Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Новые “пятилетки”

[08:18 10 ноября 2009 года ] [ День, №203, 10 ноября 2009 ]

Как сало, молоко и мясо стали политическими продуктами.

До сих пор помню, как один бывший компартийный функционер областного масштаба журил молодого председателя колхоза за то, что хозяйство не перевыполнило соцобязательств по валовому производству зерна.

— Запомни раз и навсегда, — словно в лихорадке тряс руками секретарь обкома. — Пшеница — не просто зерновая культура, а партийная.

Такой же “партийный” статус в Украине имели тогда сахарная свекла и кукуруза. К сожалению, эти две последние культуры, неизвестно по каким причинам, уже давно исключили из рядов “партии”. Наверное, потому, что партий развелось сегодня больше, чем, например, свеклы на гектар. И чтобы они никакой политической силе персонально не достались, решили оставить их “беспартийными” и малогектарными, урезая ежегодно им место на земле. Пшеницу пока держат под партийным и политическим контролем. А насколько этот контроль бывает действенным, зависит от того, какая партия при главной власти.

Как вступали в ВТО...

Но это так, к слову. И вспомнил я об этом не случайно, потому что у этих культур появились политические конкуренты. Причем серьезные и надолго. Во всяком случае, на ближайшие пять лет. И представляют они совсем другую отрасль — животноводческую. Немалый переполох поднялся из-за “домашнего” сала, мяса, молока и других продуктов, для которых они являются сырьем. И эта обеспокоенность была оправданной. А чтобы этого не произошло, салу, мясу и молоку предоставили политический статус. Но только тем, что производят крестьяне. Более того, сделали эти продукты неприкосновенными со стороны любых мировых и европейских организаций — или ВТОвских, или даже ООНовских. Под свою защиту взяла их сама Верховная Рада. Хотя именно парламент вместе с правительством и создали эту критическую ситуацию.

Как известно, издание Закона “О безопасности и качестве пищевых продуктов” было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, Украина вступала в ВТО и, соответственно, создавала новые законы, обновляла систему стандартизации и сертификации, которые бы позволяли нашим товаропроизводителям по мировым цивилизованным правилам выходить на мировые рынки. А они отличаются и от Бессарабского, и даже от Сорочинского. Там требования к качеству продуктов в несколько раз выше. И то, каким образом, в каких условиях, по каким технологиям они производятся, зарубежным потребителям небезразлично.

Обо всем этом как раз и рассказывали нашим политикам и чиновникам эксперты Еврокомиссии и Всемирной торговой организации по меньшей мере десять лет подряд. Правда, иногда эти дискуссии напоминали разговор немого с глухим. Зарубежные специалисты никак не могли понять психологию наших государственных деятелей и политиков, не говоря уже о производителях продукции. Им каждый раз подсовывали лозунг: “Нас в Европе никто не ждет!” То же самое постоянно напоминали и нашим гражданам. Чиновники знали, что делают. Прикрываясь двумя лозунгами, уже упомянутым — спереди и “Поддержим отечественного производителя” — сзади, а также щитами бездеятельности слева и справа, правительства, которые менялись даже быстрее, чем цены на товары, палец о палец не ударили, чтобы приблизить отечественное животноводство к мировым рынкам. Средства на проведение кардинальных реформ постоянно выпадали из государственного бюджета. Поэтому все оставалось по-старому. В первую очередь, в частном секторе, который, начиная с 1993 года, не получая никакой поддержки со стороны государства, является фактическим кормильцем всей страны. От 65 до 80% мяса, молока, сала и т.д. производят сегодня именно малые крестьянские фермы, на которых поголовье большого рогатого скота и свиней в подавляющем большинстве составляет от двух до пяти голов. Это с одной стороны. А с другой — примитивные помещения (тесные хлева и сараи), кустарные технологии, старые дедовские способы не позволяют производить прежде всего безопасную продукцию.

— И вы хотите с таким багажом в ЕС, на рынки Европы и мира? — спрашивал на одном из совещаний чиновников Минагрополитики представитель сельскохозяйственной комиссии Европейского Союза.
Конечно, чтобы возразить международным экспертам, не было аргументов. Оставалось только одно: обещать, убеждать, клясться, что в ближайшие годы положение будет кардинально изменено. Для подтверждения этого 6 июня 2005 года Верховная Рада наконец вымучила новую редакцию Закона Украины “О безопасности и качестве пищевых продуктов”.

