Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Незаметная экспансия

[11:28 11 июня 2010 года ] [ Slon.ru, 9 июня 2010 ]

В коммерческий сегмент заходит украинский “Богдан”, делающий машины на базе ВАЗов. Почему Тольятти отдал этот перспективный рынок конкуренту без боя?

В марте этого года украинская “Корпорация “Богдан” начала поставку в Россию автомобилей ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111 собственного производства и под собственной же торговой маркой — “Богдан”. Тогда было объявлено, что дистрибьютором легковых “Богданов” на территории России будет нижегородская фирма “Система-авто”. Но жизнь внесла свои коррективы: в апреле дистрибьюторские права получила ещё и фирма “Автотормаркет”, а в самом конце мая — тольяттинская “Полад”. Есть у “Богдана” партнёры и в Армении, Азербайджане и Белоруссии.

“Богдан” собирает “десятки” по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов, получая из Тольятти штампованные панели. Это позволяет говорить о более чем 50-процентной локализации и, соответственно, беспошлинной поставке машин в Россию. Цены на российском рынке “Богдан” согласовал с ВАЗом. Подробности соглашения украинцы называют коммерческой тайной, но мне стало известно, что они определённым образом привязаны к цене “базовой” “Приоры”. Так, “Богдан” с шестнадцатиклапанным мотором должен быть дешевле “Приоры” примерно на 35 000 рублей. Более высокая цена отпугнёт покупателя этого не самого нового автомобиля, переориентировав его на “Приору”, а более низкая, напротив, оттянет покупателей от ВАЗовской продукции. Поэтому когда недавно ВАЗ поднял цены на свои машины, российские партнёры “Богдана” получили рекомендацию поднять цены тоже, дабы сохранить баланс. Интересно, кстати, что “Богдан” 21104-81 с “шестнадцатиклапанником” дороже “Богдана” 21101-82 с “восьмиклапанником” всего на 2500 рублей, а если сравнивать полностью идентичные комплектации, то на 3,5 тыс. Впрочем, две комплектации различаются только наличием в одной из них передних “противотуманок” и литых дисков. А вот усилителя рулевого управления или кондиционера на “Богданах” нет в принципе, равно как подушек безопасности и ABS.

Наладив производство “десяток”, “Богдан” пошёл дальше и сделал на их базе коммерческий фургон “Богдан 2310” — двухместный, с пластиковым кузовом. Это совершенно другая рыночная ниша, которая в России пока почти не занята. Поэтому украинцы со своими фургонами оказались у нас очень востребованы. По словам гендиректора “Автотормаркета” Александра Новикова первую партию в 67 “Богданов 2310”, они продали почти сразу, во второй поставке фургонов не было, но сейчас с нетерпением ожидают третью поставку. До конца года “Автотормаркет” легко может продать до тысячи таких машин. Это согласуется с планами, озвученными для нас пресс-службой “Богдана”: всего на каждого дистрибьютора “законтрактовано” в этом году по 10 000 “Богданов”, 10% из них — фургоны. Но Александр Новиков сказал, что эти планы ещё и излишне осторожны, “Автотормаркет” мог бы продать и 20 000 “богданов”. “А уж тысячу фургонов, тем более, — легко продадим”, — добавил он. К тому же рязанский завод автофургонов в ближайшее время предложит “изотерм” на этой базе.

Надо сказать, что рынок развозных автомобилей в России не насыщен. Раньше значительную его долю занимал “ИжАвто” с “каблуком” на базе 412-го “Ижа”, а в последнее время — с моделью Иж-27175 “Версия”, созданной на базе ВАЗовской “четвёрки”. Но сейчас “ИжАвто” уже год как ничего не производит, более того, буквально на днях ушёл с рынка и таганрогский Hyundai Porter, машина более крупная, но тоже “развозная”. Из отечественных производителей в этой нише остался только тольяттинский “ВазИнтерСервис”, но у него объёмы очень малы и сделать больше он не может физически. Прямого конкурента “Богдану 2310” в России сейчас вообще не производят, даже модель ВИС 234700-30 не может считаться таковым, так как у неё полурамная конструкция (что снижает вместимость) с нахлобученной сверху бортового пикапа небольшой пластиковой будкой. В своё время “Элекс-Полюс” пытался поставлять из Украины похожую машину — ЗАЗ Lanos Pick-up, но это почти совпало со смертью самого “Элекса”, так что не сложилось.

