Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

О метле, революции и нерадикальном исламе

[14:57 24 февраля 2011 года ] [ Slon.ru, 24 февраля 2011 ]

Как Диетический проповедник впервые в истории очистил площадь Тахрир.

Как быстро врезаются в нашу коллективную память разные названия, которые совсем недавно никому ни о чем не говорили. К примеру, кто до 1989 года знал о существовании площади Тяньаньмэнь в Китае, кроме постоянных зрителей программы “Клуб путешественников”? Летом весь мир разучивал слово Эйяфьятлайокудль (так зовут коварный вулкан, который на несколько недель нарушил воздушное сообщение в Европе), а теперь только обитатели индийских ашрамов не знают, где находится площадь Тахрир.

Эта площадь стала символом египетской революции, которой безуспешно пытались приклеить ярлык с названием (в международной прессе встречались следующие варианты: финиковая, папирусная, нильская и революция пирамид). Так вот, если большинство посторонних наблюдателей впервые услышали о площади Тахрир 25 января, то египтян с Тахриром связывает давняя история.

Во-первых, ранее эта площадь носила гордое название Исмаилия в честь хедива Исмаила, который правил Египтом во второй половине XIX века. Название “Тахрир” (освобождение) она получила в 1919 году в ходе антибританского восстания. Во-вторых, прямо на площади находится грандиозное здание МВД, куда хотя бы раз в жизни попадают все 19 миллионов жителей Каира. Говорят, что в лабиринтах огромного здания МВД, который также называют Мугамма Тахрир, ежегодно бесследно исчезают целые семьи. Приходят, скажем, за какой-то справкой, и больше о них ничего не слышно. В-третьих, в районе Тахрира всегда “стоит” транспорт. Редкие светофоры беспомощно мигают всеми своими глазами, гаишники виртуозно жестикулируют руками, а водители стоят и по привычке жмут на гудки, хоть и понимают умом, что бесполезно.

В ходе моей последней командировки в Каир я впервые увидела площадь Тахрир свободной от транспорта во всех его ипостасях и неправдоподобно чистой. Пока лидеры молодой революции упражнялись в красноречии, сочиняя сатирические речевки про Мубарака, а начинающие каллиграфы корпели над изящными надписями, выписывая предложение “Очистим Египет от Мубараков”, прилично одетые молодые люди и девушки деловито орудовали метлами и собирали мусор. Они работали посменно и, заканчивая работу, присоединялись к своим товарищам, скандирующим “Ирхаль, ирхаль йя Мубарак” (Мубарак, уходи!).

Именно поэтому на протяжении всех 18 дней протестов и трех дней торжеств в честь отставки президента площадь Тахрир оставалась на диво чистой, несмотря на то, что сотни людей поселились там уже в первые дни восстания, а сотни тысяч других проводили по несколько часов кряду. Площадь работала, как хорошо организованный лагерь: одни наводили порядок, другие поили и кормили усталых революционеров, третьи лечили раненых в полевом лазарете, открытом в одной из мечетей неподалеку от площади, четвертые проверяли документы и осматривали сумки всех тех, кто направлялся на Тахрир.

Западные журналисты-ветераны, которые съели в Каире не одну порцию кебаба, недоумевали. Каир даже в самые спокойные времена никогда не был образцом порядка и чистоты, а любая общественная попытка организовать что-либо — от регулировщиков-добровольцев до очереди за дешевым хлебом — обычно заканчивалась хаосом и анархией. Чья же метла мела на площади Тахрир на протяжении всех дней восстания?

Отчасти на этот вопрос ответил популярный проповедник Амр Халед, диссидент, который вернулся в Египет в первые дни восстания после 8 лет изгнания. Гладко выбритый и аккуратно постриженный, одетый в модные джинсы и рубашку “Лакост”, Халед мало чем напоминает традиционного длиннобородого исламского проповедника. Враги язвительно называют его Диетическим проповедником и обвиняют Халеда в легковесности, однако миллионы последователей по всему арабскому и исламскому миру не пропускают ни одного выступления, скупают все книги, диски и сувениры и, затаив дыхание, прислушиваются к каждому его слову. Уже свыше десяти лет популярность Халеда бьет рекорды на его родине, в странах Персидского залива и Северной Африки, в особенности среди молодежи.

