Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Недомодернизм. В Стратегии внешнеполитической деятельности Украины не оказалось стратегии

[08:15 31 августа 2021 года ] [ dsnews.ua, 30 августа 2021 ]

Заявленные Офисом Президента претензии на системность и комплексность Стратегии на деле оказались эклектикой противоречивых и непоследовательных нарративов постмодернизма и неомодернизма.

26 августа 2021 года Президент Украины Владимир Зеленский утвердил Стратегию внешнеполитической деятельности Украины. В Офисе Президента в очередной раз напыщенно заявили, что Украина впервые за 30 лет независимости получила “системный стратегический документ в отношении внешней политики”, который разработало Министерство иностранных дел по поручению Главы государства.

Versus: стратегия или концепция?

Стратегия является комплексной, разъяснили для СМИ в Офисе президента, она состоит из 254 пунктов, которые подробно определяют направления, параметры и приоритеты внешней политики Украины. То, что документ комплексный, как “комплексный обед в советских столовых”, становится очевидным уже при беглом просмотре. Бросается в глаза многократное повторение как некой “мантры” специальных терминов, которые логично отнести к смежным сферам деятельности государства: от вольного пересказа Стратегии национальной безопасности (термин “безопасность” упоминается 77 раз, “угрозы” — 26 раз), к Стратегии военной безопасности (термин “оружие” в разных падежах встречается 29 раз, “военный” — 19 раз), и заканчивая прямой “копипастой” Положения о МИД Украины (VI раздел Стратегии, Институциональная способность).

Вообще “вызовам и угрозам” национальной безопасности Украины посвящен целый раздел Стратегии из 12 пунктов. Для сравнения, в аналогичном документе соседей — Концепции внешней политики Российской Федерации (кстати, имя государства-агрессора названо в Стратегии ровно 100 раз, мантры это или уже камлания — сказать трудно) термин “вызовы и угрозы” используется всего дважды. И то в глобальном разрезе для мирового сообщества. Наша же страна вообще упоминается полтора раза: “РФ заинтересована в развитии всего многообразия связей с Украиной и политико-дипломатическом урегулировании внутриукраинского конфликта”.

Оставим за скобками откровенный цинизм Кремля, но отметим принципиальный момент: несмотря на многочисленные цитаты из различных документов ООН и ЕС, Стратегия внешнеполитической деятельности Украины по своей структуре, целевому и функциональному характеру является более концептуальным документом, чем стратегическим. Указаны условные направления и приоритеты внешней политики Украины, но вы не найдете конкретизации задач и сроков их выполнения, что разительно отличает документ от Стратегии нацбезопасности (сентябрь 2020) и Стратегии военной безопасности “Военная безопасность — всеобъемлющая оборона” (март 2021).

Скорее всего, разработчики Стратегии внешнеполитической деятельности взяли за образец Глобальную стратегию ЕС по внешней политике и политике безопасности (июль 2016), где основным приоритетом является безопасность Союза как защита от внешних угроз для всех его членов, а собственно внешняя политика вторична. Следует отметить, что и “Стратегия национальной безопасности США” освещает преимущественно геополитические и геоэкономические аспекты американской политики — тамошний политикум полагает, что с внутренними вызовами американская нация вполне может разобраться с помощью демократических инструментов без дополнительных стратегий.

В КНР наиболее соответствующим по смыслу определению “стратегия национальной безопасности” отвечает термин да чжаньлюе, дословно переводимый как “большая стратегия”. В широком смысле под “большой стратегией” понимается “стратегия использования ресурсов государства для достижения главных национальных идей”. Как основу своей внешнеполитической деятельности китайское руководство рассматривает концепцию “жизненного пространства и стратегических границ”. В целом, современные полководцы и гаранты безопасности действуют в соответствии с доктринами и стратегиями, а дипломаты большинства стран мира ориентируются на позиции (по отношению к государству или организации) и концепции, определяющие системный взгляд на внешнеполитическую деятельность.

 

Реклама на dsnews.ua

В Украине, утверждая осенью прошлого года Стратегию национальной безопасности, Владимир Зеленский поручил министерствам и ведомствам “в турборежиме” разработать проекты еще 14 стратегий в разных сферах политики и экономики. МИД взял под козырек и сотворил документ-”химеру”: формально стратегию, а фактически концепцию. Впрочем, в контексте многочисленных “креативных импровизаций” в политике, в последнее время генерируемых Офисом президента, разница не так и существенна.

Автора!

Согласно сообщению Офиса президента, к разработке Стратегии были привлечены представители ведущих аналитических центров в сфере внешней политики, Национального института стратегических исследований, ученые и эксперты высокого уровня из числа бывших руководителей дипломатической службы.

Однако в тексте Стратегии вы найдете много указаний на эксклюзивное персональное творчество и оригинальную окончательную авторскую редакцию.

