Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Modernizatsya.ru: Самая модернизированная

[10:16 09 августа 2010 года ] [ Ведомости, № 146, 9 августа 2010 ]

Вторая годовщина начала боевых действий на российско-грузинской границе — повод вспомнить о том, что российская армия проявила себя в том конфликте не с самой лучшей технологической стороны.

Практически отсутствовали приборы ночного видения, связь на тактическом уровне не имела закрытых каналов, рассказы о высокоточном оружии оказались убаюкивающей сказкой и т. д. За постсоветский период наша армия стала “самой модернизированной” в мире — в том смысле, что вооружения постоянно модернизируются, но не обновляются. Изменит ли ситуацию принятие нового военного бюджета на 2011 г., пока сказать сложно, но некоторые шаги располагают к оптимизму.

С 2000 по 2010 г. российский военный бюджет вырос с 141 млрд до 1,264 трлн руб. (а в 2013 г. составит 2,025 трлн руб.), но этот рост не воплотился в рост поставок техники и вооружений, а был съеден увеличением цен на новые образцы и огромными тратами на модернизацию устаревших. Сегодня стоимость танка Т-90 в 7,4 раза выше, чем в 2000 г., БТР — почти в девять раз, а снайперской винтовки — в 13,4 раза, но даже по этим ценам планы поставок вооружений не выполняются. Недавно принятую в строй дизель-электрическую подводную лодку “Санкт-Петербург” делали 12 лет, а атомную подводную лодку проекта 885 “Ясень” строим более 16 лет и неизвестно, когда закончим. В 2006 г. говорили о постройке за 15 лет 20 фрегатов проекта 22350 — не готов ни один. С 2010 г. должно начаться финансирование закупок 60 истребителей Су-35, Су-30, Су-27 и 32 бомбардировщиков Су-34, но сроки поставок пока не определены. Причина очевидна — полное отсутствие конкуренции среди поставщиков, нагло выкручивающих руки государству.

Даже в советские времена политическое руководство страны понимало важность состязательности в производстве военного снаряжения. Самолеты, вертолеты и танки разрабатывали и производили по три-шесть конструкторских бюро и оборонных заводов. Своеобразная конкуренция существовала в космической и ракетной сферах. В сочетании с тем, что на инвестиционные нужды тратилось до 70% военного бюджета, это давало весьма впечатляющие результаты, делавшие Советскую армию одной из самых передовых в мире. Сегодня вместо десятков КБ есть всякого рода “объединенные” корпорации, но прогресс заметен только в разбазаривании средств и вздувании издержек. При этом всеми правдами и неправдами отстаивается финансирование проектов, которые трудно назвать перспективными: ситуация с пресловутой нелетающей “Булавой”, которую упорно предпочитают более доведенной “Синеве”, хороший тому пример. Кроме того, российская техника серьезно проигрывает в своих свойствах зарубежным аналогам.

В такой ситуации руководство Министерства обороны поступает абсолютно верно, начиная закупки военной техники за рубежом. Разве может нормальный военный удержаться от приобретения двух ударных вертолетоносцев у Франции за $900 млн (и постройки еще двух в России), если наши директора за пять лет намодернизировали проданный Индии авианесущий крейсер “Адмирал Горшков” на $2,2 млрд и процессу не видно конца (вдвое больше “Горшкова” по водоизмещению и вчетверо — по ударной мощи George H.W Bush, новейший из американских авианосцев класса Nimitz, принятый в состав ВМС США в 2009 г., строился шесть лет и обошелся в $6,4 млрд). Сколько можно финансировать программу беспилотников, если можно закупить их у Израиля в разы дешевле? Или поддерживать “Русские машины”, покупая у них “Тигры”, существенно проигрывающие по своим качествам итальянским IVECO-LMV M65? Военные правы: в противостоянии между производителями и потребителями приоритет следует отдать потребителям — солдатам и офицерам, которые должны защищать родину, а не пытаться совладать с работающей от случая к случаю техникой и жертвовать остальными статьями военного бюджета ради неумеренных аппетитов наших промышленников.

Российский ВПК находится в тяжелом положении, но выходом из него может быть лишь оптимизация издержек, налаживание кооперации с зарубежными компаниями и повышение конкурентоспособности. Мы теряем зарубежные рынки (за последние годы Алжир отказался от покупки партии самолетов Миг-29, Китай — от приобретения 38 транспортных самолетов и самолетов-заправщиков Ил-76/78С, пересмотрели ряд контрактов Индия, Норвегия и Греция), сохраняя присутствие в основном там, куда поставляем оружие в долг, как в Венесуэлу. Россия уступает уже не только традиционным, но и новым конкурентам, и прежде всего “дружественному” Китаю. Компенсировать проблемы отечественной оборонки ростом закупок устаревающей и сверхдорогой техники для собственной армии — большая ошибка. В эпоху, когда блоковое противостояние ушло в прошлое, а ядерный щит на некоторое время создает России защиту от возможных агрессивных поползновений великих держав, важнейшей задачей становится создание мобильной, высокопрофессиональной и оснащенной современным оружием армии. Для этого следует сохранить и развить те отрасли ВПК, которые имеют серьезные заделы, но поставить их в условия жесткой конкуренции на внутреннем рынке, которая ранее практически отсутствовала. И начало закупок иностранной военной техники — показательный первый шаг на пути, идя по которому можно превратить нашу армию из “самой модернизированной” в относительно современную. Шаг трудный, но правильный.

Владислав ИНОЗЕМЦЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.