из немногих, что объединяет почти всех участников гонки.

Попробуем прикинуть перечень товаров, работ и услуг, которые были оплачены из черных партийных или кандидатских касс. Для удобства разделим по статьям расходов.

1. Неофициальный наем людей: технологи (в т.ч. иностранные) и социологи, “майданарбайтеры” для митингов и акций, фирмы-вербовщики, агитаторы и “чистильщики” чужой агитации, штабные работники, наблюдатели, члены комиссий (доплата к официальной зарплате). И конечно же, тренд нынешней кампании — хакеры, взломщики почтовых ящиков и сайтов. (Тема кибер-преступности во время выборов-2012 заслуживает отдельного исследования.)

2. Отдельной строкой — технические партии и кандидаты.

3. Незаконная агитация и непрямой подкуп: “джинса” в СМИ, наружная реклама без маркировки заказчика, концерты и прочие праздники, “благотворительность” — раздача подарков, предоставление льгот (дисконтные карты, билеты, скидки на медуслуги), бесплатные услуги в день выборов (транспорт для подвоза избирателей, угощение).

4. Прямой подкуп и фальсификация выборов: подкуп избирателей, членов комиссий, судей, наблюдателей, организация “каруселей”, технологий типа “значок”, вброс и т.д. То есть, уже чистой воды криминал. Согласитесь, почти все вышеперечисленное невозможно оформить официально. Но оно было — а, значит, оплачивалось. И так будет до тех пор, пока наши политики не поймут, что вкладываться в победу надо было бы еще на стадии подготовки закона о выборах, и не деньгами, а, простите, мозгами.

Очевидные вещи, которые открылись не сегодня, но сыграли определяющую роль в кампании-2012, касаются формирования комиссий. Чего сегодня кричать, что 70 процентов окружных и еще больше — участковых контролируются одной политической силой? Разве кто-то не знает, зачем у нас существует такое количество партий, которые принято называть техническими? Конечно, для участия в выборах — это давно стало бизнесом и способом жульнического достижения нужного результата. И наличие этой технологии, приносящей прибыль и выгоду одним и нарушающей избирательные права миллионов людей, — это свидетельство политической коррупции. А легитимность выборов, результаты которых получены с помощью коррупционных схем, в которых определяющими были теневые, то есть, грязные деньги и админресурс, не может не ставиться под сомнение. Вряд ли в мире демократическом разделят радость от того, что нас снова “развели как котят”, или поверят волшебникам из избиркомов, посчитавших голоса и живых, и мертвых, и нерожденных…

Можно ли было по-другому? Легко. Для начала оппозиция не должна была голосовать за закон о выборах, хоть и на голову выше предыдущего, но полный упущений и ловушек, допускающих коррупционные и шулерские схемы. И это не заоблачные нормы, до которых мы не можем дотянуться — это местами до смешного элементарные вещи, породившие большие проблемы. Примером, барабаны для жеребьевки по определению составов комиссий, которые будут считать наши с вами голоса. У страны, на раз нашедшей миллиард на веб-камеры, не хватило денег, чтобы приобрести эти простые, дешевые прозрачные устройства, поэтому в ход пошли и ведра, и торбочки из непрозрачной ткани, и картонные коробки. Одна такая, из-под овсяного печенья, вошла в историю — в ней крымский суд не усмотрел “признаков непрозрачности”.

Дорожную карту для противодействия политической коррупции во время выборов, к слову, нашим политикам можно было бы даже самим не писать — она есть в рекомендациях GRECO, которые государство Украина ОБЯЗАЛОСЬ выполнять. Очередной зачет — апрель 2013 года. В рекомендациях последнего мониторинга GRECO финансирования политических партий в Украине есть пошагово почти все, что должны сделать украинские законодатели, чтобы перекрыть канал поступления грязных денег в политику, особенно, во время избирательных кампаний. Осталась малость — заставить политиков это сделать. И тогда охотники за голосами и их шаманы не смогут так легко скальпировать наше право на свободу выбора — мотивация отпадет.

Валентина САМАР

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.