Генпрокурор Юрий Луценко заявил журналистам, что не собирается уходить со своего поста. “На данный момент я не вижу ни юридических, ни моральных оснований писать заявление об отставке”, — сказал он.
В принципе, само по себе такое заявление не многого стоит. Если генпрокурор не хочет уходить по доброй воле, его легко может уволить новоизбранный президент Владимир Зеленский, как только получит согласие Верховной Рады. Более того, парламент и сам может разделаться с Луценко, не дожидаясь просьбы Зеленского. Для этого достаточно, чтобы Верховная Рада высказала недоверие генпрокурору — и это автоматически повлечет его отставку с должности. Оба эти пути предусмотрены Конституцией, и оба — вполне реальные.
Но Луценко поделился с журналистами еще одной информацией: оказывается, депутаты вовсе не спешат от него избавиться. Сбор подписей в парламенте за отставку генпрокурора начался буквально сразу же после второго тура президентских выборов. То есть он идет уже около полумесяца. “Насколько я знаю, — сообщил Луценко, — аж 19 подписей собрано. Как только будет 150 — поговорим”.
Конечно, в течение мая все еще может измениться. Но на данный момент выглядит довольно вероятным, что в нынешней Верховной Раде не найдется 226 голосов для отставки Луценко. В таком случае он останется на своем посту по крайней мере до начала работы нового парламента.
Единственный счастливчик
Стоит отметить, что до сих пор почти никому из президентов Украины не удавалось сменить генпрокурора в первые же месяцы своего президентства. Обычно дело затягивалось более чем на год или почти на год.
Леонид Кравчук вступил на пост президента 5 декабря 1991 г. Генпрокурором тогда был Виктор Шишкин. Постановления о его отставке и о назначении нового генпрокурора Владислава Дацюка были приняты парламентом 21 октября 1993 г., то есть в конце второго года президентства Кравчука.
Леонид Кучма вступил на пост президента 19 июля 1994 г. Генпрокурором тогда был Владислав Дацюк. Постановления о его отставке и о назначении нового генпрокурора Григория Ворсинова были приняты парламентом 19 октября 1995 г., то есть на втором году президентства Кучмы.
Виктор Ющенко вступил на пост президента 23 января 2005 г. Генпрокурором тогда был Святослав Пискун. Ющенко уволил его 14 октября 2005 г., то есть на девятом месяце своего президентства, а назначил нового генпрокурора Александра Медведько еще позже — 4 ноября 2005 г.
Виктор Янукович вступил на пост президента 25 февраля 2010 г. Генпрокурором тогда был Александр Медведько. Янукович уволил его и назначил нового генпрокурора Виктора Пшонку своими указами от 3 и 4 ноября 2010 г., то есть на десятом месяце своего президентства.
Единственным исключением стал Петр Порошенко, вступивший на пост президента 7 июня 2014 г. Обязанности генпрокурора тогда исполнял Олег Махницкий. Порошенко уволил его и назначил нового генпрокурора Виталия Ярему своими указами от 18 и 19 июня 2014 г., то есть на второй неделе своего президентства. Напомним, что Порошенко был избран президентом в первом же туре и имел тогда огромный кредит доверия. Верховная Рада слушалась новоизбранного главу государства почти беспрекословно, тем более что к этому принуждали и объективные обстоятельства — необходимость консолидироваться в условиях масштабных боевых действий на востоке страны.
Может ли Зеленский повторить этот успех? Этот вопрос, конечно, не сводится к вопросу о судьбе генпрокурора, а гораздо более широкий: собирается ли нынешняя Верховная Рада беспрекословно слушаться Зеленского?
Война институций
Для демократических стран с президентско-парламентской или парламентско-президентской формой правления характерны перманентные конфликты между президентом и парламентом как институциями. Украина вполне вписывается в эту общемировую тенденцию.
К примеру, тот же Кучма, правивший, страшно сказать, десять с половиной лет, большинство почти все эти годы провел в институциональных сражениях с Верховной Радой. Достаточно напомнить, что в парламенте, избранном в марте 1994-го, преобладали левые силы, а его спикером был избран лидер социалистов Александр Мороз, быстро ставший политическим антагонистом Кучмы. Следующий парламент, избранный в марте 1998-го, тоже был преимущественно левым, его возглавил представитель Селянской партии Александр Ткаченко, и только в начале 2000 г. Кучме удалось организовать в Верховной Раде “бархатный переворот”, в результате которого Ткаченко был смещен и на его место избран Иван Плющ. Наконец, парламент, избранный в марте 2002-го, тоже не сразу превратился в послушную Кучме машину для голосования. Владимиру Литвину, бывшему главе администрации Кучмы, еле-еле удалось собрать 226 голосов, чтобы получить пост спикера.
После Оранжевой революции тот же парламент вместе со своим спикером Литвином сразу подстроился под Ющенко, но как только в команде победителей начались расколы, быстро воспользовался этим и стал играть на противоречиях между Ющенко и Юлией Тимошенко. К тому же конституционная реформа, вступившая в полную силу 1 января 2006 г., существенно обрезала президентские полномочия. Уже 10 января 2006 г. парламент взбунтовался против Ющенко и отправил в отставку правительство Юрия Еханурова. Новый парламент, избранный в марте 2006-го, вообще обманул Ющенко в самых лучших ожиданиях и назначил на пост премьер-министра Януковича. И только внеочередные выборы в сентябре 2007-го дали Ющенко лояльный к нему парламент. Впрочем, эта лояльность продержалась только год, а затем парламент снял с поста спикера Арсения Яценюка, заменил его на Литвина и стал вообще игнорировать Ющенко, ориентируясь одной частью на Тимошенко, а другой — на Януковича.