“Богдан” удачно воспользовался рыночной лакуной. Модель “Богдан-2310-31” продаётся в России за 281500 рублей, что даже дешевле ВИС 2345 с пластиковой надстройкой, правда, всего на 500 рублей. И едва закрепившись в новом сегменте, “Богдан” делает ещё один шаг: несколько дней назад завод показал два новых коммерческих автомобиля. Первый — модификация фургона с подъёмной задней дверью, на газовых упорах. Такая дверь удобнее при частых загрузках/разгрузках, так как поднимается одним движением и нет необходимости фиксировать створки от ветра. Но и неудобства есть: в плохую погоду грязь в кромки двери льётся прямо за шиворот, плюс возникают проблемы при погрузке с возвышения, а именно так устроены погрузочные терминалы на многих складах и в магазинах.

“Богдан-2312” — это совершенно новая машина, пикап на базе той же “десятки”. У него полурамная конструкция с рессорной задней подвеской и довольно широким кузовом с абсолютно ровным полом, без выступающих арок. Соответственно, погрузочная высота получилась значительно большей, чем в фургоне, где оставлена несущая панель пола в задней части. У пикапа откидывается задний борт, есть защитная решётка за задним стеклом, а по периметру приспособлены специальные кольца для натягивания тента. Вероятно, запланирован и каркас для тента, вровень с крышей кабины или даже выше. С грузоподъёмностью в 700 кг “Богдан-2312” попадает в нишу, эксклюзивно занимаемую машиной ВИС 234500-30, имеющей примерно такую же конструкцию, но построенной на базе более устаревшей ВАЗовской “восьмёрки”.

Малогабаритный пикап — это ещё и находка для изготовителей разного типа кузовных надстроек, от простейших каркасных тентов до “изотермов” с холодильниками. Именно для “кузовщиков” ВИС делает большую часть своих полурамных шасси.

Цены и потенциальные объёмы производства этих двух модификаций пока не определены, но уже понятно, что спросом пользоваться они будут, не в России, так на Украине — точно. Однако для потенциальных владельцев пикапа 2312 может возникнуть одна сложность. Дело в том, что это переднеприводная машина, а известно, как у нас любят загружать: клади, пока есть место. В принципе, машины с открытым бортом принято делать задне- либо полноприводными, чтобы при полной загрузке не разгружать критически ведущую ось. Ведь её разгрузка радикально меняет характер управляемости, делая машину склонной к сносу передней оси и затрудняя старт на подъёме. Так что украинцам придётся тщательно рассчитывать развесовку, а то с такой проблемой уже столкнулись немногочисленные владельцы переднеприводных “ВИСов”.

Как сказал мне пресс-секретарь “Богдана” Сергей Красуля, сейчас завод оценивает потенциальный спрос на пикап. Если примут решение о производстве, то будет закуплена отдельная производственная линия под этот автомобиль. И только тогда можно будет говорить об объёмах и цене. С фургоном с подъёмной задней дверью ситуация проще: там конструктивных изменений минимум, и в серию он может пойти уже до конца года.

Заметим, что все эти проекты выгодны и ВАЗу, так как увеличивается спрос на машинокомплекты той модели, что сам ВАЗ уже не производит. Более того, ВАЗ не делает сам коммерческих модификаций, следовательно, инициативы “Богдана” никаких сложностей ему не создают.

Но вот что интересно: ВАЗ, в принципе, и сам мог бы делать такие машины, прямо на конвейере. И в одном из стратегических планов это стояло отдельным пунктом. Но, как рассказали “участники событий”, при обсуждении национальной стратегии развития автопрома в Минпромторге РФ (Стратегия 2020) ВАЗу “посоветовали” этого не делать, дабы не создавать конкуренцию планам Sollers. Точнее, так: ВАЗу не рекомендовано входить на рынок недорогих фургонов на базе своих машин, а вот делать пикапы и фургоны на базе “Логана” не возбраняется. Это не очень понятно, так как машина RF-90 гораздо ближе по цене к Doblo, чем любой из фургонов на базе ВАЗов. Видимо, на коммерческую линейку на базе “Логана” ни ВАЗовцы, ни Минпромторг никакой серьёзной ставки не делают. Сами ВАЗовцы откровенно не любят эту машину и не видят в ней каких-либо перспектив.

Тем не менее, украинские фургоны на рынок России пустили. Но заметьте, как “негромко” они себя ведут: ни рекламной кампании, ни каких-либо акций по продвижению! Сергей Красуля отметил: “корпорация “Богдан” не занимает позицию агрессивного вхождения на рынок. Нам на данном этапе важны не колоссальные продажи, а создание дилерской и сервисной сети. Мы хотим занять свою нишу на автомобильном рынке и пока мы довольны тем, как развиваются события”.

Сергей ЦЫГАНОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.