Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

На машинах под горой

[12:20 16 сентября 2013 года ] [ Эксперт-Украина, № 35, 16 сентября 2013 ]

На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники?

Выпуск горно-шахтной техники — относительно новый вид бизнеса самого богатого украинца Рината Ахметова. Три года назад в структуре его финансово-промышленной группы СКМ появился машиностроительный холдинг НПК “Горные машины”, в который сегодня входит шесть заводов (“Горловский машиностроитель”, Дружковский машиностроительный завод, харьковский “Свет шахтера”, Криворожский завод горного оборудования, “Донецкий энергозавод” и “Донецкгормаш”), а также торговые компании в Украине, России, Казахстане, Польше и даже Вьетнаме. О том, каких показателей удалось достичь компании за это время и как чувствует себя рынок соответствующей техники, “Эксперту” рассказал генеральный директор НПК “Горные машины” Евгений Ромащин.

— В конце мая нынешнего года НПК “Горные машины” и группа компаний ДТЭК —  энергетический холдинг, входящий в состав группы СКМ, — подписали соглашение о стратегическом альянсе на пять лет. Зачем он нужен, ведь фактически компании и так принадлежат одному собственнику?

— В рамках достигнутых договоренностей ДТЭК получает возможность оптимизировать сроки поставки оборудования на свои угледобывающие предприятия, сократить продолжительность капитальных ремонтов, снижая тем самым потери от простоев. Кроме этого, мы обязуемся разработать ряд новых и модернизированных продуктов специально для ДТЭК. Соглашение также определяет алгоритм ценообразования на продукты компании “Горные машины” и фиксирует долю и преимущественное право поставки оборудования, входящего в продуктовый портфель. Это позволяет обеспечить минимальные сроки поставки оборудования, дает возможность долгосрочного планирования производства и закупок.

— Альянс потребует от “Горных машин” дополнительных инвестиций? О каких суммах идет речь?

— Чтобы предоставить более эффективный сервис, мы должны будем инвестировать свыше десяти миллионов гривен только в запас деталей и комплектующих, а также в разработку новых моделей техники, полностью адаптированных под потребности конкретного клиента. В планы входит и продолжение модернизации наших предприятий. Всего в этом году мы рассчитываем вложить в компанию более 400 миллионов гривен, что в три раза больше, чем в прошлом.

— Какова доля ДТЭК в продажах компании?

— В наших заказах 83 процента — это внутренний рынок. На нем на ДТЭК приходится 36 процентов.

— Заказы государственных шахт важны для компании? Что НПК “Горные машины” поставляет госшахтам сейчас?

— Нам важны все заказчики. На государственные шахты мы поставляем подъемные машины, электрические подстанции, ленточные конвейеры и многое другое.

— Вы упомянули модернизацию. Как часто предприятия, входящие в НПК “Горные машины”, обновляют продуктовую линейку?

— Горное машиностроение, как и сама горнодобывающая отрасль, довольно консервативно. Конечно, мы можем разработать и произвести революционную модель техники, однако здесь важно понимать, для кого мы это делаем и зачем. Уникальные решения разрабатываются под специальные условия заказчика и для выполнения его конкретных задач. Например, уже готова к отгрузке новейшая разработка — нарезной фронтальный комплекс. Это первый подобный комплекс в мире, аналогов нет. Проект был реализован нашим дивизионом очистного и проходческого оборудования в рамках стратегического альянса с ДТЭК. Теперь горняки смогут в два раза быстрее проходить ниши для монтажа очистного комплекса и запускать лавы для добычи угля. Кроме того, специалисты компании усовершенствовали очистной комбайн УКД-400, что теперь позволяет добывать уголь крупного сорта в тонких пластах. Кстати, мы единственные производители техники для добычи угля в сложных горно-геологических условиях тонких пластов с изменяющейся гипсометрией (грубо говоря, рельефом. — “Эксперт”).

Почем комбайны подземных нив

— Какова структура себестоимости производства? Что занимает наибольшую долю — металл, электроэнергия, научные разработки, оплата труда?

— Основную часть затрат составляют комплектующие и оплата труда.

— Велика ли импортная составляющая в производстве?

— Да, велика. Мы не отличаемся от других игроков глобального рынка и выбираем поставщиков как среди украинских производителей, так и среди иностранных по показателю ТСО — совокупной стоимости владения в пересчете на одну единицу полезного продукта. Относительно наших продуктов это, например, тонна горной массы, киловатт электроэнергии и так далее.

— Какова география сбыта НПК “Горные машины”? Как она изменилась за последние три года?

