У предпринимателя Илона Маска много недостатков, но отсутствие чёткого плана к ним точно не относится. Больше десяти лет назад, 2 августа 2006 года, он опубликовал первый мастер-план Tesla Motors. И в нём было слово в слово написано практически всё, что мы видим сейчас реализованным или почти реализованным.
Вот, собственно, тот план, пункт за пунктом.
Создать спортивный автомобиль.
На вырученные деньги построить более доступный автомобиль.
Использовать выручку от его продаж, чтобы сделать ещё более доступный автомобиль.
Обеспечить потребителям возможность самостоятельно генерировать электроэнергию, не производя парниковых газов.
Никому об этом не рассказывать.
Формально компания Маска этот план выполняет. Первый пункт был реализован в 2008 году, второй — в 2012-м, третий будет выполнен совсем скоро. Продажи уже почти что массовой Model 3 начнутся в следующем году.
В июне этого года в Неваде открылась “Гигафабрика”, которая к 2018 году начнёт производить больше батареек ёмкостью 35 ГВт•ч, чем делали во всём мире три года назад. Буквально через неделю SolarCity, в которой Маск — главный акционер, представит технические решения для генерации солнечной энергии в домашних условиях. “Это не батарейка на крыше, это крыша”, — говорит Маск. Удивительная умная крыша под лучами калифорнийского солнца сможет производить даже больше электроэнергии, чем нужно для зарядки автомобиля, если ездить на нём не очень много. Излишки будут запасаться в огромной батарейке — она называется PowerWall — и расходоваться на жизнь. Похоже, и четвёртый пункт первоначального плана близок к завершению. Ну а пятый, разумеется, никто выполнять и не собирался.
Довольно убедительный прогресс за десять лет, и есть чем гордиться. Но дьявол — в деталях.
План, составленный десять лет назад, предполагал, что Tesla будет развивать следующие модели за счёт выручки от продажи старых. Однако компания зарабатывает слишком мало. В прошлом году она зафиксировала убытки в размере $900 млн, и этот год тоже не будет прибыльным.
В первом квартале 2016 года Tesla продала по всему миру меньше 15 000 машин. “Массовый автомобиль”, появление которого ожидается в конце следующего года, должен быть более популярным — сразу после презентации компания получила больше 373 000 предзаказов. Для сравнения, примерно столько в США за год составляют продажи Toyota Camry, самого популярного автомобиля на этом рынке.
Цена третьей модели Tesla должна составить $35 000 (та же Toyota Camry стоит $20 000) без учёта налоговых вычетов и субсидий, которые США и европейские страны предоставляют покупателям электрокаров. В Америке, например, это устроено так. Покупатели электрических автомобилей имеют право сэкономить $7500 на федеральных налогах и ещё сколько-то — на налогах штата (в Калифорнии — $2500). В итоге финальная стоимость Tesla Model 3 для покупателя из Сан-Франциско будет ниже официального ценника ровно на $10 000.
Но есть тонкость: многие субсидии будут отменены после того, как компания перешагнёт порог в 200 000 проданных в США машин. Это случится где-то в 2018 году — как раз в тот момент, когда начнётся нормальное производство третьей модели (компания обещает запуск в середине 2017-го, но, скорее всего, опоздает на несколько месяцев, как это случается каждый раз).
Чем важна эта математика? Во-первых, автомобили Маска подорожают, а не подешевеют после того, как начнётся их по-настоящему массовое производство. Во-вторых, и это очень важно, даже нынешний успех Tesla не мог бы состояться без внушительных субсидий государства, которое не только софинансировало покупку самих автомобилей, но и предоставляло компании другие льготы (в общей сложности больше $1 млрд).
Про эффективность Маска ходят легенды. Если верить биографии предпринимателя, в рамках своего миллиардного космического бизнеса он лично санкционирует покупки больше $10 000. Стратегическая мелочность генерального директора позволяет компании запускать грузы в космос в разы дешевле, чем это делали традиционные игроки (SpaceX первой преодолела психологически важный барьер в $1000 за фунт полезной нагрузки).
Но получается, что даже чемпион по сокращению издержек, которого много лет дотирует и правительство (самыми разными способами), и инвесторы (несущие убытки), всё равно не может поставить на рынок электромобиль массового ценового сегмента. А стоимость бензина в США в 2016 году на 20% ниже, чем была десять лет назад, когда Маск составлял свой мастер-план.
Город солнца
Десять лет назад ставка на электричество казалась логичной и естественной: нефть дорожала, финансовый кризис был ещё впереди, все готовы были думать о будущем планеты. Казалось, нет ничего более важного, чем избавить мир от углеводородов.
