На долю Николая Григорьевича Твердунова, который в 1951 году возглавил Запорожский паровозоремонтный завод, выпали самые сложные годы: уходили в прошлое отслужившие свой век паровозы, а им на смену пришли мощные тепловозы и электровозы, для которых необходимо было создавать новую ремонтную базу.
По заданию Министерства путей сообщения Запорожский паровозоремонтный завод первым в стране перешел на ремонт электровозов. Это была не только большая честь, но и огромная ответственность. Для перехода к новому производству пришлось провести полную реконструкцию завода. Она началась в сентябре 1958 года и была завершена — досрочно — к началу 1962 года. Сложность состояла в том, что, осваивая ремонт электровозов, заводчане продолжали выполнять государственный план по ремонту паровозов.
Чтобы переходный период не затянулся на долгий срок, Николай Твердунов вместе с техсоветом завода выработали свое предложение, по которому ремонт электровозов, тележек, аппаратуры и электрических машин был организован на местах. Были изготовлены более 800 единиц нестандартного оборудования, технологическая оснастка и различные виды инструментов. Своими силами была построена и смонтирована станция по испытанию электроаппаратуры, аппаратный участок был реорганизован в цех.
Принятие нестандартных решений — вот что отличало директора Твердунова. С его участием был впервые разработан нестандартный технологический процесс ремонта электровозов, согласно которому локомотив, поступивший в ремонт, ставился на разборочное стойло, где кузов отделялся от рамы и передавался в сборочный цех. Тележки вместе с тяговыми двигателями подавались на тележечный участок и устанавливались на разборочные стойла и так далее.
При умелом, высокопрофессиональном руководстве Николая Твердунова завод заявил о себе в новом качестве — электровозоремонтного. И как результат — наряду с ремонтом электровозов предприятие получило также задание изготавливать новую электроаппаратуру для электроподвижного состава.
Учились все
Директор понимал, что без переквалификации кадров новое дело освоить сложнее. Поэтому именно по его инициативе и при поддержке весь коллектив начал учиться. Бывших котельщиков, медников, слесарей, паровозников и рабочих других профессий переучивали на слесарей-электриков, обмотчиков, пропитчиков и другие специальности, связанные с электровозоремонтным делом.
В тот период предприятие получило около 200 единиц новейших по тому времени высокопроизводительных станков и кузнечных прессов мощностью от 10 до 630 тонн. Новый станочный парк также нужно было осваивать. Около 400 рабочих прошли подготовку по ремонту электроподвижного состава на Перовском, Новочеркасском, Челябинском и Рижском заводах.
Каждый, кто овладел новым делом, тут же обучал товарища. Всего около 1000 человек прошли подготовку по ремонту электровозов и изготовлению электроаппаратуры.
Первый электровоз отремонтировали за три месяца
Наконец наступил особенный день — 19 февраля 1959 года из заводских ворот вышел первый электровоз, отремонтированный всего за три месяца. А в начале сентября 1959 года предприятие стало называться Запорожским электровозоремонтным заводом. Можно только догадываться об ответственности, лежавшей в то время на плечах директора Николая Григорьевича Твердунова.
В переходном 1959 году заводчане выпустили из ремонта 45 электровозов (при плане 44) и 227 паровозов. В последующие два года объем ремонта электровозов все время возрастал, а количество отремонтированных паровозов, наоборот, уменьшалось. И 28 декабря 1961 года состоялись проводы последнего отремонтированного паровоза. Завод полностью перешел на восстановление электролокомотивов и окончательно стал электровозоремонтным, неоднократно побеждая во всесоюзном социалистическом соревновании.
При директоре Твердунове заводчане освоили ремонт электровозов чехословацкого производства ЧС-2 и ЧС-3, они провели переоборудование 10 электровозов ВЛ61 на двойное питание. Эти машины должны были с одинаковой мощностью водить поезда как по участкам железнодорожного пути электрифицированным переменным током, так и на линиях с постоянным током.
Коллектив завода взялся за дело с энтузиазмом: прямо “на ходу” переводился текст технической документации с чешского языка на русский, готовились оснастка, инструмент и нестандартное оборудование и тут же производился ремонт локомотивов. Задание было успешно выполнено и перевыполнено.
Есть 1000-й и 5000-й электровозы!