После президентских выборов в январе-феврале 2010-го тот же парламент вместе со своим спикером Литвином (ах, какое дежавю) сразу подстроился под победителя, то есть под Януковича. Но Янукович, как и Ющенко в 2005-м, не очень-то доверял Литвину. И лишь когда Янукович с помощью Конституционного суда вернул себе полномочия Кучмы, парламент полностью покорился Банковой. Такую же покорность демонстрировал и следующий парламент, уверенный, что Янукович и “регионалы” схватили власть крепко и будут удерживать ее о-очень долго.
Когда же Янукович вдруг сбежал, неожиданная победа Евромайдана совершенно деморализовала бывшее парламентское большинство. И депутаты стали послушно штамповать все, что требовала революционная власть. Так что когда Порошенко был избран президентом, ему не пришлось ни к чему принуждать Верховную Раду — она все делала сама, вплоть до самороспуска (формально саморазвалилась коалиция, что по прошествии 30 дней стало основанием для президентского указа о досрочных выборах). Новый парламент тоже какое-то время был послушен президенту — но уже с осени 2015-го контроль Порошенко над Верховной Радой стал проблематичным и зачастую лишь ситуативным.
Три слабости Зеленского
И вот теперь мы переходим к Зеленскому. Он вообще не имеет в нынешнем парламенте крепкой опоры — у него нет собственной фракции, есть разве что рыхлая масса потенциальных союзников.
Чтобы сколотить из них нормально функционирующее большинство, нужно, во-первых, много организационных усилий, прежде всего со стороны новоизбранного президента. Но Зеленский — абсолютный новичок в такого рода переговорах.
Во-вторых, нужно располагать ресурсом для дележа. Но у Зеленского, по сути, нет ничего интересного для депутатов. Госбюджет на текущий год давно поделен, а госбюджет-2020 будет принимать уже новый парламент. Должности в исполнительной власти? Их, конечно, можно поделить, но после парламентских выборов все придется переигрывать по-новому.
А в-третьих, депутаты должны видеть, что перед ними — сильный президент. При Кучме и Януковиче сила президента определялась прежде всего его полномочиями (хотя можно сказать и так: они доказали свою силу, отвоевав себе эти полномочия). Но даже когда полномочий маловато, большое значение имеют сильные личные качества президента, а также мощь стоящей за ним политической силы — имеется в виду не только его политическая партия, но и поддерживающие его бизнес-структуры.
По своим личным качествам Зеленский не только совершенно неопытный, но и откровенно слабый президент. Играть сильного и быть сильным — это очень разные вещи. Его партия “Слуга народа” — это до сих пор лишь виртуальный проект, за которым, правда, стоит очень крупный игрок — но тоже виртуальный. В самом деле Игорь Коломойский не показывается ни в Украине, ни в Европе, ни в Америке, сидит себе в Израиле, не высовывая оттуда носа (говорят, боится повторить судьбу Фирташа). Вот депутаты и сомневаются, столь ли он всесилен, как пытается представить себя в интервью, которых он раздает в последние недели подозрительно много — не для того ли, чтобы уверить всех в своей значимости.
Сейчас депутаты оказались на распутье. С одной стороны, они остерегаются без особых на то причин ссориться с новым президентом. И это побуждает их быть покладистыми.
Но с другой стороны, войны институций никто не отменял. И видя перед собой слабого президента, они не прочь сделать его еще более слабым. Для этого есть много разных способов, и как раз один из них — это не дать ему назначить своего генпрокурора.
В самом деле контроль над ГПУ — важный источник президентского могущества. У многих в парламенте есть причины быть недовольными Юрием Луценко. Но сейчас главный его плюс заключается в том, что он не человек Зеленского. Более того, у него есть “крючки”, за которые можно подергать некоторых деятелей, прибившихся к команде Зеленского, — например, советника Зеленского, экс-министра финансов Александра Данилюка, о чем напомнил журналистам сам Луценко.
“Один из представителей штаба Зеленского с фамилией Данилюк — фигурант уголовного производства НАБУ — постоянно хочет решить свою проблему, и хочет решить ее специфическим способом: не извиниться за ложь в декларации, не снять свои амбиции на какие-либо государственные должности из-за уголовного правонарушения, допущенного им во время занятия государственной должности, а снять источник проблем — Луценко”, — сказал генпрокурор. И выразил уверенность в том, что “общество заинтересовано в объективном, опытном генпрокуроре, а не в закрытии уголовных производств господина Данилюка”.
Словом, снимать Луценко — значит делать подарок Зеленскому, за который тот никак не собирается расплачиваться. А ведь если снять Луценко, то придется давать согласие на назначение нового генпрокурора, что будет уже не только подарком Зеленскому, но и потенциальным источником проблем для самих депутатов, а также для их партий и их бизнеса.
Поэтому не исключено, что Верховная Рада не захочет усиливать позиции партии Зеленского перед парламентскими выборами, ведь большинство нынешних депутатов собираются делать ставки на другие политические силы. Вот пройдут выборы, начнутся торги в новом парламенте — тогда и можно будет поменять генпрокурора. Если, конечно, Зеленский научится к тому времени вести переговоры.