Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Налоговый пресс

[09:56 15 октября 2009 года ] [ Минпром, 15 октября 2009 ]

Украинский Кабмин во втором полугодии текущего года усиливает налоговую нагрузку на бизнес.

В то же время правительства других стран в период финансово-экономического кризиса поступают с точностью до наоборот, снижая фискальное давление.

В последнее время в Минфине и в Государственной налоговой администрации особой популярностью пользуется слово “креатив”. Так руководство поощряет подчиненных к поиску нестандартных решений по наполнению госбюджета. И надо сказать, определенные успехи в этом направлении уже имеются. Не повышая существующих ставок налогов и сборов (за исключением разве что акцизов на табак и алкоголь), чиновники ухитрились еще больше “зажать” предпринимателей независимо от размера их бизнеса.

Можно вспомнить о нескольких последних нововведениях. Так, в сентябре Кабмин внес изменения в порядок вычисления курсовой разницы по валютным кредитам, относимой на валовые затраты предприятий. Это приведет к существенному увеличению отчислений налога на прибыль в госбюджет. По подсчетам Минфина, сумма составит до 3 млрд грн. в год. Кроме того, в ГНАУ инициировали введение налогообложения на деривативы, мотивируя это тем, что через них происходит уклонение от платежей в бюджет, и прежде всего в строительной отрасли.

Наконец, в финансовом ведомстве сочли, что сейчас самое время вернуться к старой идее, которая заключается в применении методики обычных цен при расчете подлежащих налогообложению доходов хозсубъектов. Ее суть заключается в том, что теперь представители ГНАУ будут самостоятельно определять, кому и сколько платить в бюджет, исходя из той суммы дохода, которую, по их мнению, может получить предприниматель. Для этого и будут использоваться так называемые “обычные” цены. Они будут рассчитываться в налоговой администрации на основе сравнительного анализа ценовых предложений, существующих на каждом товарном рынке.

Приняв постановление о применении методики обычных цен, Кабмин сделал небольшой реверанс в сторону бизнеса, пообещав доработать его текст с учетом замечаний и пожеланий предпринимателей. Однако едва ли эта дипломатическая уловка способна кого-то ввести в заблуждение. Ведь отдельные дополнения не могут ничего изменить по сути. При этом правительство не собирается останавливаться на достигнутом, намереваясь утвердить положение об использовании обычных цен через парламент в виде закона. “Чтобы в дальнейшем плательщики не могли оспаривать эту норму”, — поясняют в руководстве Минфина.

Впрочем, о таком простом методе, как повышение ставок существующих налогов, в госструктурах тоже не забывают. Так, Укравтодор направил в правительство проект постановления, инициирующий увеличение ставок акциза на нефтепродукты. При этом аргументы ведомства не совсем отвечают здравому смыслу. Так, Укравтодор отмечает, что в начале 2009 г. доля акциза в стоимости нефтепродуктов составляла 18%, а сейчас снизилась до 12%. Как заявляют в Укравтодоре, это произошло за счет увеличения стоимости топлива при сохранении существовавшей ставки. И предлагает в связи с этим поднять акциз до восстановления его доли на уровне 18%. То есть стимулировать дальнейший рост цен на бензин, а заодно раскручивать инфляцию.

Между тем второе по величине и значению фискальное ведомство — Гостаможслужба — в сентябре также “порадовало” бизнес нововведениями. Ему удалось сделать то, чего не получилось даже у ГНАУ: узаконить через регистрацию в Минюсте собственные приказы о введении “белого” и “зеленого” списков операторов внешнеэкономической деятельности.

Внесенные в списки хозяйственные субъекты получают значительные привилегии.
К примеру, их грузы прекратят досматривать при пересечении госграницы (для “белых”) либо будут досматривать выборочно (для “зеленых”). Останется только таможенный контроль в пункте приема/отправления. Надо ли пояснять, что новшество создает широчайшие возможности для чиновников Гостаможслужбы, которые могут по своему усмотрению определять “цвет” предприятия? Правда, в самом ведомстве говорят, что это будет делаться с помощью балльной шкалы. Ну, так за баллы и придется платить…

При этом в Гостаможслужбе отмечают, что попытки увеличения налогового давления на бизнес — путь в никуда. Поскольку в таком случае он в массовом порядке уходит в “тень”. В качестве примера приводят ситуацию, возникшую в сентябре 2008 г., когда пошлину на ввоз мобильных телефонов увеличили с 94 долл. до 300 долл. В итоге за месяц в Украину официально по документам завезли 10 тыс. “мобилок”, тогда как среднемесячное значение легального импорта в тот период составляло 56 тыс. шт. Нетрудно подсчитать, что бюджет от такого новшества не только не получил дополнительных поступлений, но и утратил те, что имелись.

В текущем году уровень “тенизации” украинской экономики, согласно данным правительства, возрос с 28% до 32%. Не здесь ли находятся колоссальные резервы, которые остро нуждаются в легализации? Правда, для этого необходимо идти в прямо противоположном направлении, снижая налоговый пресс. И никакой “креатив” здесь не нужен.

Игорь ВОРОНЦОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.