Хотели как лучше...

Кстати, на рассмотрение парламента тогда выносилось два законопроекта: один — премьер-министром Украины Ю. Тимошенко, второй — группой народных депутатов из трех различных фракций. Но набрал соответствующее количество голосов (250) второй законопроект. Обиженная фракция БЮТ проигнорировала этот закон голосованием, хотя принятие его было обусловлено не чьими-то политическими спекуляциями, как часто бывает в парламенте, а международными обязательствами Украины. Т.е. вопрос ставился ребром: или Украина в ВТО, или этот вопрос откладывается на неопределенное время. Выбрали первое и приняли закон. Согласно закону, наша страна прежде всего обязывалась увеличить требования безопасности к продукции питания животного происхождения. В частности, одна из норм закона предусматривала “запрещение реализации и обращения необработанного молока и сыра домашнего производства, а также туш или частей туш парнокопытных и других копытных подворного забоя на продовольственных рынках”. Проще говоря, для крестьян с произведенной в примитивных домашних условиях продукцией дорога на рынки закрывалась. Но сказать об этом пять лет назад побоялись. А закон предусматривал только один выход — повсеместное применение механического доения, охлаждение молока и оборудование специальных убойных цехов. Т.е. как во всех цивилизованных странах. И для создания таких условий законодатель давал пять лет. Срок немалый. Надеялись, что, как и положено, правительство примет закон к выполнению. Ведь никакого политического шума с его стороны не было. Подчеркиваю, на календаре тогда начинался июнь 2005 года.

Но в спорах, ссорах и драках не заметили, как прошли предусмотренные законом пять лет. За это время сменилось три спикера и три правительства. В премьерах, в частности, побывали Тимошенко, Ехануров, Янукович и снова Тимошенко. Немного обновился за это время состав парламента, поменялись чиновники в министерствах и ведомствах. Но не поменялись крестьяне, подавляющее большинство из которых ничего и не знало об этом законе, о его строгих требованиях, которые без помощи власти не были подъемными для мелких сельскохозяйственных производителей ни тогда, ни сейчас. И власть, оказывается, совсем забыла об этом документе. Ни одно из правительств даже не вспоминало о нем, не говоря уже о выполнении. Никаких движений никто не делал, чтобы мало-мальски сдвинуть с места проблемы, выписанные в законе. Не иначе, как боялось трогать этот вопрос и Министерство аграрной политики. Но шило вылезло из мешка. И выяснилось, что принимали закон только для отчета перед Всемирной организацией торговли. Своевременно отчитались, благополучно, под аплодисменты и звон бокалов, вступили в ВТО, и умыли руки...

И вот здесь началось самое интересное. Тяжело сейчас установить, кто первым из оппозиции в начале нынешней осени вспомнил и вытянул из ящика или из компьютера этот закон. Вытянул и не ужаснулся. Наоборот — обрадовался. Словно это касалось крестьян какой-то другой страны. И первое, что пришло на ум — это как бы более эффектно утереть нос политическим оппонентам. О крестьянах вспомнили потом, но как о сельском электорате, который можно удачно использовать с выгодой для политической партии. Поэтому закон, который вдруг выскочил, “як Пилип з конопель”, сразу взяли на партийное вооружение практически все политические партии. Но особый интерес к нему проявили две парламентские фракции: ПР и БЮТ. Сначала, находясь в Полтаве, лидер Партии регионов Виктор Янукович назвал этот закон “преступлением” власти по отношению к крестьянам. Правда, он имел в виду исполнительную власть, хотя закон принимала законодательная. Следовательно, если по справедливости, то “преступление” двойное. Не уточнил только главный регионал, что и для правительства, которое он возглавлял, этот закон также был обязательным для выполнения.