— У нас девять целевых рынков. Ключевыми по продажам являются Украина, Россия, Казахстан, Белоруссия. В прошлом году мы подписали контракт с VINACOMIN, самой крупной компанией, которая на сто процентов принадлежит государству, по добыче всех полезных ископаемых на территории Вьетнама и ряда сопредельных государств.

Мы существенно усилили позиции в Казахстане и России. Три года назад у нас не было регулярных поставок в эти страны, а сейчас создана специальная инфраструктура. В России это торговая компания с центральным офисом в Москве и четыре филиала в федеральных округах: Южном, Центральном, Западно- и Восточно-Сибирском. Филиалы располагают сервисными службами и складами, где находится всё необходимое для ремонта — запасные части, расходные материалы, целые узлы. Аналогичный принцип работы мы выстроили в Казахстане.

Согласно международным стандартам финансовой отчетности, в 2009-м выручка составляла 800 миллионов гривен, экспорт в ней занимал пять процентов. В прошлом году общий объем продаж у нас составил 3,3 миллиарда гривен, а на долю экспорта пришлось 17 процентов. Соответственно, объем экспорта вырос в 14 раз. Мы и дальше намерены развивать экспортное направление, и ожидаем, что к 2016 году оно будет занимать 40 процентов от общего объема продаж.

— Кто ваши конкуренты на международном рынке? Насколько жесткая там конкуренция?

— Машиностроительный рынок глобален, поэтому нам приходится конкурировать со всеми основными игроками. Повторюсь, мы специализируемся на оборудовании для отработки тонких и сверхтонких пластов. Это оборудование сейчас интересно многим странам, в частности, добывающим предприятиям России и Польши.

Кроме того, мы предлагаем клиентам комплексные решения — от строительства добывающих предприятий до обслуживания поставленного оборудования. Во Вьетнам, например, не только поставляем оборудование, но и строим там два ствола шахты Nui Beo под ключ.

Сервис против кризиса

— Насколько сильно на компании отразился кризис? Удалось ли сейчас выйти на докризисный уровень?

— Объемы продаж, даже если для чистоты подсчета исключить долю “Криворожского завода горного оборудования” и завода “Свет шахтера”, вошедших в состав “Горных машин” в 2011-м и 2012 году соответственно, сейчас выше, чем до кризиса. Этого удалось добиться за счет экспорта и послепродажного бизнеса: поставок запасных частей, сервиса и пр. По итогам прошлого года по этому направлению мы заработали 1,3 миллиарда гривен, это в 2,4 раза больше, чем было в 2011-м.

А вот по продажам нового оборудования рынок просел существенно — на 30 процентов (без учета продаж завода “Свет шахтера”), если сравнивать с показателями 2011 года, когда рынок пусть и не рос, но был относительно стабилен.

— Как обстоят дела по продажам проходческой техники?

— Мы не так давно ее производим (по сравнению с другими нашими продуктами). Активно это направление у нас развивается последние три года. И говорить о каком-то проседании или, наоборот, росте пока преждевременно.

— Каковы прогнозы на этот год?

— Рынок продолжит ощущать последствия кризиса. Снижение добычи полезных ископаемых, в том числе и угля, сказывается на инвестиционных программах наших клиентов (по данным Госстата, угледобыча в стране по итогам января-июля 2013 года упала на пять процентов, добыча железной руды — почти на 15% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. — “Эксперт”). На этом фоне вероятно отсутствие закупок нового оборудования и умеренный рост рынка капитальных ремонтов и запасных частей.

— Какую долю в продажах компании занимает сервис?

— Около 45 процентов. На мой взгляд, это хороший показатель для постсоветской компании. Для ориентира: лучшие показатели в компаниях нашей отрасли — 60—65 процентов. Мы тоже стремимся к этому уровню. Недавно запустили сервисную площадку по обслуживанию оборудования для горняков в России (на базе Каменского машиностроительного завода, Ростовская обл. — “Эксперт”), планируем запустить вторую в Новокузнецке.

У нас уже есть контракты на внегарантийный сервис, когда мы берем в обслуживание оборудование под ключ, то есть наш персонал обеспечивает все регламентные работы, включая ежесуточное техническое обслуживание. Таким у нас, например, стал контракт с одной из шахт ДТЭК (шахта Обуховская, Ростовская обл. — “Эксперт”). Персонал только эксплуатирует оборудование, а мы полностью отвечаем за его обслуживание и техническую готовность.

Речь идет только об оборудовании НПК “Горные машины” или это касается техники других производителей?

— Мы берем на обслуживание технику и других компаний, но сервис собственного оборудования для нас — главный приоритет.