Темы его проповедей разнообразны и, как правило, пикантны: как совместить религиозный образ жизни и отдых на модном курорте, почему мусульманин должен преуспевать, можно ли женщинам ездить в командировку без сопровождения родственников мужского пола, как избежать соблазнов во время отдыха за границей и так далее. В отличие от своих предшественников и современников, Амр Халед не торопился обрушиваться на Запад с проклятиями. Напротив, он восхвалял предприимчивость и порядок, которые, по его словам, и привели к расцвету западной цивилизации. “Посмотрите на Ленина, на Черчилля, на Билла Гейтса. Все они тщательно планировали свои действия, свою жизнь, и поэтому добились успеха”, — говорит Халед в одной из своих телепроповедей. В 2006-м году, в разгар карикатурного скандала Амр Халед стал практически единственным исламским деятелем, который инициировал диалог с Западом и потом был подвергнут резкой критике со стороны исламских духовных лидеров.

С самого начала своей деятельности модный шейх принял мудрое бизнес-решение, четко определив сферу влияния. Он остановил свой выбор на среднем классе и элите, в особенности на молодых девушках, на которых, как говорят, Халед имеет особое влияние. В 2002 году, когда проповедник внезапно покинул Каир на пике своего успеха, египетские газеты писали, что одна из родственниц президента Мубарака якобы начала носить хиджаб (головной платок) под его влиянием, после чего службы безопасности указали проповеднику на выход. Халед подчинился, однако его популярность продолжала расти, ибо проповедники тоже научились использовать технологию в своих целях. Армия поклонников продолжала расти и с помощью веб-сайта, аудио-дисков и телепередач, которые теперь уже шли по спутниковым арабским каналам, Амр Халед начал претворять в жизнь реальные проекты в рамках программы “Творцы жизни”.

Он создавал курсы английского языка для бедных и проекты по сбору одежды для беженцев в Судане. Его поклонники, уверовав в девиз “спасение рук утопающих — дело рук самих утопающих” рьяно подметали мечети и помогали делать уроки детям из бедных районов. Активисты создавали отряды, те, в свою очередь, делились на ячейки. 25 января, в “День гнева”, когда различные оппозиционные группы вышли на площадь Тахрир, прихожане виртуальной мечети Амру Халеда пришли туда стройными рядами, и каждый знал, какова будет его роль. Дело в том, что Халед годами создавал альтернативные ассоциации врачей, бизнесменов, компьютерщиков, медсестер и так далее. Когда он сам появился на площади, окруженный восторженными толпами, Халед объяснил, что именно чистота и порядок способствовали успеху этого предприятия.

Двое из его поклонников, которые с энтузиазмом мели площадь Тахрир (вот он, еще один символ каирского восстания!) и познакомились за этим революционным (по крайней мере, для Каира) занятием, поженились через 10 дней после знакомства прямо на площади. Фармацевт Ахмад Заафан и его молодая жена, студентка Ула Абд аль-Хамид пришли на площадь по отдельности, но до этого оба состояли в “отрядах”, организованных Амру Халедом.

Представители среднего класса, а также дочери и сыновья бизнес-элит, молодые профессионалы, религиозные мусульмане, но не одержимые фанатики-исламисты — таков профиль сотен тысяч участников Тахрирских демонстраций. Эти люди не переваривали светский, авторитарный режим Хосни Мубарака, однако они не разделяют и мировоззрения “Мусульманских братьев”, на которых кивают всякий раз, когда речь заходит об исламской оппозиции в Египте. Они смотрят “Друзей” по спутниковому ТВ, играют в Angry Birds на айфонах, отправляются на паломничество в Мекку и пять раз в день совершают молитву, и не считают Запад ни “большим”, ни “малым” шайтаном. Им есть, что терять в том случае, если оборвется связь между Египтом и США, иссякнет поток туристов и прекратятся поставки газа в Израиль.

Это та самая третья сила, которую зачастую упускают из вида те, кто пишет о мрачных перспективах “исламской революции” и “талибанизации” Египта. Эта сила, которая представляет интересы значительной части среднего класса и молодежи, однозначно будет бороться за перемены, а также за свои права в постмубараковском Египте — не меньше, чем за чистоту и порядок на площади Тахрир.

     Ксения СВЕТЛОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.