Но не успели регионалы растрогать сердца крестьян, как инициативу перехватили бютовцы. Первым это сделал заместитель председателя Верховной Рады Николай Томенко в виде сообщения пресс-службы под заголовком “Чье же “преступление”: власти или оппозиции?” В нем вице-спикер уточнил, кто и как пять лет назад голосовал за этот закон, напомнив, в частности, регионалам, что за его принятие проголосовал 21 народный депутат из фракции Партии регионов и почти 10 депутатов, которые в следующем созыве перешли в ПР. Уважаемого народного депутата не тревожило то, почему для выполнения закона ничего не было сделано. Более тщательно подсчитав голоса, пресс-служба вице-спикера пришла к выводу, что среди депутатов, которые голосовали за закон, были и представители фракции БЮТ. Поэтому ничего не оставалось, как предложить оппозиции временное перемирие и, как сказано в сообщении пресс-службы, “признать, что данное решение принималось совместно и дать возможность Верховной Раде проголосовать решение об отсрочке на пять лет действия закона, как это предусматривается предложением правительства, а за этот период сделать все необходимое, чтобы подготовиться к его введению в действие”. А почему же пять лет подряд не делали “все необходимое”?

Замечу, что за то время, пока две политические силы обвиняли друг друга в “преступлении”, все средства массовой информации серьезно напугали граждан Украины возможным исчезновением с 1 января 2010 года с рынков сала, мяса и сыра, произведенного в крестьянских хозяйствах. Поэтому на защиту этих продуктов дружно стали все политические силы, убеждая и производителей, и потребителей, что именно им они наиболее дороги. И это понятно. Во-первых, лучшего момента накануне выборов, чтобы лишний раз поклясться в любви к крестьянам, в защите их прав, пообещать безграничную поддержку, не нужно и придумывать.

Во-вторых, не менее серьезно, чем крестьяне, понервничали и перерабатывающие предприятия. С одной стороны, без крестьянского молока не сможет работать ни один молокозавод, хотя с другой — нынешняя, далеко не прозрачная ситуация с закупкой, а точнее постоянные манипуляции ценами, вполне устраивают частных владельцев перерабатывающих предприятий. И чем дольше так будет продолжаться, тем для них будет лучше. А поскольку либо они сами, либо их покровители находятся в парламенте и областных советах или в правительственных структурах различного партийного цвета, то не было сомнений, что ход конем удастся. Как за советы имиджа спасения “короля” или “королевы”, так и крестьянских голосов. Они сегодня всем нужны: и коалиции, и оппозиции. Одним словом, все прошло, как в бывшие советские времена: идя навстречу крестьянам-производителям мяса, сала и сыра в домашних условиях и потребителям этой продукции на всей территории Украины, Верховная Рада 416 голосами продолжила мораторий на запрещение продажи домашней мясо-молочной продукции до 1 января 2015 года. “И волки сыты, и овцы целы” — пожали руки друг другу должностные лица и политики и разошлись с чувством выполненного долга перед крестьянами.

Закон, как дышло

Одним словом, взяли и повернули парламентарии закон, словно дышло, в противоположную сторону. От европейских рынков. И никто не собирался подробно анализировать причины, которые привели фактически к срыву обязательств перед ВТО, называть конкретных виновников. Ограничились взаимными упреками, продемонстрировали в очередной раз свои политические симпатии к сельхозпроизводителям. Но кому же, в первую очередь, как не нашим потребителям, нужна высококачественная и безопасная мясо-молочная продукция. И не спустя пять лет, а еще вчера.

Но главное, что нет гарантии, что и за пять следующих лет произойдут существенные изменения. Ведь за пять предыдущих лет — даже комплексной правительственной программы для реализации предусмотренных законом вопросов не смогли создать. Ее, согласно решению Верховной Рады, правительство должно срочно “родить” за три месяца. Замечу, что это будет жаркий предвыборный период. И, как известно из практики, документы, которые рождаются в это время, имеют в основном популистский характер.

Правда, правительство основную ставку в разрешении этого вопроса делает на постановления Кабмина о сельскохозяйственных обслуживающих кооперативах и об оптовых рынках. Это хорошо. Но ситуацию ни они, ни специальные пункты закупки молока и создания боен (убойно-санитарных пунктов), как и тысячи японских молоковозов, которые некому передавать, не спасут, если не будет решено главное — увеличение поголовья высокопроизводительного скота как в крестьянских хозяйствах, так и на одиночных крупных молочнотоварных фермах. А при урезанных почти вдвое бюджетных ассигнованиях для аграрного сектора на 2010 год и, в частности, при современном жалком состоянии многих репродуктивных селекционных центров, отсутствии надлежащей комбикормовой промышленности, недорогого технического оборудования для малых ферм это может произойти не раньше, чем через 8—10 лет.