У компании уже есть опыт работы с ОАО “Мосметрострой” — оператором строительства московского метрополитена. Планирует ли НПК “Горные машины” выходить на рынок производства оборудования для строительства подземок, например, выпускать проходческие щиты?

— Мы рассматриваем проходческие щиты как один из вариантов развития нашего проходческого направления, но сначала хотим расширить продуктовый портфель и предложить еще более конкурентоспособные продукты нашим традиционным клиентам. Тема метростроения может быть для нас актуальна года через три.

Деньги и люди

— Изменились ли во время кризиса предпочтения в схемах оплаты у клиентов?

— Да, изменились. У клиентов ощущается дефицит оборотных средств, а потому всё чаще они хотят использовать заемные ресурсы и получать отсрочку платежа. Чтобы помочь им, мы ведем совместную работу в поиске партнеров, в частности, лизинговых компаний. Кроме того, можем предложить отсрочку платежа до трех лет и аренду оборудования с последующим его выкупом в течение нескольких лет, при условии согласия покупателя на секьютиризацию сделки.

Совместно с одним из банков мы заканчиваем разработку схемы работы для государственных предприятий. В ней при продаже оборудования предусматривается существенная отсрочка платежа, при которой банк будет делать факторинг дебиторской задолженности с регрессом в наш адрес в случае неоплаты. Мы можем использовать такие экзотические для многих схемы, как дисконтирование гривневых аккредитивов при продажах в Украине и форфейтинг для зарубежных контрактов с документарной формой оплаты. (Форфейтинг  — особая форма кредитования, которая представляет собой покупку кредитором долговых документов заемщика “без права регресса” на любого предыдущего держателя обязательства. — “Эксперт”). Пока объективные цифры роста продаж, в том числе и экспортных, а также увеличение количества наших постоянных клиентов свидетельствуют о том, что мы на верном пути.

— На многих производственных предприятиях сейчас сетуют на недостаток технического персонала. Компании такая проблема знакома?

— Хорошего специалиста вообще тяжело найти, будь то производство или маркетинг. Конечно, мы ощущаем результаты провала в постсоветском образовании, когда технические специальности были не в почете. Но, честно говоря, большого дефицита с техперсоналом не испытываем. Мы сами активно занимаемся восполнением пробела: разработали внутреннюю систему развития персонала, регулярно отправляем сотрудников на отраслевые выставки, форумы, конференции. У нас есть собственные учебные комбинаты по подготовке, переподготовке, повышению квалификации и получению второй профессии для технического персонала на каждом предприятии.

Но наибольший рост и развитие наши сотрудники получают в самом процессе разработки внутренних проектов. Создается рабочая группа, проводится анализ рынка по соответствующей продуктовой линейке, в ходе которого мы изучаем, что нужно клиентам и что предлагает наш конкурент — какие технические и стоимостные параметры у его оборудования. Ставим задачу создать более конкурентоспособный продукт.

Помимо этого, мы работаем с учебными заведениями. Например, заключили партнерские соглашения с Донбасской государственной машиностроительной академией: ее студенты проходят у нас стажировку. Кроме того, финансируем ряд конкурсов и олимпиад, предлагаем выпускникам-победителям так называемые золотые контракты, гарантирующие трудоустройство на одном из предприятий нашей компании в течение трех месяцев после окончания вуза.

Светлана РЯБОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2013-09-28 14:44:39] [ Аноним с адреса 193.169.134.* ]

Прибыль- это не затраты, если вы экономист или хорошо учились в ВУЗе, то знаете. В % указаны затраты (не все, только "основные" это понятно), входящие в себестоимость, и зарплата в них для предприятий машиностроения никак не может быть основною частью при условии роста объемом производства. Напрашивается вывод, что объемы производства В Горных машинах не растут. При вопросе о прибыли, меня интересовал %, т.к. по многомиллионным EBITDA (из данных СМИ) из года в год идет снижение, соответственно, наверное, и %.Так, что не всё уж хорошо в королевстве....

[2013-09-27 10:25:14] [ Аноним с адреса 91.197.217.* ]

Прибыль - это затраты?

[2013-09-26 20:39:36] [ Аноним с адреса 193.169.134.* ]

"Основную часть затрат составляют комплектующие и оплата труда". Что-то здесь не совсем так. В себестоимости машиностроительных предприятий сырьё, материалы, комплектующие около 55%, енергоносители- около 15-20%, заработная плата с налогами - около 25%, а где же прибыль и другие затраты? Выходит заработная плата не основная часть, если учесть, что ежегодно выдается информация о многомиллионной EBITDA, полученной компанией....

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.