SolarCity появилась на свет в том самом 2006 году — её основали двоюродные братья Илона Маска. Предприятие быстро стало главным установщиком солнечных панелей в Америке, а в прошлом году выпустило и знаменитые настенные батарейки, которые обещают домовладельцам энергетическую автаркию. SolarCity — очевидный лидер рынка. Но есть одна проблема — постоянные убытки.
Инвесторы продолжают верить в бесконечную энергию и визионерство Маска, но уже не слишком верят в фотоэлектрическую утопию. Прошлый выпуск облигаций Solar City на сумму $195 млн выкупила родственная компания SpaceX, а на нынешний, несмотря на привлекательную ставку, вообще не нашлось покупателей. В результате этим летом Маск решил уговорить акционеров Tesla купить SolarCity — акционеры будут принимать решение в конце ноября. Рынок очень надеется, что решение окажется отрицательным — акции Tesla Motors упали на 10%, когда стало известно об оферте.
Инвесторов отпугивает не столько потенциальный конфликт интересов, сколько банальные финансовые соображения. Обе компании убыточны, и их объединение только ухудшит положение. Маск со свойственным ему оптимизмом говорит на это, что синергия двух родственных предприятий поднимут стоимость объединённого бизнеса до триллиона долларов. Инвесторы готовы почти бесконечно верить в Илона Маска и его предпринимательский гений, но главная идея старого мастер-плана устарела и потому уже не способна никого убедить.
Автономия пятого уровня
В конце июля Илон Маск представил новую программу действий. Мастер-план №2 только наполовину состоит из пунктов, имеющих непосредственное отношение к энергетике: расширить линейку моделей Tesla во все основные сегменты (включая грузовые) и разработать умопомрачительную фотоэлектрическую крышу (её, видимо, представят 28 октября). Ещё два пункта отражают перемены на рынке, которые не закладывались в изначальный план: разработать автопилот, который будет в десять раз безопаснее ручного управления, и создать механизм совместного использования автомобилей.
План начал осуществляться стремительно: через три месяца после его публикации было объявлено, что отныне все машины Tesla будут обладать “автономией пятого уровня”, то есть полноценным автопилотом. Опыт разных производителей, наездивших по городам и весям много миллиардов километров почти без аварий, показывает, что автопилот в десять раз безопаснее человеческих водителей уже сейчас, так что один пункт из четырёх можно считать выполненным.
Пока Tesla Motors изобретала электрический автомобиль, новаторский во всех отношениях, человечество перепридумало автомобиль как идею. Десять лет назад самый амбициозный предприниматель на Земле, человек с комплексом демиурга, не мог предположить, что автопилот станет базовой технологией, которую будут поддерживать и разрабатывать все основные производители. Теперь это просто факт жизни — можно считать, что в стратегию Tesla он был вписан ретроспективно. Другой пункт программы, схема совместного использования автомобилей, тоже имеет технологическую природу: машины с автопилотом созданы для того, чтобы ими делились. Отсутствие необходимости управлять автомобилем уменьшает желание им безраздельно владеть.
Нынешним владельцам автомобилей Tesla за установку автопилота придётся доплатить около $8000 — столько стоит суперкомпьютер, управляющий движением. Это очень показательный факт: пока Tesla была электромобилем, потребителям приплачивали, теперь, когда она становится просто хорошей машиной, потребители сами должны доплатить. В 2016 году главная надежда человечества — это не электрический двигатель, а искусственный интеллект, и это отражается в ценнике.
В чём будет состоять следующий, третий план Маска, можно пока только догадываться. Но предприниматель очень озабочен тем, что на сбор одного автомобиля Tesla уходит много человеческого труда, и повсюду об этом твердит. На его фабрике во Фремонте занято 6000 человек, которые собирают 80 000 машин в год — на заводах больших автомобильных концернов столько же рабочих произвели бы в несколько раз больше автомобилей.
Новая idée fixe Маска — создать роботов, которые сделают процесс автоматическим от начала и до конца, робототехнических маток, производящих рой новых электрокаров. Человек, который лучше всех на планете умеет доводить инженерные идеи до логического завершения, первым понял: машины должны делать машины, которые будут принимать решения за людей. Если человечество и откажется от бензиновых двигателей, это решение тоже в некотором смысле примут роботы.
Андрей БАБИЦКИЙ
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
08:30 27 ноября
07:50 27 ноября
07:30 27 ноября
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.