Отсюда вывод: о количестве, качестве и безопасности в животноводческой отрасли нужно заботиться постепенно, параллельно и комплексно, а не решать важные дела авральными методами, предоставляя, в зависимости от политической целесообразности, кому-то одному преимущество. Хотя, по существу, ничего не нужно было выдумывать, а просто скопировать опыт некоторых соседних стран, в частности, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Словакии и других, где крестьянский сектор десять лет назад, перед вступлением в ВТО и ЕС, имел те же проблемы. И которые удалось снять с повестки дня даже меньше, чем через пять лет. Но там эти вопросы решали без политической конъюнктуры и отечественного товаропроизводителя защищали не на словах.

Это то, что касается наших внутренних проблем. Относительно внешних, то хотелось бы спросить: подумали ли парламентарии, нажимая кнопки, об имидже Украины, в частности, на рынках Европы, не говоря уже о мировых? Потому что, как отмечают международные эксперты, этот мораторий может серьезно усложнить переговоры с Европейским Союзом относительно зоны свободной торговли, которые основываются именно на обязательстве Украины в рамках ВТО. Неужели придется делать два шага назад после одного вперед? Последний визит инспекционных групп Еврокомиссии в Украину засвидетельствовал их серьезную обеспокоенность качеством и безопасностью продукции. Еще в 2007 году, поверив заверениям должностных лиц и руководствуясь принятым законом, комиссия внесла Украину в перечень государств, которым при определенных условиях будет разрешено поставлять в страны ЕС молоко. Но для реализации этого так ничего и не было сделано. И как признали несколько месяцев тому назад европейские инспекторы, лишь 5 — 10% украинского сырого молока отвечает стандартам ЕС. Так как в этом контексте им понимать пятилетний мораторий? Кому нужна и выгодна отсрочка действия закона? Для чего рубим ветку, на которой сидим?

Тем более, что Еврокомиссия намеревалась при выполнении соответствующих требований дать дополнительный пропуск Украине для экспорта на европейские рынки другой сельскохозяйственной продукции, в частности, крупного рогатого скота, свиней, домашней птицы и т. д. А услугами этих рынков, как известно, пользуются более 500 миллионов потребителей. Но о таких масштабах нужно помечтать...

В связи с этим напрашивается логический вопрос: для чего было создавать закон, к воплощению которого на практике не были готовы даже психологически сами крестьяне, а организационно — власть? Не говоря уже об отсутствии финансовых, материальных, технических и других ресурсов. Кого пытаемся обмануть? Ведь не ВТО и ЕС он нужен был больше всего. Хотя четыре-пять лет назад наша экономика имела далеко не кризисное состояние. И кредиты банки выдавали, и зарубежные инвестиции заходили в страну, и политический климат был якобы благоприятным. И воли и желания у политиков и чиновников якобы хватало. Но все вышло, как всегда. А ответ почти на поверхности — необязательность, бесконтрольность и безответственность, которые имеют место как при принятии многих законов, так и при их выполнении.

Ведь разве не является ярким, почти анекдотическим примером ежегодное, в течение уже восьми лет, объявление моратория на продажу-покупку земли, вместо того, чтобы принять несколько законов и снять с повестки дня этот вопрос? Но, к сожалению, земля также уже давно является не экономическим, а политическим товаром. А сотни различных изменений, дополнений, поправок, соответствующих табу к различным статьям других законов часто вносятся в зависимости от того, какой политической силе, а точнее ее дочерней бизнесовой корпорации, это выгодно и кто быстрее наскребет 226 голосов в парламенте. Но ведь заложниками подобных манипуляций с законами, которые напоминают игры наперсточников, каждый раз становятся доверчивые граждане. За что такое неуважение к ним и в то же время к стране?

Что же касается сала, молока и мяса, то наперекор всему они были, есть и будут. Потому что селяне у нас — ответственные. Разве что, к сожалению, не умеют, как их европейские коллеги, пользоваться рычагами контроля относительно власти. А то давно объявили бы мораторий на подобные ее действия.

Аркадий МУЗЫЧУК

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.