14 марта 1964 года из цехов завода вышел тысячный электровоз ВЛ22-1530, отремонтированный сверх плана. Это была большая трудовая победа. В 1977 году в цехах завода был отремонтирован 5000-й электровоз (серия ВЛ-60 №1595). За ударный труд 13 мая 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 12 работников завода были награждены орденами и медалями Советского Союза.
От ремонта — к строительству электровоза
Сегодня ОАО “Запорожский электровозоремонтный завод” является современным предприятием, которое в совершенстве освоило не только различные виды ремонтов электровозов, но и фактически их строительство. Для этого все необходимое есть — комплекс для лазерной резки металла “Быстроник”, листогибочный пресс “Хаммерли”, высококвалифицированные специалисты.
С 2003 года предприятие возглавляет Григорий Григорьевич Резниченко — награжден знаком “Почетный железнодорожник”, проработавший много лет главным инженером завода. Можно сказать, что коллективу ЗЭРЗа везет с директорами. Как и Николай Твердунов, нынешний руководитель не останавливается на достигнутом, все время нацеливает коллектив на будущее. Григорий Резниченко считает, что завод обязан технологически быть на один шаг впереди той техники, которую ремонтирует, — это является залогом ее надежности и безопасности движения поездов.
ЗЭРЗ за последние годы вышел на качественно новый уровень капитального ремонта электровозов серии ЧС-4. Собственными силами изготавливаются новые кабины, боковины, крыши и другие комплектующие, которые ранее поступали по импорту из Чехии. Теперь срок службы обновленных электровозов гарантированно продлевается еще на 15 лет. В этом и состоит уникальность Запорожского электровозоремонтного завода.
Так достойно продолжается дело, начатое предыдущими поколениями заводчан более 100 лет назад. И это лучшая память легендарному директору Николаю Твердунову и тем, кто ранее трудился здесь.
Из досье
Николай Григорьевич Твердунов выходец из рабочей семьи. С 19 лет работал в Днепропетровском локомотивном депо. Закончив вечернее отделение Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта, перешел работать на Днепропетровский паровозоремонтный завод.
В сентябре 1941 года был откомандирован на Мичуринский паровозоремонтный завод, где в течение двух лет обеспечивал бесперебойный ремонт поврежденных на фронте танков и бронепоездов. Был награжден медалями “За доблестный труд” и “За победу над Германией”. В Днепропетровск вернулся после освобождения города и продолжал работу на паровозоремонтном заводе.
Зимой 1951 года был направлен главным инженером на Запорожский паровозоремонтный завод, а несколько месяцев спустя Твердунов стал его директором. За время его работы не было случая, чтобы завод не выполнил плановое задание.
Предприятие было полностью реконструировано, а площади были расширены вдвое. Завод стал ремонтировать электровозы, которые затем получали 40 предприятий Министерства путей сообщения и 9 железных дорог бывшего СССР.
Николай Твердунов был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, высшим знаком МПС “Почетный железнодорожник” — всего у него было около 15 правительственных наград, а также Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР. В 1980 году Н.Г. Твердунову присвоили почетное звание заслуженного работника транспорта Украинской ССР.
Цифры и факты
Начиная с 1953 года, коллектив Запорожского паровозоремонтного завода в течение почти 30 лет систематически перевыполнял производственную программу.
В 1954 году план по выпуску валовой продукции был выполнен на 111,5 процента, а по ремонту паровозов — на 108,6 процента, повысилась производительность труда.
К 50-летию предприятия, которое завод отмечал 24 апреля 1956 года, 33 человека были награждены нагрудным знаком “Почетный железнодорожник” и более 200 — другими знаками Министерства путей сообщения. 48 человек получили Почетные грамоты ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта СССР.
К 25 декабря 1956 года паровозоремонтники полностью восстановили завод после военной разрухи, фактически построив его заново.
В 1953 году по инициативе директора Николая Твердунова было начато проектирование строительства Дома культуры имени Дробязко, а в 1957 году ДК уже принял первых зрителей. В 1967 году он получил статус Дворца культуры железнодорожников.
Что скажете, Аноним?
[22:21 28 декабря]
[15:49 28 декабря]
[14:09 28 декабря]
18:00 28 декабря
13:00 28 декабря
12:30 28 декабря
12:20 28 декабря
11:30 28 декабря
11:00 28 декабря
10:30 28 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.