Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Не знал, что я такой придурок”: что нельзя говорить сотрудникам

[08:55 10 июня 2019 года ] [ Ведомости, 9 июня 2019 ]

Начальникам редко приходится слышать всю правду о своем стиле руководства от сотрудников

Всем нравится получать обратную связь — но только если она позитивна. Большинство не любит негативные отзывы. Настолько, что для критических мнений придумано новое название — не негативные, а конструктивные. И все же обратная связь — незаменимая вещь. Всем нужно знать, когда их действия не дают эффекта, на который они рассчитывали. Когда наш вклад в работу не соответствует нашим намерениям. И лучшим и зачастую единственным способом обнаружить эту пропасть является своевременная обратная связь.

Тем не менее неприятно, когда тебе говорят, что ты в чем-то промахнулся. И поскольку обратная связь часто выявляет недостатки, о которых мы даже не догадывались, это раздражает, ведь мы полагаем, что неплохо справляемся с работой. Мы не склонны немедленно соглашаться с критиками — чаще всего мы не верим в то, чего сами не замечаем.

Это особенно верно в случае с руководителями, которые в силу статуса и полномочий не очень часто слышат о себе всю правду. Поэтому ситуации, когда руководители принимают в штыки критику в адрес их стиля руководства, не редкость. Обратная связь не вяжется с их представлениями о себе.

Чтобы изучить проблему на личном опыте, я попросил близкую коллегу предоставить мне негативную обратную связь, указать на имеющиеся у меня пробелы. Я глубоко вздохнул и приготовился проанализировать все, что происходит с моим телом и моим сознанием. “Ты работаешь слишком много”, — сказала она.

“Это комплимент, — подумал я. — Это не критика”. Она пыталась сказать, что я задаю такой темп, который ни я, ни организация не смогут удерживать долго. Моя гордость была уязвлена, последовала защитная реакция — вторая мысль: “Она сама трудится не очень-то усердно!” Я обесценил ее обратную связь, обесценив ее вклад в общее дело: “Дело не в том, что она такая проницательная, просто ее собственная планка недостаточно высока”. И следующая мысль: “Я обязан работать в таком режиме, потому что весь бизнес зависит от меня”. Я придумывал отговорки, чтобы оправдать то, как я себя веду.

Вместе с этими мыслями приходило осознание собственной небезупречности. Это было неприятное ощущение, что что-то не так.

Будучи коучем топ-менеджеров, я сам часто оказываюсь в ситуации, когда должен дать людям обратную связь, которую непросто выслушать.

Обдумав собственную реакцию, а также реакцию, которую я часто наблюдаю у своих клиентов, я составил список высказываний (и мыслей), которые мы чаще всего говорим (или думаем) при получении негативной обратной связи, желая защитить себя от информации, которая бьет по нашему самомнению.

■  Выставляем себя жертвой: “Да, это правда, но это не моя вина”.

■  Тешим свою гордыню: “Да, это правда, но это хорошо”.

■  Преуменьшаем: “Не такая уж это и проблема”.

■  Отрицаем: “Я так не делаю!”

■  Избегаем: “Мне вообще не нужна эта работа!”

■  Обвиняем: “Проблема в моем окружении. Я нанимаю плохих людей”.

■  Препираемся: “Можно привести много примеров, когда я поступаю иначе”.

■  Нападаем: “Может, я это (что-то очень плохое) и сделал, но ты же сделал это (что-то тоже очень плохое)”.

■  Опровергаем: “Ты ничего в этом не смыслишь”.

■  Меняем тему: “Главная проблема не в этом”.

■  Обесцениваем: “Я поспрашивал других, и никто не согласился с такой оценкой”.

■  Отшучиваемся: “Никогда не знал, что я такой придурок”.

■  Доводим до абсурда: “О, какой ужас! Какой же я плохой!”

Если вы заметите, что говорите или думаете что-то из вышеперечисленного, это явный сигнал того, что ваше самолюбие не дает вам воспользоваться важным образовательным моментом.

Многое уже написано о том, как правильно получать обратную связь. Но как только кто-то ранит наше эго, все рекомендации вылетают из головы. Нужен простой и надежный ответ, пригодный во всех случаях: “Я очень ценю то, что вы уделили время и силы, чтобы сказать мне об этом. Спасибо”.

Примите отзыв как подарок (в данном случае выслушайте) и скажите “спасибо”. Вот и все.

Такой ответ даст людям понять, что они могут без опасений давать обратную связь. Они охотнее будут высказывать вам свои мысли лично, а не обсуждать вас за спиной.

У этого простого ответа есть еще один почти магический позитивный эффект: это существенно повышает вашу способность воспринимать критику. Когда вы не защищаетесь от нее внешне, вы перестаете защищаться от нее и внутренне.

После того как моя коллега сказала, что я слишком много работаю, я обратил внимание на все свои защитные реакции и последовал собственному совету. “Я очень ценю, что вы уделили время и силы, чтобы сказать мне об этом, — ответил я. — Спасибо”. Она поблагодарила меня за то, что я так хорошо воспринял ее совет, а я действительно начал меньше давить на себя и окружающих. Может быть, потому-то это и называют конструктивной критикой.

Питер БРЕГМАН, гендиректор консалтинговой компании Bregman Partners, автор бестселлера “18 минут”

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.