Благими намерениями правительство выстелило дорогу в ад на рынке газа, подав в парламент законопроект №7427, касающийся регулирования цен на рынке газа.
Ключевая цель — ввести мораторий на повышение цен и тарифов на газ и отопление в течение войны и шести месяцев после ее завершения.
В частности, предполагается следующее:
запрет повышать тарифы на услуги по распределению природного газа, тарифы на тепловую энергию (ее производство, транспортировку и поставку) и услуги по поставкам тепловой энергии и горячей воды;
цена на природный газ для бытовых потребителей не подлежит увеличению от цены, применявшейся в отношениях между поставщиком и бытовыми потребителями по состоянию на 24 февраля 2022 года;
запрет поставщикам природного газа осуществлять какие-либо действия по принуждению бытового потребителя к оплате задолженности.
И первый же вопрос — это законность этих, безусловно, благих, запретов, ведь ценовая политика, согласно Конституции, является компетенцией Кабмина, а не Верховной Рады. И это уже неоднократно подтверждал Конституционный суд своими решениями, который должен быть честным и беспристрастным, но это утверждение до сих пор остается требованием нашей евроинтеграции, а не действительностью. Так что, сугубо с юридической точки зрения, все эти попытки защитить потребителя довольно быстро можно остановить, обжаловав в КСУ. Правительству, согласитесь, следовало бы об этом подумать, тем более что сейчас у него есть исключительные полномочия, которых вполне хватило бы для принятия этого решения.
Второй вопрос касается запрета принуждения к взысканию задолженности. Если запрет повышать тарифы устанавливается до конца действия военного положения и в течение шести последующих месяцев, то вот запрет взыскания — только до окончания войны, и дальнейшей шестимесячной отсрочки там уже нет. Так что сразу после прекращения действия военного положения поставщики пришлют потребителям счета, которым те, безусловно, не обрадуются, даже несмотря на действующий мораторий на тарифы. То есть получается, что правительство вроде бы и защищает потребителя, но его решение по мораторию на поднятие тарифов можно легко остановить, а урегулирование задолженностей ограничивается исключительно военным временем.
При этом Кабмин делает все, чтобы поставщики не медлили с начислением долгов по максимуму, ведь на конец войны все они окажутся на грани банкротства.
Понятно, что мораторий на повышение тарифов при двузначной инфляции и чрезвычайно высоких ценах на энергоносители — это гарантированные убытки энергорынка. И правительство традиционно предлагает компаниям компенсацию, разумеется, за счет госбюджета, дефицит которого с начала войны вышел за какие-либо рамки рационального и наполняется очень вяло.
В случае введения моратория на тарифы правительство предлагает (отдельным законопроектом №7429) следующие источники покрытия убытков для компаний:
188,3 млрд грн помощи Евросоюза, правительств иностранных государств, международных организаций и донорских учреждений;
64,4 млрд грн дивидендов НАК “Нафтогаз Украины”;
11,5 млрд грн аванса по налогу на прибыль предприятий НАКа при уплате этих дивидендов.
Однако расчетов, сколько же средств действительно понадобится энергосектору для компенсации потерь от моратория, ни в одном из законопроектов нет, как нет и понимания, хватит ли энергосектору суммы более 264 млрд грн. Но два риска очевидны. Во-первых, компенсации ограничиваются бюджетом текущего года, хотя даже если война закончится в августе, мораторий будет действовать по меньшей мере до февраля следующего года. Во-вторых, львиная доля компенсаторов — средства от западных партнеров Украины, которые сейчас поступают весьма вяло, порционно, а главное, не являются постоянным и надежным источником финансирования, потому что их выделение обычно зависит от многих факторов.
Впрочем, шкуру неубитого медведя уже поделили следующим образом:
150 млрд грн собственно на компенсацию разницы в тарифах для энергокомпаний;
38,2 млрд грн на субвенцию местным бюджетам для той же компенсации;
76 млрд грн на погашение старых долгов облгазов перед государством.
И тут интересно, потому что последний пункт не об убытках, которые понес сектор, покупая дорогое топливо и продавая его дешево потребителям, а о долгах перед госбюджетом, в течение последних десяти лет накапливаемых облгазами, большинство из которых до недавнего времени принадлежали Дмитрию Фирташу, а теперь переданы “Чорноморнефтегазу”.
Переданы не идеально, мягко говоря. Поводом для их ареста и отчуждения стали, скорее, сомнительные действия Минэнерго, а не самих облгазов. Ведь само министерство, выполняя поручение правительства о взыскании с облгазов арендной платы за пользование газовыми сетями, решило заключать с ними соглашения о бесплатном пользовании государственным имуществом. Отыграть это решение в суде вполне возможно, а сделать это уже после того, как государство за средства общества лишит эти компании задолженности, еще и удивительно выгодно.
Вишенка на нашем торте из наихудших ожиданий — законопроект №7451, вносящий изменения в закон о приватизации госимущества, разрешая продажу арестованных объектов, а также имущества, на которое наложен запрет отчуждения, и приватизацию “пула”, то есть объекта, сформированного из нескольких объектов приватизации. Ой, а там много всего очень коррупционного.
Трудно не заметить и другое. В законопроекте №7429 призрачные средства союзников идеально подогнаны именно под компенсации, реальные средства НАК — аккурат под погашение долгов облгазов, даже отдельную статью в госбюджете предлагают под это создать. Так что не удивимся, если в итоге окажется, что именно эта долговая история и является конечной целью такого законотворческого порыва.
Бюджетный комитет, чтобы хоть как-то оправдать такие странные подходы к заботе о потребителях, в своем заключении подчеркивает, что погашение долгов облгазов — общественное благо, потому что улучшит их финансовые результаты и в светлом будущем позволит им платить государству дивиденды. Это все так, вот только горизонт этих дивидендов далек настолько же, насколько именно этот вопрос далек от проблемы с регулированием тарифов для потребителей.
Итак, что же мы имеем? Мораторий на повышение тарифов, который взмахом руки может остановить КСУ, с полумораторием на взыскание задолженностей. Очевидные, но так и не просчитанные в реальном объеме убытки для энергосектора, который ожидает самый сложный отопительный сезон в истории. Отсутствие гарантированных и стабильных поступлений для компенсации этих убытков со всеми самыми плохими последствиями для энергокомпаний. Зато у нас есть квалифицированно выписанный механизм, как за наш с вами счет списать задолженность облгазов, которые в любой момент (но наверняка уже после закрытия долгов) могут оказаться снова в частной собственности. И мы даже не будем знать, в чьей собственности, потому что до конца войны не будем иметь доступа к госреестрам. Как-то все это не очень похоже на заботу о населении, согласитесь, но и найти сейчас в сессионном зале тех, кто не проголосует за мораторий на тарифы для населения, будет очень трудно. На что, очевидно, и рассчитывают авторы замысла.
Юлия САМАЕВА
Что скажете, Аноним?
[19:48 05 ноября]
Інтерв’ю із заступником глави місії МВФ в Україні Тревором Лессардом
[11:11 05 ноября]
18:50 05 ноября
18:00 05 ноября
17:50 05 ноября
17:30 05 ноября
17:15 05 ноября
17:00 05 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.