А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек…
Перевод с английского С.Маршака, 1936 г.
Идея назвать такие формы мёбиусными принадлежит профессору Дэвиду Старку (David Stark) и его аспирантке Элизабет Уоткинс (Elizabeth Anne Watkins) из Колумбийского университета.
Лента Мёбиуса, лист Мёбиуса, петля Мёбиуса — односторонний топологический объект, изобретение которого в ХІХ веке приписывают математику Августу-Фердинанду Мёбиусу. Наглядная модель — полоска бумаги с полуоборотными и склеенными между собой концами. Наиболее распространенный художественный образ — литография “Лист Мёбиуса ІІ” (1963) нидерландского художника Мариуца Эшера (Maurits Cornelis Escher): ползущие по петле не знающие преград красные муравьи.
Односторонность поверхности сродни безграничности. Именно это для манхэттенских ученых стало определяющим. Статья Э.Уоткинс и Д.Старка в июльском 2018 г. выпуске журнала Sociologica (International Journal for Sociological Debate) называется “The MЪbius Organizational Form: Make, Buy, Cooperate, or Co-opt?”.
Мёбиусные фирмы, в отличие от традиционных, необходимые им активы не создают (make), не покупают (buy), не используют кооперативно (cooperate), они их кооптируют (co-opt). В Сollins English Dictionary одним из толкований слова co-opt является “использовать в своих целях (to make use of for one's own purposes)”.
Так, для выведения автоматических зондов в дальний космос баллистики NASA задействуют “космическую пращу” — силы планетарных гравитационных полей. Организации, кооптирующие чужие активы, ведут себя таким же образом, — они пользуются чужими ресурсами, зачастую не заручившись на то согласием хозяев. Но это не рейдерство.
Крупнейший американский телевизионный канал The Weather Channel, круглыми сутками транслирующий телевизионные программы о погоде на 100 млн домохозяйств по всем США, никакими метеорологическими исследованиями не озабочен. Самыми свежими данными и прогнозами его, как и многих других пользователей, в легкодоступном формате XML бесплатно обеспечивает Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA), являющееся федеральным ведомством Министерства торговли США. Популярный в Украине сайт Sinoptik.ua преподносит данные финской метеорологической службы Foreca и т.д.
Другим примером для ученых из Нью-Йорка служит компания Amazon, которая на заре интернет-торговли использовала магазины розничного гиганта Best Buy как свою витрину. Любой обладатель устанавливаемого на мобильный телефон приложения мог купить на Amazon вещь, приглянувшуюся ему в розничном магазине этой сети. Естественно, что ритейлер Best Buy быстро терял доходность.
На 46-м форуме в Давосе (2016) его президент Клаус Шваб (Klaus Martin Schwab) подверг критике крупнейшие в мире компании — таксомоторную Uber, ритейлера Alibaba и гостиничный сервис Airbnb — за отсутствие у них собственного продукта: ни тебе своего автопарка, ни тебе своих магазинов, ни тебе гостиниц. Но при этом ни разу не назвал эти суть интернет-приложения мёбиусными организациями. В этом пусть косвенное, но подтверждение оригинальности вышедшей из Колумбийского университета типологии.
Да, компьютеризация важна, но, имея в фокусе только интернет-приложения, легко за деревьями не увидеть леса. Мёбиусиане — гораздо более широкое понятие, это параллельный мир, кооптирующий мир производителей.
Признаки кооптации можно найти и в истории подпольного миллионера Корейко, на которого, со слов И.Ильфа и Е.Петрова, “в разных концах страны работали большие и малые пройдохи”, и в сочинении Виктора Суворова “Аквариум” (1985): “ГРУ (разведывательной спецслужбе) любая выставка интересна. Выставка цветов, военной электроники, танков, котов, сельскохозяйственной техники… это место, где очень легко завязывать контакты, где можно заговорить с кем хочешь, невзирая на ранги”. Вот выставка, которую устроил Джек. А вот посетитель, что к стендам стремится в салоне, который устроил Джек. А вот тот, кто пристально смотрит на лица всех тех, кто старается к стендам пробиться в салоне, который устроил Джек…
Удивляет, что при описании мёбиусных форм американцы отбросили опыт, полученный самим Дэвидом Старком в Венгрии во времена демонтажа социалистической экономики. Организации с эффектом стирания границ отношений собственности, границ предприятий, границ законодательных принципов были выявлены и описаны им в статье 1996 г.
Таким образом, есть все основания утверждать, что экономические феномены класса “мёбиус” существовали задолго до появления экзотических интернет-приложений. Так, японские металлургические корпорации для достижения контроля над сбытом продукции экспортирующих уголь австралийских предприятий приспособили в качестве средства кооптации миноритарные пакеты акций зарубежных горнодобывающих компаний.
Или другой, как сейчас принято говорить, кейс. Некой украинской далекой от металлургии фирме в лихие девяностые годы ХХ века “посчастливилось” заключить контракт с солидным зарубежным клиентом на поставку небольшими партиями достаточно большого объема литейного чугуна. Компания приняла решение задействовать толлинг (отношения давальчества), для чего заручилась согласием угольщиков на поставку шихты для коксования. Далее — давальческий контракт на получение кокса (под поставки угля); давальческий контракт на получение чугуна (под поставки кокса) и, наконец, получение валюты после экспорта чугуна.