К примеру: “Геополитическое положение Украины делает ее важным энергетическим и логистическим хабом в регионе”. Некоторые мыслители еще в начале прошлого столетия считали Украину “геополитическим перекрестком”, однако назвать государство новомодным термином “хаб”, как терминал в аэропорту — и сегодня новаторское решение для официального документа. Или такое неожиданное суждение “На фоне распространения COVID-19 и глобальной экономической рецессии существуют предпосылки для утверждения Украины как гаранта продовольственной безопасности”.

Все становится более-менее понятно, когда мы доходим до пункта Стратегии о том, что ее реализация будет осуществляться с соблюдением “человекоцентричности”, “прагматизма” и “адаптивности” — принципов, относящихся к классической парадигме постмодернизма во внешней политике.

 А фраза из арсенала постмодернистов “пропагандистские нарративы” окончательно убеждает нас, что за новаторской Стратегией стоит неординарный карьерный дипломат и политик, автор книги “Война за реальность: как побеждать в мире фейков, правд и сообществ”, глава МИД Дмитрий Кулеба.

Весьма характерно, что министр заявляет, что Украина впервые получила стратегию внешнеполитической деятельности, содержание которой можно систематизировать по трем основным темам: “Первое — Украина активный участник международной политики. Второе — Украина формирует архитектуру безопасности для себя, региона и мира. И третий. Украина — это страна новых экономических возможностей. Эти три принципа, три подхода будут заложены в каждый шаг, который мы будем осуществлять на внешней арене”. Все три принципа относятся к основным постмодернистским подходам в международных отношениях: симуляция, размытость цели, конструирование реальности.

Вместе с тем, в Стратегии достаточно нарративов, противоречащих и отрицающих парадигму постмодернизма, а именно: холизм, национализм, историзм. Речь о внешнеполитических подходах, которые после начала российской агрессии против Украины, Брекзита и победы Дональда Трампа на выборах в США западные исследователи определяют, как неомодернизм.

Отрицание отрицания?

Тем, кто не хочет гуглить и искать в Википедии значения терминов для понимания нарративов, во всех смыслах “новаторской” Стратегии, попробуем коротко пояснить на трех простых примерах. Неомодернисты во внешней политике (консерваторы, национал-демократы), неизменно акцентируют специфические национальные интересы страны в противовес глобальному универсализму постмодернистов (у нас — либералов, которых оппоненты иногда пренебрежительно зовут “соросятами”). Так, в ходе последней избирательной кампании в США Дональд Трамп заявлял о “величии Америки”, а Джо Байден, напротив, говорил об “американском лидерстве”. Если постмодернисты старательно разрушают стены по линии противостояния “свой — чужой”, то неомодернисты не менее старательно эти стены восстанавливают (как, к примеру венгерский премьер Виктор Орбан).

Если лидеры постмодернизма черпают вдохновение в фантазийных картинах глобального будущего человечества, то неомодернисты гораздо охотнее обращаются в поисках политических ориентиров к национальному прошлому. Отсюда возрождение, казалось бы, давно забытых “больших нарративов”, особенно заметное в путинской России и Китае товарища Си. А значит, решительный разрыв с постмодернистским универсализмом, повышенное внимание к национальным мифам и открытая или завуалированная заявка на исключительность.

Для постмодернизма главной разграничительной линией в мировой политике считается водораздел между демократией и авторитаризмом (к слову, именно об этом говорил Байден в своей первой речи на президентской должности). Соответственно, наступление демократии и вытеснение авторитаризма на обочину формирующейся глобальной цивилизации воспринимается как основное содержание процесса мирового развития. Для большинства неомодернистов вопрос о демократии и авторитаризме уходит на второй план, уступая место куда более важному для них вопросу экономической выгоды от сотрудничества с автократическими режимами.

В Стратегии внешнеполитической деятельности Украины нарративы неомодернизма, присущие политике Порошенко и вот уже полгода Офису Зеленского, причудливым образом переплетаются с нарративами ведомства Дмитрия Кулебы, как бы отрицая друг друга. Например, пункт 36. “Усиление националистических, популистских и радикальных (как правых, так и левых) движений в государствах негативно влияет на международную политику и стабильность”. Следует отметить, что последние усиление левых движений в мире наблюдалось полвека назад.

Или взять пункт 136. “В отношениях с Республикой Беларусь Украина будет последовательно демонстрироваться солидарность с белорусским народом в стремлении развивать европейскую, демократическое и правовое государство. Интересам Украины отвечает развитие прагматического украинского-белорусского торгово-экономического сотрудничества”. Экономические отношения с Минском по известным политическим причинам МИД Украины заморозил в начале мая первым на континенте. Это и есть установка постмодернистов на холизм “внешнюю политику целостности”, когда внешняя политика из служанки экономики в одночасье превращается в капризную госпожу последней.

