“Мне больше нравится модель, которая сейчас существует в Соединенных Штатах: выбрали президента на четыре года, и он формирует правительство. И он является председателем правительства, он и его команда несет ответственность за все эти четыре года”, — заявил Уманский в интервью одному из изданий, пишет “Деловая столица” со ссылкой на Depo.ua.
Американская модель, по его мнению, была бы наиболее эффективной для Украины, поскольку тогда можно было бы убрать элемент неопределенности и внести элемент ответственности.
“Потому что сегодня в восприятии людей все равно вся ответственность на президенте. А полномочий на сегодняшний день с точки зрения экономической или финансовой политики у него нет. А народ не хочет этим заморачиваться: “Мы его выбрали”. Кто выбирал Гройсмана или кто выбирал Яценюка? Люди не выбирали. Они выбирали Порошенко. С позиции украинской ментальности у нас ответственность персонифицирована “, — резюмировал советник президента.
Это заявление следует расценивать не иначе, как ответ Банковой на недавние предложения Арсения Яценюка переформатировать систему власти, усилив правительство и оставив президенту функции арбитра. Еще тогда СМИ замечали, что теперь обязательно найдутся те, кто будет выступать за усиление президентской власти.
Их спикером и стал Уманский. Все сказанное им можно свести к одной фразе: мечтающие об урезании полномочий президента могут спускаться с небес на землю. Это касается и Яценюка, и Арсена Авакова, который также артикулировал подобные идеи, и всех остальных, кто планирует повесить ослабление президентской вертикали на свои предвыборные знамена. И похоже, что это только пробный бросок для проверки реакции инициаторов изменений в Конституцию.
Если они будут настаивать на своем, можно ожидать, что в политикум и в общество будет внесена дискуссия вокруг усиления полномочий президента под тем соусом, что коалиция после избрания премьера и делегирования в правительство квотных министров забывает о своей сфере ответственности, в следующий парламент могут попасть реваншисты в больших количествах, а это угрожает стабильности политической системы. Об американском варианте речь, конечно, не пойдет, ведь, во-первых, не тот уровень доверия сейчас к действующему президенту, чтобы украинцы согласились на усиление его функций. Во-вторых, однозначно против будут наши западные партнеры, которые наблюдали, чем заканчивали в наших реалиях президенты с очень сильными полномочиями. Два Майдана были именно тогда, когда действовала Конституция с президентско-парламентской формой правления.
Игры играми, но в словах Уманского есть и значительная опасность. Народ выбирает не только президента, но и Верховную Раду, поэтому не нужно заниматься манипуляциями. Манипуляция первая: Яценюк вел свой “Народный фронт” на выборы на должности премьера и отмечал, что после победы планирует и дальше возглавлять Кабмин. То есть первое место “фронтовиков” на досрочных выборах ВР — это согласие избирателей с курсом правительства и его главы. Манипуляция вторая: Гройсман, тогдашний вице-премьер — министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, баллотировался в парламент в первой пятерке Блока Петра Порошенко, то есть его избрал народ. А премьер-министром Владимир Борисович был избран 257 голосами народных избранников. В отличие от Уманского, которого внештатным советником назначил президент. Этот чиновник вообще не имеет понятия, как оно — быть избранным. Он всю жизнь проработал в исполнительной власти и ни разу не пробовал свои силы в качестве избранного должностного лица.
Манипуляция третья: сейчас вынесения в публичный дискурс проблемы очередного перераспределения власти между правительством и президентом абсолютно не ко времени. Это только снижает рейтинг власти. Раздраженный избиратель скажет: из экономического кризиса никак не можем выбраться и войну закончить, а эти опять дерутся за то, у кого в руках будет тяжелее булава.