Схема без сбоев просуществовала больше года — весь срок действия договора — и с лихвой подтвердила свою экономическую выгодность. Это была кооптация части рынка экспорта металлопродукции (присвоение заказчика) и кооптация перерабатывающих заводов, поскольку устойчивое давальчество теоретически приравнивается к неявной экспроприации собственности формальных владельцев перерабатывающих активов.
Кстати, та же компания, вдохновленная успешным опытом, приобрела коксохимический и небольшой металлургический завод с доменным циклом, но смена тактики (buy вместо сo-opt) для нее оказалась пагубной.
Кооптация может происходить не только на уровне микроэкономики (предприятия), но и на макро- и даже на мегауровне, для чего необходимы инструменты захвата бизнеса (business capture) или захвата государства (state capture).
“Достаточно, — написал в 2005 г. Н.Петраков, — национализировать с помощью налоговой системы львиную долю частных доходов в государственный бюджет, и предприятие будет частным только номинально (юридически)”.
А вот пример business capture на мегауровне.
В 1983 г. немецкая E.On продала свои нефтеперерабатывающие активы корпорации BP, слывшей тогда British Petroleum. Стремясь к вертикальной интеграции бизнеса, британцы часть немецких активов уступили венесуэльской компании, ставшей после национализации нефтяных промыслов в Венесуэле государственной корпорацией PDVSA.
Российские нефтяные компании с середины 1990-х неоднократно пытались выйти на европейские рынки моторного топлива, но тщетно. После мирового финансового кризиса 2008-го привлекательность европейских нефтеперерабатывающих активов резко снизилась, но не для высшего руководства России, имеющего на них стратегические виды. В результате принадлежащие PDVSA 50% акций немецкой компании Ruhr Oel, большой прибыльности не сулившие, в октябре 2010 г. перешли в собственность компании “Роснефть”.
Захват бизнеса необходим государству для решения стратегических задач макроэкономического наполнения. И наоборот, state capture — это ситуация, при которой власти на макроуровне озабочены удовлетворением интересов крупных бизнес-структур.
На рубеже веков шахтный фонд в Украине оставался в собственности государства, но контролирующие угольное производство бизнес-группы при попустительстве правительства стали определять политику государственных предприятий, назначать и смещать руководство, формировать механизм распределения доходов и участвовать в их присвоении. Фактически узурпировав права собственников, они оставили им ответственность как бремя обладания. Убытки шахт покрывало государство.
Посредники от угля полученную продукцию поставляли на коксохимические заводы и со временем стали настолько могущественными, что, потеснив бывших “красных директоров”, завладели всей сталеплавильной отраслью, и не только.
Очевидно, что мёбиусиане от бизнеса появились не вчера, но именно компьютерные технологии сделали их всепроникающими.
Широкое наступление таких организаций уже идет. Уберизация, от названия Uber, — устоявшийся термин, означающий утеснение традиционного бизнеса и устранение посредников.
Мёбиусные организации трудно распознать, еще труднее от них защититься. Деятельность того же Uber вызвала конфликтные ситуации и протесты во множестве стран, в тех же Франции, Германии, Италии, Испании.
Классический вопрос “что делать?”.
Можно, конечно, найти удобный предлог, дабы закрыть двери перед носом книголюба, который ходит в книжный магазин, чтобы бесплатно ознакомиться с новинками, а потом бесплатно же скачать понравившееся в Интернете. Но не каждого такого посетителя удобно вытолкать взашей.
Особенно если мёбиус-организации созданы при участии государства, будь-то в режиме state или business capture. Госсектор украинской угольной промышленности сократился до нескольких предприятий, а требования убрать с шахт “смотрящих” все так же актуальны.
Природа дает образцы комменсализма (дословно — сотрапезничества), когда один из двух разных видов живых организмов (комменсал) возлагает на другого (хозяина) регуляцию своих отношений с внешней средой, но не вступает с ним в тесные взаимоотношения. То, что полезно для популяции комменсалов, не причиняет вреда популяции хозяев, правда, и пользы не приносит.
Возможно, и это подразумевал Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto), когда формулировал свое условие эффективности: “Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением”.
Будут погодные каналы или их не будет, государство все так же станет мониторировать природу, чтобы вовремя предупреждать население об опасности разрушительных катастроф…
Другое дело Amazon и Best Buy, чьи хроники противостояния напоминают описания боевых действий. Но что важно, в 2018 г. корпорации заключили договор о сотрудничестве, поводом чему послужило разработанное компанией Amazon голосовое приложение Alexa. Переход Amazon от тактики сo-opt к тактике cooperate фактически означает конец мёбиусианы. Чтобы такое свершилось, торговая сеть Best Buy, бывшая традиционным офлайновым продавцом, трансформировалась в компанию из первой десятки американских онлайн-ритейлеров.
Но мёбиусиане настолько эффективны, креативны, адаптивны, что… лучше держать ухо востро! Уже, например, появились агрегаторы контента — программы или сервисы, которые собирают информацию из разных новостных каналов, сайтов, форумов и блогов в один источник.
“Мы живем в культуре сплошных контейнеров. Свадьба важнее любви… похороны — покойника… одежда — тела… обедня — Бога”, — так сказал уругвайский писатель Эдуардо Галеано (Eduardo Hughes Galeano).
Мёбиусная организационная форма — это очередной контейнер… или как троянский конь, мир изменяющий?