В Стратегии, впрочем, есть не только двойные стандарты. Присутствуют и противоречащие друг другу нарративы. В Пункте 20 говорится: “Соединенные Штаты Америки пытаются сохранить роль глобального лидера, которым стремится стать Китай, что создает новые линии напряжения в системе международных отношений”. А в Пункте 32, меж тем, утверждается: “Противостояние между США и КНР может привести к усилению конфликтогенности и еще большей дисфункции международного правопорядка”.

Несмотря на то, что углублению стратегического сотрудничества с США уделено четыре пункта, Стратегия дает “зеленый свет” развитию партнерских отношений с авторитарным Пекином. Пункт125 гласит: “Развитие отношений с КНР будет осуществляться на основе Совместной декларации об установлении и развитии отношений стратегического партнерства между Украиной и КНР. Внешнеполитические усилия будут направлены на активизацию политического диалога, дальнейшую либерализацию торговли и визового режима, практическое наполнение двусторонних отношений путем создания и реализации совместных проектов в сферах инфраструктуры, энергетики, транспорта, промышленного производства”. В Пункте 144 читаем: “Украина заинтересована участвовать в глобальных азиатских проектах, в частности в рамках инициативы Китайской Народной Республики “Один пояс, один путь”, в объеме, не препятствующем реализации европейской и евроатлантической интеграции Украины”. То есть принцип прагматизма в реализации Стратегии легко трансформируется в экономический детерминизм, когда внешняя политика стала восприниматься как технический механизм по обслуживанию провластных групп организованных политико-экономических интересов.

Нарративы историзма в Стратегии также содержат в себе немало опасностей и ловушек. Можно образно сказать, что постмодернисты воспринимают мир как пророчество, а неомодернисты — как воспоминание. Обратимся к пункту 173: “Будут приниматься меры по решительному противодействию на международной арене попыткам отрицать Голодомор 1932-1933 годов в Украине как геноцид украинского народа, преступления Холокоста и глорификацию тоталитарных идеологий”. Израиль, например, в среднесрочной перспективе точно не признает Голодомор. Более того, столкновение несовместимых исторических “нарративов” способно привести к острым политическим конфликтам, как было недавно в отношениях Варшавы и Киева.

Симуляция внешней политики

Постмодернисты полагают, что важнейшим феноменом мировой политики является симуляция, стремясь создать новое пространство в международных отношениях, где действия, события и их последствия не связаны с реальной политикой кроме как в искусственном медийном пространстве и самих симуляциях. В тексте Стратегии мы периодически сталкиваемся с виртуальной реальностью, содержащей ложные нарративы, спорные угрозы и цели.

Достаточно спорной выглядит внешнеполитическая цель Украины, проходящая сквозь разные разделы Стратегии — “привлечение Российской Федерации к международно-правовой ответственности”. Скорее это средство.

Во многом искусственным смотрится нарратив пункта 50. ”Нарушение Российской Федерацией обязательств по Будапештскому меморандуму подрывает международный режим нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки”.

Пять раз в Стратегии упоминается новый международный консультационно-координационный формат “Крымская платформа”, в том числе с учетом положений Будапештского меморандума, где “особое внимание будет уделяться противодействию нарушениям прав коренных народов Украины” (пункт 53). В некоторой степени последние два нарратива выглядят ловушкой, в которую и самим можно угодить.

А вот уже имеющийся реальный многосторонний формат “Нормандской четверки” упоминается один раз — и то вскользь. Минские договоренности, одобренные Резолюцией СБ ООН, на выполнении которых российской стороной настойчиво настаивают наши западные партнеры, в Стратегии не упоминаются вовсе. Вместо этого Соглашение предлагает фантазийный сценарий, Пункт 178: “На повестке дня остается обращение Украины к Организации Объединенных Наций о развертывании на временно оккупированных территориях международной операции по поддержанию мира и безопасности”.

И хотя Стратегия настаивает на своей “человекоцентричности” (термин, блеснувший и сразу же вышедший из употребления при правительстве Владимира Гройсмана), вопросам защиты прав и интересов граждан и юридических лиц Украины за рубежом, отношениям с зарубежными украинцами, проблематике внешней трудовой миграции уделено несколько формальных пунктов в конце документа. А заявление, что будет происходить модернизация информационно-телекоммуникационной системы консульской службы Украины без конкретизации сроков на фоне президентской амбициозной программы “государство в смартфоне” выглядит в высшей мере бледно.

Заявленные Офисом Президента претензии на системность и комплексность Стратегии на деле оказались эклектикой противоречивых и непоследовательных нарративов постмодернизма и неомодернизма, их спорную сумму вполне можно определить как недомодернизм. Отсутствие похвальных отзывов о документе от наших партнеров говорит само за себя. Как справедливо замечал герой одного из рассказов О’Генри, “песок — неважная замена овсу”, но кроме песка в арсенале недомодернистов не нашлось ничего.

 

Андрей МИШИН, политический обозреватель

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.