Уже более месяца группы активистов проводят мероприятия по блокированию (нескольких) железнодорожных перегонов с неподконтрольными территориями Донбасса. А вопросы о целесообразности и механизмах торговой блокады обсуждаются в Украине уже третий год.
Вопрос целесообразности торговой блокады сам по себе весьма полемичен. Вопрос о ее эффективности — тем более. Особенно если осуществлять ее силами активистов, статус, юрисдикция и финансирование деятельности которых, мягко говоря, не очень понятны. И тем более при отсутствии в украинском обществе единого мнения на сей счет и наличии сил, которые откровенно (или не очень) против такой блокады.
А единого мнения и не будет. Те, кто полны решимости хоть как-то наказать мятежный регион, будут ее поддерживать. Прагматики в большинстве своем против торговой блокады. И их позиция, даже если у них нет в этом прямой заинтересованности, тоже вполне объяснима.
Если вкратце, то Донбасс продает уголь и металл, а завозит товары народного потребления (на сегодняшний день наиболее актуальны продукты питания). Исходя из такого баланса “внешней торговли” региона следует рассматривать и целесообразность торговой блокады.
В любом регионе и в любой отрасли существует целый ряд предприятий, которые прочно встроены в единый производственный цикл, а в цепочке уголь—кокс—руда—металлопрокат звенья технологического цикла особенно взаимосвязаны и взаимозависимы. А к этой цепочке автоматически добавляются загрузка ж/д транспорта, портов, налоговые поступления и валютная выручка. Недалеки, кстати, те времена, когда экспорт металлопродукции давал Украине почти половину валютных поступлений, а это, в свою очередь, курс гривни и целый ряд последующих факторов.
Что касается угля энергетического, то здесь поставки из Донбасса сложно переоценить. Для донецкого угля Украина — это традиционно основной рынок сбыта, и в то же время Донбасс — неизменно важнейший поставщик угля для всей Украины.
Конечно же, тут сторонники блокады не могут не коснуться структур Ахметова, борьбы с олигархами, которая “осталась только на словах и в предвыборных обещаниях”, но империя Ахметова не вчера возникла, и путем блокады бороться с ней едва ли эффективно (если только не считать сами блокадные мероприятия некой PR-акцией). А отопление и электричество в домах нужны всем и сейчас, независимо от того кто, откуда и как завозит уголь.
Что касается товаров народного потребления, то любой человек, который хотя бы раз переезжал блокпосты, не мог не видеть большое количество крытых фур, весьма организованно и быстро проезжающих в обе стороны от линии разграничения. У них своя полоса для проезда (как и для служебных машин), они не стоят часами в очереди в отличие от длинных верениц частного автотранспорта.
Везут домой в “республику” украинские продукты и частные лица: разница в ценах весьма ощутима. Украинские продукты на полках ДНР, конечно же, есть — даже кетчупы из далекой Волыни, и пиво львовское, и колбасы закарпатские, только стоят они примерно в полтора-два раза дороже, а порой и в два с половиной. “Люблю смотреть, как гордые новороссы едут к нам за пенсией и едой, полные сумку тянут, кушать хочет вата” — такого рода комментарии часто пишут в сетях жители подконтрольных Украине городов Донецкой области.
С другой стороны линии разграничения
Руководство и СМИ “республик” между тем активно используют риторику украинских политиков и дебаты в украинских СМИ о блокаде Донбасса в свою пользу. И вот тут эффект несомненный. Само слово “блокада” лишь подчеркивает “героизм народа Донбасса”, который “выстоял и выстоит”, несмотря ни на что. Эта тема неустанно эксплуатируется местными СМИ, проводится яркая историческая параллель с блокадой города-героя Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Ситуация с экономической блокадой Донбасса весьма напоминает историю с санкциями, введенными Западом против РФ и контрсанкциями, которыми ответила сама Россия. Мы уже многократно слышали от здравомыслящей части россиян, что для населения куда ощутимее и неприятнее именно контрсанкции, то есть ограничения от импорта товаров.
Подобно тому, как в руководстве России многие экономические проблемы списывают на санкции Запада, так и руководство ДНР многие свои проблемы списывает на “экономическую и политическую блокаду”.
Вполне очевидна и прямая выгода правителей “республик”, которые контролируют и внутреннего производителя, и разного рода пошлины, и зашкаливающие цены в условиях снижения конкуренции со стороны украинских товаров.
В качестве ответа на блокаду ДНР вводит свои ограничения провоза продукции для частных лиц, а с начала февраля, к примеру, полностью запретила и оптовикам, и частникам ввоз свинины и продуктов из нее под предлогом какой-то неведомой эпидемии свиней в Украине.
“Реально не было никаких вспышек в Украине, просто давят поставки мяса”, — говорят сами дончане. Кусок сала или кило свинины на “таможне” отберут однозначно, а в палке колбасы будут рассматривать состав.
В декабре 2016 г. (когда Семенченко поставил свой ультиматум) глава ДНР Александр Захарченко вообще заявлял: “ДНР полностью откажется от украинских продуктов”.
Всякий раз, когда в местных источниках речь заходит о блокаде со стороны украинских добровольцев (активистов), среди жителей “республики” мнения тоже неоднозначны:
“Вот твари” — пишут наиболее эмоциональные комментаторы форумов и те, кто умышленно нагнетает антиукраинскую истерию по любому поводу.
“Обойдемся без них, у нас и так уже давно все свое” — пишут другие. Своего, если говорить объективно, явно недостаточно, а вот российские продукты — обычно менее качественные, чем украинские, — нишу на рынке “республики” заняли весомую.
“Только украинским производителям станет хуже” — в таких комментариях есть доля правды.
Но наиболее адекватным мнением можно считать: “Ну что же, теперь у нас еще дороже все будет”. А от подорожания продуктов само собой выиграют лидеры сепаратистов, а проиграет простой потребитель, который и на референдум-то, возможно, даже не ходил.